О медицинском страховании военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу О медицинском страховании военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие услуги входят в медицинское обеспечение военнослужащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских организациях по территориальному принципу. При отсутствии таких организаций по месту военной службы или месту жительства и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации осуществляются в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом для оказания военнослужащим скорой медицинской помощи предъявление полиса обязательного медицинского страхования не требуется (п. 2 ст. 16 Закона N 76-ФЗ; п. 3 ст. 25 Закона N 323-ФЗ; п. п. 1, 4, 5 ст. 17.1 Закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ; п. п. 2 - 4 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 20.05.2021 N 285; п. п. 2, 3 Приказа Министра обороны РФ от 16.01.2006 N 20; п. 24 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 16.11.2020 N 605; Письмо Минздрава России от 11.10.2019 N 14-3/и/2-9434).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских организациях по территориальному принципу. При отсутствии таких организаций по месту военной службы или месту жительства и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации осуществляются в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом для оказания военнослужащим скорой медицинской помощи предъявление полиса обязательного медицинского страхования не требуется (п. 2 ст. 16 Закона N 76-ФЗ; п. 3 ст. 25 Закона N 323-ФЗ; п. п. 1, 4, 5 ст. 17.1 Закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ; п. п. 2 - 4 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 20.05.2021 N 285; п. п. 2, 3 Приказа Министра обороны РФ от 16.01.2006 N 20; п. 24 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 16.11.2020 N 605; Письмо Минздрава России от 11.10.2019 N 14-3/и/2-9434).
Вопрос: О страховых взносах с выплат военнослужащим за преподавательскую деятельность на условиях совместительства по трудовым договорам в период, свободный от исполнения обязанностей военной службы.
(Письмо Минфина России от 13.10.2025 N 03-15-07/98884)Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию.
(Письмо Минфина России от 13.10.2025 N 03-15-07/98884)Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий, социальных и страховых выплат, а также осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством Российской Федерации случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), осуществление накопительных взносов на именные накопительные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, расходы на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан Российской Федерации, в том числе возмещение выпадающих доходов транспортных организаций, осуществляющих перевозки граждан льготных категорий транспортом общего пользования, другие аналогичные расходы.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий, социальных и страховых выплат, а также осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством Российской Федерации случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), осуществление накопительных взносов на именные накопительные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, расходы на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан Российской Федерации, в том числе возмещение выпадающих доходов транспортных организаций, осуществляющих перевозки граждан льготных категорий транспортом общего пользования, другие аналогичные расходы.
Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОМС за 2024 г. адвокатом, осуществляющим деятельность в адвокатском кабинете и получающим военную пенсию.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-15-05/124929)Согласно пункту 1.4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, к которым относятся адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного подпунктом 1 пункта 1.2 статьи 430 Налогового кодекса (за 2024 год совокупный фиксированный размер страховых взносов составляет 49 500 рублей).
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-15-05/124929)Согласно пункту 1.4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, к которым относятся адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного подпунктом 1 пункта 1.2 статьи 430 Налогового кодекса (за 2024 год совокупный фиксированный размер страховых взносов составляет 49 500 рублей).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, в суд обратился работник с требованием взыскания оплаты за дежурства. В ходе судебного заседания выяснилось, что работодатель осуществляет деятельность в сфере санаторно-курортного обеспечения граждан. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 350 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", пришел к выводу о том, что ответчик не оказывает услуг по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования, локальными актами не предусмотрено дежурство ургентных специалистов военного госпиталя с установлением суммированного учета рабочего времени, а оказание в госпитале медицинской помощи в экстренной или неотложной форме не предусмотрено условиями лицензии. Не установив нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании оплаты за дежурства (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2020 N 88-18849/2020).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, в суд обратился работник с требованием взыскания оплаты за дежурства. В ходе судебного заседания выяснилось, что работодатель осуществляет деятельность в сфере санаторно-курортного обеспечения граждан. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 350 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", пришел к выводу о том, что ответчик не оказывает услуг по договорам обязательного и добровольного медицинского страхования, локальными актами не предусмотрено дежурство ургентных специалистов военного госпиталя с установлением суммированного учета рабочего времени, а оказание в госпитале медицинской помощи в экстренной или неотложной форме не предусмотрено условиями лицензии. Не установив нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании оплаты за дежурства (Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.10.2020 N 88-18849/2020).
Статья: Публично-правовая и частноправовая природа семейного правоотношения
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)<16> Например, речь идет о таких нормативно-правовых актах, как: ЖК РФ (п. 1 ст. 31), ГК РФ (п. 1 ст. 292); Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ст. 10); Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О статусе военнослужащих"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, дислоцированных на территориях некоторых иностранных государств, членов их семей и членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в этих воинских формированиях, и внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и др.
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)<16> Например, речь идет о таких нормативно-правовых актах, как: ЖК РФ (п. 1 ст. 31), ГК РФ (п. 1 ст. 292); Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ст. 10); Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О статусе военнослужащих"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, дислоцированных на территориях некоторых иностранных государств, членов их семей и членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в этих воинских формированиях, и внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и др.
Ситуация: Какими правами обладают военнослужащие?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)5. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии.
Статья: Государственные внебюджетные фонды: специфика бюджетно-правового статуса
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<5> Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<5> Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и др. // СПС "КонсультантПлюс".