О гарантиях прав коренных народов
Подборка наиболее важных документов по запросу О гарантиях прав коренных народов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2025)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Защита прав представителей коренных народов
(подготовлен Верховным Судом РФ)Защита прав представителей коренных народов
Статья: Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы в России: правовые проблемы идентификации
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)Несмотря на придание нормами Конституции Российской Федерации особого значения международному праву при определении правового статуса коренных малочисленных народов, Россия так и не стала участником Конвенции N 169, а также воздержалась при голосовании о принятии Декларации ООН о правах коренных народов. Кроме того, в сентябре 2023 года ввиду сложившейся геополитической обстановки Российская Федерация заявила о выходе из Совета Баренцева/Евроарктического региона - организации регионального сотрудничества, занимающейся в том числе вопросами прав коренных народов Севера <56>. Не совсем ясным остается вопрос дальнейшего пребывания России в Арктическом совете, обеспечивающем взаимодействие арктических стран, одним из направлений деятельности которого является защита прав коренных народов <57>.
(Кряжков В.А., Суханов К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)Несмотря на придание нормами Конституции Российской Федерации особого значения международному праву при определении правового статуса коренных малочисленных народов, Россия так и не стала участником Конвенции N 169, а также воздержалась при голосовании о принятии Декларации ООН о правах коренных народов. Кроме того, в сентябре 2023 года ввиду сложившейся геополитической обстановки Российская Федерация заявила о выходе из Совета Баренцева/Евроарктического региона - организации регионального сотрудничества, занимающейся в том числе вопросами прав коренных народов Севера <56>. Не совсем ясным остается вопрос дальнейшего пребывания России в Арктическом совете, обеспечивающем взаимодействие арктических стран, одним из направлений деятельности которого является защита прав коренных народов <57>.
Статья: Международно-правовые аспекты защиты интересов коренных малочисленных народов
(Анисимов В.Ф., Давыдов Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Другим основополагающим для понимания объема правового содержания правового статуса коренных народов и перечня их прав в международном праве является открытая для подписания и ратификации в качестве императивного источника международно-правового регулирования Конвенция Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, от 27 июня 1989 г. N 169 <8> (в настоящее время не ратифицирована Российской Федерацией). Как представляется, важнейший институционально-функциональный потенциал этого международного документа состоит, кроме прочих элементов, в последовательном и системном установлении обязательств государств в сфере защиты прав коренных народов (в количественно-качественной интерпретации российского законодательства - КМНС). Так, согласно ст. 2 анализируемого документа "правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности" <9>, причем "такая деятельность включает меры, направленные: a) на обеспечение того, чтобы лица, принадлежащие к соответствующим народам, пользовались на равных основаниях правами и возможностями, которые предоставляются национальным законодательством остальному населению страны; b) содействие полному осуществлению социальных, экономических и культурных прав этих народов при уважении их социальной и культурной самобытности, их обычаев и традиций и их институтов; c) содействие лицам, принадлежащим к соответствующим народам, в ликвидации различий в социально-экономических условиях, которые могут существовать между коренными и другими членами национального сообщества, методами, соответствующими их стремлениям и образу их жизни" <10>.
(Анисимов В.Ф., Давыдов Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Другим основополагающим для понимания объема правового содержания правового статуса коренных народов и перечня их прав в международном праве является открытая для подписания и ратификации в качестве императивного источника международно-правового регулирования Конвенция Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, от 27 июня 1989 г. N 169 <8> (в настоящее время не ратифицирована Российской Федерацией). Как представляется, важнейший институционально-функциональный потенциал этого международного документа состоит, кроме прочих элементов, в последовательном и системном установлении обязательств государств в сфере защиты прав коренных народов (в количественно-качественной интерпретации российского законодательства - КМНС). Так, согласно ст. 2 анализируемого документа "правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности" <9>, причем "такая деятельность включает меры, направленные: a) на обеспечение того, чтобы лица, принадлежащие к соответствующим народам, пользовались на равных основаниях правами и возможностями, которые предоставляются национальным законодательством остальному населению страны; b) содействие полному осуществлению социальных, экономических и культурных прав этих народов при уважении их социальной и культурной самобытности, их обычаев и традиций и их институтов; c) содействие лицам, принадлежащим к соответствующим народам, в ликвидации различий в социально-экономических условиях, которые могут существовать между коренными и другими членами национального сообщества, методами, соответствующими их стремлениям и образу их жизни" <10>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Закон о гарантиях прав коренных народов - Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Закон о гарантиях прав коренных народов - Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
Статья: Экономико-правовое развитие коренных народов арктических стран: предпосылки и возможности
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<1> См.: Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: принята Резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtm; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; Alaska Native Claims Settlement Act of 1971 // URL: https://ancsaregional.com/about-ancsa (date of access: 12.08.2024).
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<1> См.: Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: принята Резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtm; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; Alaska Native Claims Settlement Act of 1971 // URL: https://ancsaregional.com/about-ancsa (date of access: 12.08.2024).
Статья: Соотношение интересов лиц, которым предоставляется "арктический гектар", и коренных малочисленных народов
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В силу положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ) территории традиционного природопользования - это особо охраняемые территории (ст. 1), которые относятся к категории земель особо охраняемых территорий. Земельные участки и другие обособленные природные объекты в их границах предоставляются малочисленным народам и их общинам в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу положений ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <5> у коренных малочисленных народов и их объединений имеется право безвозмездного пользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления этой деятельности.
(Алексеева Н.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В силу положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ) территории традиционного природопользования - это особо охраняемые территории (ст. 1), которые относятся к категории земель особо охраняемых территорий. Земельные участки и другие обособленные природные объекты в их границах предоставляются малочисленным народам и их общинам в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу положений ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <5> у коренных малочисленных народов и их объединений имеется право безвозмездного пользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления этой деятельности.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Государством осознается необходимость обеспечения образовательных прав такой уязвимой категории обучающихся, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, и создания для них условий получения образования с учетом самобытного образа жизни. В 2023 г. в Законе об образовании <1> была закреплена дополнительная гарантия получения детьми указанной категории дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания. Данный подход в полной мере способствует восприятию образования как одного из основных социальных институтов, обеспечивающих "межпоколенческую трансляцию культуры" <2>. В целях реализации закрепленной гарантии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, должны быть установлены особенности организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим кочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания. Это позволит, с одной стороны, унифицировать сложившиеся в региональном законодательстве подходы к организации процесса обучения для названной категории обучающихся, а с другой - обеспечить максимальный объем гарантий реализации прав коренных малочисленных народов в сфере общего образования с сохранением той самобытной, уникальной культурной составляющей, присущей народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Государством осознается необходимость обеспечения образовательных прав такой уязвимой категории обучающихся, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, и создания для них условий получения образования с учетом самобытного образа жизни. В 2023 г. в Законе об образовании <1> была закреплена дополнительная гарантия получения детьми указанной категории дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания. Данный подход в полной мере способствует восприятию образования как одного из основных социальных институтов, обеспечивающих "межпоколенческую трансляцию культуры" <2>. В целях реализации закрепленной гарантии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, должны быть установлены особенности организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущим кочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания. Это позволит, с одной стороны, унифицировать сложившиеся в региональном законодательстве подходы к организации процесса обучения для названной категории обучающихся, а с другой - обеспечить максимальный объем гарантий реализации прав коренных малочисленных народов в сфере общего образования с сохранением той самобытной, уникальной культурной составляющей, присущей народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.