Нуждаемость судей в жилье
Подборка наиболее важных документов по запросу Нуждаемость судей в жилье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 N 88-6367/2023 по делу N 2-4943/2022
Категория спора: Капитальный ремонт.
Требования фонда капитального ремонта: О взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Обстоятельства: В спорный период ответчиком не была исполнена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Решение: Удовлетворено.На основании изложенного, учитывая, что данный многоквартирный дом на июль 1991 года не был признан аварийным, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме, этот дом нуждался в капитальном ремонте, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома лежит на собственниках жилых помещений.
Категория спора: Капитальный ремонт.
Требования фонда капитального ремонта: О взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Обстоятельства: В спорный период ответчиком не была исполнена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Решение: Удовлетворено.На основании изложенного, учитывая, что данный многоквартирный дом на июль 1991 года не был признан аварийным, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме, этот дом нуждался в капитальном ремонте, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома лежит на собственниках жилых помещений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)НУЖДАЕМОСТЬ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ: ВЗГЛЯД СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)НУЖДАЕМОСТЬ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ: ВЗГЛЯД СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ..." положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции. Мотивируя свое решение, суд указал, что по смыслу положений комментируемой статьи, ФЗ "О финансировании судов" и Закона РФ "О статусе судей в РФ" в их нормативном единстве принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 N 2-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ..." положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции. Мотивируя свое решение, суд указал, что по смыслу положений комментируемой статьи, ФЗ "О финансировании судов" и Закона РФ "О статусе судей в РФ" в их нормативном единстве принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, он должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, принимает меры по обеспечению указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям дополнительной площади служебного жилого помещения;
(ред. от 23.07.2025)
"О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, принимает меры по обеспечению указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям дополнительной площади служебного жилого помещения;
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"4. В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается судья:
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"4. В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается судья:
Статья: Правовое регулирование защиты прав граждан на жилое помещение от неправомерного захвата (сквоттеринга)
(Горская Е.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Все дело в несовершенстве формулировок законодательства. Конституция Испании гарантирует: "Жилище неприкосновенно. Никакое вторжение или обыск не могут быть произведены в нем без согласия владельца или решения суда, за исключением случая задержания на месте преступления" <24>. Тезис предписания ясно дает понять, что это право не абсолютное, а относительное и ограниченное, поскольку состоит в праве каждого не допускать кого-либо в жилище против своей воли без соответствующей судебной санкции (даже если этот кто-либо законный собственник жилого помещения). Захват чужой собственности, безусловно, является преступлением в Испании, как это установлено в ст. 245 Уголовного кодекса Испании: "Тот, кто без надлежащего разрешения занимает чужое имущество, жилище или здание, не являющееся местом жительства, или остается там против воли его владельца, подлежит наказанию" <25>. Если об оккупации сообщается в течение 48 часов и это основной дом владельца (место постоянного проживания), сотрудники полиции могут выселить сквоттеров без судебного постановления. Однако, если прошло более 48 часов и это второй дом (альтернативное место жительства), все становится сложнее. Сквоттеры часто знакомы с законом и используют принцип неприкосновенности жилища для отстаивания своих не вполне законных интересов: меняют замки, юридически обеспечивая, что даже владелец не может войти без решения суда, поскольку окупы могут подать в суд на собственника в связи с тем, что он нарушил их право на неприкосновенность жилища и частной жизни. Определяющие факторы для судьи при выселении: является ли жилое помещение основным местом жительства собственника, есть ли иждивенцы у сквоттера и иные жизненные обстоятельства, вынудившие лицо занять чужой дом. Собственник может защитить свой титул, подав жалобу (гражданскую или уголовную) и прошение о выселении, в ответ на что судья назначит время и дату судебного разбирательства. Важно отметить, что многие окупы отказываются представиться или присутствовать на слушаниях, что фактически тормозит процесс и, опять же, затягивает момент освобождения жилого помещения от незаконных жителей. Если кто-то из непрошеных жильцов - несовершеннолетний или нуждается в помощи, то судья, скорее всего, встанет на сторону сквоттеров.
(Горская Е.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Все дело в несовершенстве формулировок законодательства. Конституция Испании гарантирует: "Жилище неприкосновенно. Никакое вторжение или обыск не могут быть произведены в нем без согласия владельца или решения суда, за исключением случая задержания на месте преступления" <24>. Тезис предписания ясно дает понять, что это право не абсолютное, а относительное и ограниченное, поскольку состоит в праве каждого не допускать кого-либо в жилище против своей воли без соответствующей судебной санкции (даже если этот кто-либо законный собственник жилого помещения). Захват чужой собственности, безусловно, является преступлением в Испании, как это установлено в ст. 245 Уголовного кодекса Испании: "Тот, кто без надлежащего разрешения занимает чужое имущество, жилище или здание, не являющееся местом жительства, или остается там против воли его владельца, подлежит наказанию" <25>. Если об оккупации сообщается в течение 48 часов и это основной дом владельца (место постоянного проживания), сотрудники полиции могут выселить сквоттеров без судебного постановления. Однако, если прошло более 48 часов и это второй дом (альтернативное место жительства), все становится сложнее. Сквоттеры часто знакомы с законом и используют принцип неприкосновенности жилища для отстаивания своих не вполне законных интересов: меняют замки, юридически обеспечивая, что даже владелец не может войти без решения суда, поскольку окупы могут подать в суд на собственника в связи с тем, что он нарушил их право на неприкосновенность жилища и частной жизни. Определяющие факторы для судьи при выселении: является ли жилое помещение основным местом жительства собственника, есть ли иждивенцы у сквоттера и иные жизненные обстоятельства, вынудившие лицо занять чужой дом. Собственник может защитить свой титул, подав жалобу (гражданскую или уголовную) и прошение о выселении, в ответ на что судья назначит время и дату судебного разбирательства. Важно отметить, что многие окупы отказываются представиться или присутствовать на слушаниях, что фактически тормозит процесс и, опять же, затягивает момент освобождения жилого помещения от незаконных жителей. Если кто-то из непрошеных жильцов - несовершеннолетний или нуждается в помощи, то судья, скорее всего, встанет на сторону сквоттеров.
Ситуация: Кто может получить субсидию на приобретение жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Субсидии (социальные выплаты) на приобретение жилья могут получить также инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, отдельные категории ветеранов, федеральные гражданские служащие, судьи (при соблюдении определенных условий), сотрудники органов прокуратуры, Следственного комитета РФ (в том числе военнослужащие военных следственных органов Следственного комитета), нуждающиеся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; ст. 1, пп. 4 п. 1 ст. 14, п. п. 3.1, 3.2 ст. 23.2 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 4 ст. 53 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; п. 1 ст. 19.1 Закона от 26.06.1992 N 3132-1; ст. 4 Закона от 30.10.2018 N 375-ФЗ; п. 1 ст. 44.1 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 1 ст. 35.1, ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 40 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Субсидии (социальные выплаты) на приобретение жилья могут получить также инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, отдельные категории ветеранов, федеральные гражданские служащие, судьи (при соблюдении определенных условий), сотрудники органов прокуратуры, Следственного комитета РФ (в том числе военнослужащие военных следственных органов Следственного комитета), нуждающиеся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; ст. 1, пп. 4 п. 1 ст. 14, п. п. 3.1, 3.2 ст. 23.2 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 4 ст. 53 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; п. 1 ст. 19.1 Закона от 26.06.1992 N 3132-1; ст. 4 Закона от 30.10.2018 N 375-ФЗ; п. 1 ст. 44.1 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 1 ст. 35.1, ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 40 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ).
Статья: Вопросы реализации конституционных жилищных гарантий участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 40), а также основанные на ней положения ЖК РФ (ч. 2 и 3 ст. 49) предоставляют малоимущим и иным указанным в законе гражданам гарантии по обеспечению их жилищем. К ним относятся военнослужащие, прокуроры, судьи, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сироты и другие лица. Неотъемлемым (обязательным) условием реализации ими жилищных гарантий является нуждаемость в жилых помещениях для постоянного проживания, общие основания которой закреплены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. С учетом того что для целей признания указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 и п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) используется учетная норма общей площади жилья (далее - учетная норма), при решении вопроса о принятии на жилищный учет учитывается общая площадь жилых помещений, принадлежащих таким гражданам и членам их семей на праве собственности или на условиях социального найма (социального использования), а также количественный состав их семей. Так, если общая площадь жилища в расчете на одного члена семьи будет равна установленным в муниципальном образовании учетным нормам или превышать их, то такая семья (гражданин) не может быть принята на жилищный учет, в противном случае имеющаяся у них общая площадь жилых помещений вычитается из общей площади предоставляемого жилья.
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 40), а также основанные на ней положения ЖК РФ (ч. 2 и 3 ст. 49) предоставляют малоимущим и иным указанным в законе гражданам гарантии по обеспечению их жилищем. К ним относятся военнослужащие, прокуроры, судьи, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сироты и другие лица. Неотъемлемым (обязательным) условием реализации ими жилищных гарантий является нуждаемость в жилых помещениях для постоянного проживания, общие основания которой закреплены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. С учетом того что для целей признания указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 и п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) используется учетная норма общей площади жилья (далее - учетная норма), при решении вопроса о принятии на жилищный учет учитывается общая площадь жилых помещений, принадлежащих таким гражданам и членам их семей на праве собственности или на условиях социального найма (социального использования), а также количественный состав их семей. Так, если общая площадь жилища в расчете на одного члена семьи будет равна установленным в муниципальном образовании учетным нормам или превышать их, то такая семья (гражданин) не может быть принята на жилищный учет, в противном случае имеющаяся у них общая площадь жилых помещений вычитается из общей площади предоставляемого жилья.