Нулевая отчетность в статистику
Подборка наиболее важных документов по запросу Нулевая отчетность в статистику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 N 15АП-8944/2023 по делу N А53-2297/2023
Требование: О признании ООО несостоятельным (банкротом).
Решение: Требование удовлетворено.Довод апеллянта о том, что общество не отвечает признакам отсутствующего должника, поскольку в апреле 2023 года ООО "Югсеверагро" представило в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, по налогу на доходы физических лиц, а также расчеты по страховым взносам, статистические сведения о продажах за 1 квартал 2023 года, статистические сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 1 квартал 2023 года, не свидетельствует о том, что должник является действующей организацией, так как представленная должником налоговая и статистическая отчетность содержит нулевые показатели, что свидетельствует об отсутствии ведения хозяйственной и экономической деятельности.
Требование: О признании ООО несостоятельным (банкротом).
Решение: Требование удовлетворено.Довод апеллянта о том, что общество не отвечает признакам отсутствующего должника, поскольку в апреле 2023 года ООО "Югсеверагро" представило в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, по налогу на доходы физических лиц, а также расчеты по страховым взносам, статистические сведения о продажах за 1 квартал 2023 года, статистические сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 1 квартал 2023 года, не свидетельствует о том, что должник является действующей организацией, так как представленная должником налоговая и статистическая отчетность содержит нулевые показатели, что свидетельствует об отсутствии ведения хозяйственной и экономической деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Теперь о количестве ОЗО. В соответствии с [2, табл. 12] в 2021 г. аудиторские услуги были оказаны 2 946 таким ХС. Но согласно [12, с. 131] поскольку при подготовке плана контрольных мероприятий контролирующий орган (Федеральное казначейство) использует информацию о количестве проаудированных ОЗО, то аудиторы, зачастую намеренно, занижают количество объектов ОЗО в формах статистической отчетности <15>; по нашему мнению иногда вплоть до нуля, особенно если в реальной жизни у данной АО за последние годы оно невелико (быть объектом контроля обычно некомфортно). Поэтому можно допустить, что здесь в какой-то мере имеет место явление, отмеченное выше для СОА: количество проаудированных ОЗО в статистической отчетности ниже их реального числа в стране. Остается надеяться, что здесь масштабы занижения меньше: и АОозо представляют собой весьма солидную часть всех АО да и ОЗО тоже являются весьма продвинутой частью всех ХС. Поэтому опять-таки для наших дальнейших рассуждений можно сделать вывод: число ОЗО в стране порядка нескольких тысяч. И второй вывод: даже если это число многократно увеличить <16>, то существующих АО хватит для реализации этого предложения - если, конечно, у них будет достаточная мотивация.
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Теперь о количестве ОЗО. В соответствии с [2, табл. 12] в 2021 г. аудиторские услуги были оказаны 2 946 таким ХС. Но согласно [12, с. 131] поскольку при подготовке плана контрольных мероприятий контролирующий орган (Федеральное казначейство) использует информацию о количестве проаудированных ОЗО, то аудиторы, зачастую намеренно, занижают количество объектов ОЗО в формах статистической отчетности <15>; по нашему мнению иногда вплоть до нуля, особенно если в реальной жизни у данной АО за последние годы оно невелико (быть объектом контроля обычно некомфортно). Поэтому можно допустить, что здесь в какой-то мере имеет место явление, отмеченное выше для СОА: количество проаудированных ОЗО в статистической отчетности ниже их реального числа в стране. Остается надеяться, что здесь масштабы занижения меньше: и АОозо представляют собой весьма солидную часть всех АО да и ОЗО тоже являются весьма продвинутой частью всех ХС. Поэтому опять-таки для наших дальнейших рассуждений можно сделать вывод: число ОЗО в стране порядка нескольких тысяч. И второй вывод: даже если это число многократно увеличить <16>, то существующих АО хватит для реализации этого предложения - если, конечно, у них будет достаточная мотивация.
Нормативные акты
Указание Банка России от 28.06.2024 N 6795-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России статистической отчетности страховых брокеров, о порядке сообщения страховыми брокерами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, а также о порядке и сроках представления страховыми брокерами в Банк России сведений и документов в отношении их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79971)13. По показателю "Признак нулевого отчета" (строка 22) указывается "Значения показателей отсутствуют в отчете" в отношении формы статистической отчетности страхового брокера, по всем показателям которой у страхового брокера отсутствуют значения, включенной в соответствии с пунктом 4 приложения 2 к настоящему Указанию в один файл с формами отчетности, для которых в соответствии с пунктом 5 приложения 2 к настоящему Указанию установлен одинаковый срок представления в Банк России. При этом в отношении указанной формы по показателю "Причина непредставления формы отчетности" (строка 23) указываются причины отсутствия в ней значений всех показателей.
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России статистической отчетности страховых брокеров, о порядке сообщения страховыми брокерами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, а также о порядке и сроках представления страховыми брокерами в Банк России сведений и документов в отношении их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79971)13. По показателю "Признак нулевого отчета" (строка 22) указывается "Значения показателей отсутствуют в отчете" в отношении формы статистической отчетности страхового брокера, по всем показателям которой у страхового брокера отсутствуют значения, включенной в соответствии с пунктом 4 приложения 2 к настоящему Указанию в один файл с формами отчетности, для которых в соответствии с пунктом 5 приложения 2 к настоящему Указанию установлен одинаковый срок представления в Банк России. При этом в отношении указанной формы по показателю "Причина непредставления формы отчетности" (строка 23) указываются причины отсутствия в ней значений всех показателей.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230
(ред. от 28.07.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"10. При отсутствии сведений, указанных в пункте 9 настоящего документа, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны нулю.
(ред. от 28.07.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"10. При отсутствии сведений, указанных в пункте 9 настоящего документа, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны нулю.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Претендент, вступающий в Союз с целью осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, к заявлению о вступлении в Союз прилагает также сведения, подтверждающие наличие у страховой организации не менее чем двухлетнего опыта ведения операций по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, с указанием объема страховой премии и объема страховых выплат по таким договорам страхования, в соответствии с данными формы статистической отчетности N 1-С или формы годовой статистической отчетности N 2-С (разделы 1.1, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.6, 6.1, 6.2).
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Претендент, вступающий в Союз с целью осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, к заявлению о вступлении в Союз прилагает также сведения, подтверждающие наличие у страховой организации не менее чем двухлетнего опыта ведения операций по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, с указанием объема страховой премии и объема страховых выплат по таким договорам страхования, в соответствии с данными формы статистической отчетности N 1-С или формы годовой статистической отчетности N 2-С (разделы 1.1, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.6, 6.1, 6.2).
Статья: Новая форма П-4 и новый порядок ее заполнения
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)При заполнении формы П-4 также нужно принимать во внимание особенности учета занятости добровольцев и мобилизованных работников (Информация Росстата от 05.10.2022 "О статистическом учете и статистической отчетности"). В частности:
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)При заполнении формы П-4 также нужно принимать во внимание особенности учета занятости добровольцев и мобилизованных работников (Информация Росстата от 05.10.2022 "О статистическом учете и статистической отчетности"). В частности:
Статья: Статотчетность: как отбиться от штрафа за несдачу и каковы новшества с 2025 года
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)Для снижения штрафа или замены его на предупреждение можно воспользоваться общими положениями КоАП. Например, если вы первый раз нарушили срок сдачи статотчетности, то можете ходатайствовать о том, чтобы вас не наказывали штрафом, а вынесли предупреждение <15>. Суды отменяют штрафы, которые наложил Росстат, например, если:
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)Для снижения штрафа или замены его на предупреждение можно воспользоваться общими положениями КоАП. Например, если вы первый раз нарушили срок сдачи статотчетности, то можете ходатайствовать о том, чтобы вас не наказывали штрафом, а вынесли предупреждение <15>. Суды отменяют штрафы, которые наложил Росстат, например, если:
Статья: Сверка расчетов с налоговой инспекцией: выверяем сальдо ЕНС
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)В Письме Минфина России N 02-07-07/60961 сказано, что в целях отражения в бухгалтерской отчетности на 01.07.2023 достоверных данных о расчетах по налогам (сборам), уплачиваемым через ЕНП, на сайте Минфина в разделе "Учет, отчетность и статистика государственных финансов"/"Учет государственных финансов" (minfin.gov.ru) размещены Рекомендации о взаимодействии организаций бюджетной сферы (получателей бюджетных средств, бюджетных (автономных) учреждений) с территориальными налоговыми органами по получению Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП (КНД 1120502) и Справки о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика (КНД 1160082) (далее - Рекомендации), подготовленные Минфином совместно с ФНС.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)В Письме Минфина России N 02-07-07/60961 сказано, что в целях отражения в бухгалтерской отчетности на 01.07.2023 достоверных данных о расчетах по налогам (сборам), уплачиваемым через ЕНП, на сайте Минфина в разделе "Учет, отчетность и статистика государственных финансов"/"Учет государственных финансов" (minfin.gov.ru) размещены Рекомендации о взаимодействии организаций бюджетной сферы (получателей бюджетных средств, бюджетных (автономных) учреждений) с территориальными налоговыми органами по получению Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП (КНД 1120502) и Справки о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика (КНД 1160082) (далее - Рекомендации), подготовленные Минфином совместно с ФНС.
Вопрос: О льготах (преференциях) по налогу на прибыль для организаций различных отраслей производства и информации о них.
(Письмо Минфина России от 14.03.2023 N 03-03-07/21002)Одновременно сообщаем, что информация об объеме льгот по налогу на прибыль организаций, а также о количестве организаций в разрезе отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих установленные Налоговым кодексом Российской Федерации нулевые и пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, содержится в статистической налоговой отчетности по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций" (утверждена приказом ФНС России от 04.03.2022 N ЕД-7-1/187@ и размещена в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет (https://www.nalog.gov.ru/)).
(Письмо Минфина России от 14.03.2023 N 03-03-07/21002)Одновременно сообщаем, что информация об объеме льгот по налогу на прибыль организаций, а также о количестве организаций в разрезе отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих установленные Налоговым кодексом Российской Федерации нулевые и пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, содержится в статистической налоговой отчетности по форме N 5-П "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций" (утверждена приказом ФНС России от 04.03.2022 N ЕД-7-1/187@ и размещена в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет (https://www.nalog.gov.ru/)).
Готовое решение: Как считать и платить налог на УСН, если нет доходов
(КонсультантПлюс, 2025)сдавать бухгалтерскую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам и налогам, от которых УСН не освобождает.
(КонсультантПлюс, 2025)сдавать бухгалтерскую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам и налогам, от которых УСН не освобождает.
Статья: Об исполнении наказания к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в виде нотариальной или аудиторской) осужденных по ст. 202 УК РФ
(Гэу В.Л.)
("Нотариус", 2021, N 7)<4> Форма статистической отчетности "ФСИН-18 Раздел 1" "Сведения о криминогенном составе лиц, состоящих на учете ИЦ (УФИЦ)", "ФСИН-16 Раздел 1" "Сведения о криминогенном составе лиц, состоявших на учете УИИ (филиалов УИИ)" // АИС "Статистика УИС".
(Гэу В.Л.)
("Нотариус", 2021, N 7)<4> Форма статистической отчетности "ФСИН-18 Раздел 1" "Сведения о криминогенном составе лиц, состоящих на учете ИЦ (УФИЦ)", "ФСИН-16 Раздел 1" "Сведения о криминогенном составе лиц, состоявших на учете УИИ (филиалов УИИ)" // АИС "Статистика УИС".
Готовое решение: Что нужно знать учреждению о заполнении и представлении форм статистической отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какая ответственность установлена за нарушения, связанные с представлением форм статистической отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какая ответственность установлена за нарушения, связанные с представлением форм статистической отчетности
Вопрос: Нужно ли сдавать нулевую экологическую отчетность, в том числе отчет по форме 2-ТП (отходы) и декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, если деятельность не ведется? Если да, то можно ли отправить их по почте в бумажном виде, если нет электронной подписи?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: В случае если деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в течение календарного года не велась, обязанность по представлению статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) не возникает.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: В случае если деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в течение календарного года не велась, обязанность по представлению статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) не возникает.
Статья: Водные ресурсы. Мнения
(Рябухин С., Кобылкин Д., Фетисов В., Шаликовский А., Краснощеков В., Данилов-Данильян В., Болгов М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)У нас не было и нет приборного контроля за качеством сбросов отводимых вод, предприятия "расчетным путем" заполняют формы статистической отчетности, описывая не то, что произошло за отчетный период (сколько и каких загрязняющих веществ попало в приемники сбросов), а то, что было бы при идеальных условиях, очень далеких от реальности. В 1990-е годы была построена система выборочного контроля за правильностью заполнения этих форм, но в нулевые годы она была упразднена. А если нет информации о реальном воздействии хозяйственных объектов на водные, то как можно разумно распределять всегда ограниченные финансовые и прочие ресурсы для сокращения этого воздействия? К сожалению, ни один из перечисленных документов не содержит упоминаний об этой проблеме.
(Рябухин С., Кобылкин Д., Фетисов В., Шаликовский А., Краснощеков В., Данилов-Данильян В., Болгов М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)У нас не было и нет приборного контроля за качеством сбросов отводимых вод, предприятия "расчетным путем" заполняют формы статистической отчетности, описывая не то, что произошло за отчетный период (сколько и каких загрязняющих веществ попало в приемники сбросов), а то, что было бы при идеальных условиях, очень далеких от реальности. В 1990-е годы была построена система выборочного контроля за правильностью заполнения этих форм, но в нулевые годы она была упразднена. А если нет информации о реальном воздействии хозяйственных объектов на водные, то как можно разумно распределять всегда ограниченные финансовые и прочие ресурсы для сокращения этого воздействия? К сожалению, ни один из перечисленных документов не содержит упоминаний об этой проблеме.