Новое в нк с 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое в нк с 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило требование об уплате налогов, указав на пропуск налоговым органом срока на принудительное взыскание задолженности. Суд установил, что в отношении налогоплательщика была проведена проверка, акт был составлен в 2019 году, а решение было вынесено 23.01.2023. Данное решение было оспорено обществом в судебном порядке, однако суд отказал в признании его недействительным. На основании вынесенного судебного акта налоговый орган выставил обществу спорное требование от 23.05.2023 о необходимости уплаты задолженности. Отказывая в удовлетворении требований общества, суд указал, что увеличение сроков проведения налоговой проверки было обусловлено объективными причинами, а именно введением моратория на проведение проверок до 30.06.2020 включительно и, соответственно, невозможностью рассмотрения материалов проверки и принятия мер по взысканию задолженности по налогам. С учетом новой редакции ст. ст. 46, 47, 70 НК РФ (внесение изменений Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ) и фактического выставления требования инспекцией 23.05.2023 суд пришел к выводу, что предельный срок взыскания налогов не истек, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для выставления требования.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило требование об уплате налогов, указав на пропуск налоговым органом срока на принудительное взыскание задолженности. Суд установил, что в отношении налогоплательщика была проведена проверка, акт был составлен в 2019 году, а решение было вынесено 23.01.2023. Данное решение было оспорено обществом в судебном порядке, однако суд отказал в признании его недействительным. На основании вынесенного судебного акта налоговый орган выставил обществу спорное требование от 23.05.2023 о необходимости уплаты задолженности. Отказывая в удовлетворении требований общества, суд указал, что увеличение сроков проведения налоговой проверки было обусловлено объективными причинами, а именно введением моратория на проведение проверок до 30.06.2020 включительно и, соответственно, невозможностью рассмотрения материалов проверки и принятия мер по взысканию задолженности по налогам. С учетом новой редакции ст. ст. 46, 47, 70 НК РФ (внесение изменений Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ) и фактического выставления требования инспекцией 23.05.2023 суд пришел к выводу, что предельный срок взыскания налогов не истек, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для выставления требования.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 46 "Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговым органом 10.06.2019 было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, которое было обжаловано им в вышестоящий налоговый орган. 19.03.2020 апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена вышестоящим налоговым органом без удовлетворения. В связи с введением на территории РФ мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по причине распространения новой коронавирусной инфекции было приостановлено применение принудительных мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных нормами НК РФ, до 01.07.2020. По окончании данного срока налогоплательщику было направлено требование о погашении недоимки. Суд пришел к выводу, что налоговым органом соблюден первый этап принудительного взыскания задолженности путем направления требования на основании вступившего в законную силу решения инспекции. При этом нарушение налоговым органом установленного пятидневного срока направления в адрес налогоплательщика решения само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных ст. ст. 46, 47 НК РФ, с учетом совокупности всех предусмотренных сроков. Поскольку по заявлению налогоплательщика арбитражный суд принял обеспечительные меры в виде запрета исполнения решения о привлечении к ответственности, решение о взыскании налога было принято инспекцией 18.02.2021, после вступления в силу решения суда, которым было отказано в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что недоимка взыскана правомерно, совокупность всех предусмотренных НК РФ сроков принудительного взыскания в рамках предельного срока взыскания налоговым органом не нарушена. Нарушение процессуальных сроков направления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате задолженности при соблюдении налоговым органом положений п. 2 ст. 70 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговым органом 10.06.2019 было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, которое было обжаловано им в вышестоящий налоговый орган. 19.03.2020 апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена вышестоящим налоговым органом без удовлетворения. В связи с введением на территории РФ мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения по причине распространения новой коронавирусной инфекции было приостановлено применение принудительных мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных нормами НК РФ, до 01.07.2020. По окончании данного срока налогоплательщику было направлено требование о погашении недоимки. Суд пришел к выводу, что налоговым органом соблюден первый этап принудительного взыскания задолженности путем направления требования на основании вступившего в законную силу решения инспекции. При этом нарушение налоговым органом установленного пятидневного срока направления в адрес налогоплательщика решения само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных ст. ст. 46, 47 НК РФ, с учетом совокупности всех предусмотренных сроков. Поскольку по заявлению налогоплательщика арбитражный суд принял обеспечительные меры в виде запрета исполнения решения о привлечении к ответственности, решение о взыскании налога было принято инспекцией 18.02.2021, после вступления в силу решения суда, которым было отказано в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что недоимка взыскана правомерно, совокупность всех предусмотренных НК РФ сроков принудительного взыскания в рамках предельного срока взыскания налоговым органом не нарушена. Нарушение процессуальных сроков направления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения о привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате задолженности при соблюдении налоговым органом положений п. 2 ст. 70 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая регламентация дифференцированных налоговых ставок по имущественным налогам в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<38> Применительно к данному изменению указывается на то, что "сокращено количество обстоятельств, в связи с которыми могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки". См.: Брызгалин А.В., Федорова О.С., Королева М.В. Новое в налоговом администрировании в 2020 году. Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2020 году 1. Часть I Налогового кодекса РФ в 2019 году. 2. Часть II Налогового кодекса РФ // Налоги и финансовое право. 2020. N 1. С. 67.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 6)<38> Применительно к данному изменению указывается на то, что "сокращено количество обстоятельств, в связи с которыми могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки". См.: Брызгалин А.В., Федорова О.С., Королева М.В. Новое в налоговом администрировании в 2020 году. Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2020 году 1. Часть I Налогового кодекса РФ в 2019 году. 2. Часть II Налогового кодекса РФ // Налоги и финансовое право. 2020. N 1. С. 67.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)<18> Законодатель весьма оперативно отреагировал на это предложение и уже 1 апреля 2020 г. принял ст. 214.2 НК РФ в новой редакции (см.: Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ). Между тем прежняя редакция этой статьи уже предусматривала обложение процентного дохода по вкладам, если ставка по вкладу превышала ключевую ставку Центрального банка на 5 процентных пунктов, то есть 11% годовых. Ставка налога на доходы физических лиц при этом составляла 35%.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)<18> Законодатель весьма оперативно отреагировал на это предложение и уже 1 апреля 2020 г. принял ст. 214.2 НК РФ в новой редакции (см.: Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ). Между тем прежняя редакция этой статьи уже предусматривала обложение процентного дохода по вкладам, если ставка по вкладу превышала ключевую ставку Центрального банка на 5 процентных пунктов, то есть 11% годовых. Ставка налога на доходы физических лиц при этом составляла 35%.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Начиная с 1 января 2021 г. законодателем введено новое регулирование вопроса об уплате НДС организациями-банкротами (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в редакции Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 320-ФЗ), и обязанность названных лиц по уплате НДС при реализации товаров, изготовленных и (или) приобретенных в процессе осуществления хозяйственной деятельности, исключена. С учетом п. 1 ст. 38 НК РФ это означает, что, несмотря на фактическое продолжение ведения хозяйственной деятельности и участие в связи с этим в гражданском (экономическом) обороте, организация-банкрот, однако, более не участвует в отношениях по взиманию НДС, регулируемых гл. 21 НК РФ. Однако в силу п. 2 ст. 5 НК РФ новое регулирование в той мере, в какой оно ухудшает положение налогоплательщиков-покупателей, не имеет обратной силы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Начиная с 1 января 2021 г. законодателем введено новое регулирование вопроса об уплате НДС организациями-банкротами (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в редакции Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 320-ФЗ), и обязанность названных лиц по уплате НДС при реализации товаров, изготовленных и (или) приобретенных в процессе осуществления хозяйственной деятельности, исключена. С учетом п. 1 ст. 38 НК РФ это означает, что, несмотря на фактическое продолжение ведения хозяйственной деятельности и участие в связи с этим в гражданском (экономическом) обороте, организация-банкрот, однако, более не участвует в отношениях по взиманию НДС, регулируемых гл. 21 НК РФ. Однако в силу п. 2 ст. 5 НК РФ новое регулирование в той мере, в какой оно ухудшает положение налогоплательщиков-покупателей, не имеет обратной силы.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Сразу отметим, что с 2020 года в связи с введением в ст. 170 НК РФ нового п. 3.1 правопреемнику необходимо восстанавливать НДС, принятый к вычету правопредшественником, во всех случаях, когда его был бы обязан восстановить правопредшественник. Например, при переходе на УСН, передаче товара для необлагаемых операций и др.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Сразу отметим, что с 2020 года в связи с введением в ст. 170 НК РФ нового п. 3.1 правопреемнику необходимо восстанавливать НДС, принятый к вычету правопредшественником, во всех случаях, когда его был бы обязан восстановить правопредшественник. Например, при переходе на УСН, передаче товара для необлагаемых операций и др.
Статья: Налоговики утвердили новую схему рассмотрения документов по налогообложению имущества
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Новая Схема придет на смену действующей сейчас Схеме по обработке формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества, приведенной в письме ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ (далее - действующая Схема). Необходимость утверждения новой Схемы вызвана изменениями, внесенными в Налоговый кодекс и появлением новых формализованных документов по налогообложению имущества. Рассмотрим, чем новая Схема отличается от действующей.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 36)Новая Схема придет на смену действующей сейчас Схеме по обработке формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества, приведенной в письме ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ (далее - действующая Схема). Необходимость утверждения новой Схемы вызвана изменениями, внесенными в Налоговый кодекс и появлением новых формализованных документов по налогообложению имущества. Рассмотрим, чем новая Схема отличается от действующей.
Готовое решение: Ставки по налогу на имущество для юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Если такой объект введен организацией в эксплуатацию с 1 января 2015 г. и после этой даты передан при реорганизации или приобретении другой организации, ставка 0% в период с 1 января 2017 г. до 1 января 2035 г. может применяться другой организацией (новым собственником). Важное условие ее применения - соблюдение требований п. 3.1 ст. 380 НК РФ, в частности нахождение объекта в собственности у налогоплательщика в течение всего налогового периода (Письма ФНС России от 19.07.2021 N БС-4-21/10113, от 29.10.2020 N БС-4-21/17826@, Минфина России от 29.10.2020 N 03-05-04-01/94295).
(КонсультантПлюс, 2025)Если такой объект введен организацией в эксплуатацию с 1 января 2015 г. и после этой даты передан при реорганизации или приобретении другой организации, ставка 0% в период с 1 января 2017 г. до 1 января 2035 г. может применяться другой организацией (новым собственником). Важное условие ее применения - соблюдение требований п. 3.1 ст. 380 НК РФ, в частности нахождение объекта в собственности у налогоплательщика в течение всего налогового периода (Письма ФНС России от 19.07.2021 N БС-4-21/10113, от 29.10.2020 N БС-4-21/17826@, Минфина России от 29.10.2020 N 03-05-04-01/94295).
Готовое решение: Облагаются ли НДС проценты по коммерческому кредиту
(КонсультантПлюс, 2025)Если проценты выплачены на основании допсоглашения, заключенного должником и новым кредитором, они считаются процентами по договору займа и не облагаются НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.10.2020 N 03-07-11/93082).
(КонсультантПлюс, 2025)Если проценты выплачены на основании допсоглашения, заключенного должником и новым кредитором, они считаются процентами по договору займа и не облагаются НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.10.2020 N 03-07-11/93082).
Готовое решение: Как применяет УСН индивидуальный предприниматель
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы подали уведомление о переходе на УСН, но затем решили изменить выбранный объект налогообложения, то сделать это нужно не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-11-06/2/78707). Подайте новое уведомление, приложив к нему письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется (Письмо ФНС России от 11.09.2020 N СД-4-3/14754).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы подали уведомление о переходе на УСН, но затем решили изменить выбранный объект налогообложения, то сделать это нужно не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-11-06/2/78707). Подайте новое уведомление, приложив к нему письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется (Письмо ФНС России от 11.09.2020 N СД-4-3/14754).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Обратите внимание! Согласно позиции Минфина России новые правила, закрепленные в ст. 171 и 172 НК РФ, применяются в отношении сумм НДС, предъявленных налогоплательщику после 01.01.2020. Что касается сумм НДС, предъявленных до 01.01.2020, то они могут быть предъявлены к вычету только после принятия нематериального актива к учету на счете 04 (Письма Минфина России от 10.07.2020 N 03-07-11/60248, от 26.06.2020 N 03-07-11/55215).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Обратите внимание! Согласно позиции Минфина России новые правила, закрепленные в ст. 171 и 172 НК РФ, применяются в отношении сумм НДС, предъявленных налогоплательщику после 01.01.2020. Что касается сумм НДС, предъявленных до 01.01.2020, то они могут быть предъявлены к вычету только после принятия нематериального актива к учету на счете 04 (Письма Минфина России от 10.07.2020 N 03-07-11/60248, от 26.06.2020 N 03-07-11/55215).
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)В целом можно заметить, что российскому законодателю удалось реализовать достаточно взвешенное решение при введении правил КИК. Некоторые особенности норм были обусловлены начальным периодом установления регулирования и корректируются по мере изменения ситуации с выводом прибыли в офшорные юрисдикции. Так, Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" введены положения о новом режиме уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК, а также изменения, касающиеся порядка уплаты налога и ответственности за налоговые правонарушения. Налогоплательщики - физические лица получили возможность исчислять налог с фиксированной прибыли КИК, вне зависимости от числа контролируемых иностранных компаний <20>. Согласно информации ФНС России, в 2021 г. более 260 физических лиц воспользуются упрощенными правилами <21>.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)В целом можно заметить, что российскому законодателю удалось реализовать достаточно взвешенное решение при введении правил КИК. Некоторые особенности норм были обусловлены начальным периодом установления регулирования и корректируются по мере изменения ситуации с выводом прибыли в офшорные юрисдикции. Так, Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" введены положения о новом режиме уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК, а также изменения, касающиеся порядка уплаты налога и ответственности за налоговые правонарушения. Налогоплательщики - физические лица получили возможность исчислять налог с фиксированной прибыли КИК, вне зависимости от числа контролируемых иностранных компаний <20>. Согласно информации ФНС России, в 2021 г. более 260 физических лиц воспользуются упрощенными правилами <21>.
Готовое решение: Как заполнить и сдать форму 6-НДФЛ при смене адреса обособленного подразделения
(КонсультантПлюс, 2025)если и в прежнем, и в новом муниципальном образовании выбрано свое ответственное подразделение, то в налоговые органы по месту учета каждого из них нужно подать уведомление по форме КНД 1150097: по прежнему месту учета исключить из списка сменившее адрес подразделение, а по новому - добавить информацию о нем (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.11.2020 N БС-4-11/19245@). Соответственно, доходы физлиц до смены адреса будут отражены в расчетах 6-НДФЛ прежнего ответственного подразделения, а доходы после переезда - в отчетности нового ответственного подразделения;
(КонсультантПлюс, 2025)если и в прежнем, и в новом муниципальном образовании выбрано свое ответственное подразделение, то в налоговые органы по месту учета каждого из них нужно подать уведомление по форме КНД 1150097: по прежнему месту учета исключить из списка сменившее адрес подразделение, а по новому - добавить информацию о нем (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.11.2020 N БС-4-11/19245@). Соответственно, доходы физлиц до смены адреса будут отражены в расчетах 6-НДФЛ прежнего ответственного подразделения, а доходы после переезда - в отчетности нового ответственного подразделения;
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Так, например, Гагаринской межрайонной прокуратурой г. Москвы выявлены нарушения со стороны должностных лиц налоговой инспекции. Организация осуществила погашение налоговой задолженности по ранее вынесенному инспекцией постановлению, в связи с чем инспекцией 18 марта 2020 г. было вынесено постановление об отмене ареста имущества. Вместе с тем 19 марта 2020 г. инспекцией в нарушение п. 1 ст. 77 НК РФ без имеющихся на то оснований выносится новое, аналогичное постановление об аресте имущества, которое 24 апреля 2020 г. инспекцией отменено ввиду погашения задолженности. Также выявлен факт представления в органы прокуратуры недостоверных сведений об имуществе налогоплательщика, в связи с чем органами прокуратуры было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в налоговой сфере при принятии мер по взысканию налоговой задолженности, которое рассмотрено, и должностные лица налоговой инспекции привлечены к дисциплинарной ответственности <12>.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Так, например, Гагаринской межрайонной прокуратурой г. Москвы выявлены нарушения со стороны должностных лиц налоговой инспекции. Организация осуществила погашение налоговой задолженности по ранее вынесенному инспекцией постановлению, в связи с чем инспекцией 18 марта 2020 г. было вынесено постановление об отмене ареста имущества. Вместе с тем 19 марта 2020 г. инспекцией в нарушение п. 1 ст. 77 НК РФ без имеющихся на то оснований выносится новое, аналогичное постановление об аресте имущества, которое 24 апреля 2020 г. инспекцией отменено ввиду погашения задолженности. Также выявлен факт представления в органы прокуратуры недостоверных сведений об имуществе налогоплательщика, в связи с чем органами прокуратуры было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в налоговой сфере при принятии мер по взысканию налоговой задолженности, которое рассмотрено, и должностные лица налоговой инспекции привлечены к дисциплинарной ответственности <12>.
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Другим положительным эффектом для российской экономики в части уплаты налога с доходов является введение налога на доходы физических лиц - владельцев иностранных компаний именно с фиксированной прибыли. Впервые идея введения фиксированного налога на прибыль, получаемую от ведения бизнеса за рубежом, прозвучала в июньском обращении Президента РФ, в котором было отмечено, что владельцы контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) платят налог "по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме". Президент предложил кардинально упростить режим налогообложения КИК, предоставив право уплачивать фиксированную налоговую сумму (5 млн руб. в год) без дополнительной отчетности. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ввел в НК РФ новую ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний", согласно которой физические лица могут перейти на уплату фиксированного налога путем подачи в налоговый орган уведомления в срок до 31 декабря года, с которого осуществляется этот переход. В отношении 2020 года уведомление предоставляется до 1 февраля 2021 г.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Другим положительным эффектом для российской экономики в части уплаты налога с доходов является введение налога на доходы физических лиц - владельцев иностранных компаний именно с фиксированной прибыли. Впервые идея введения фиксированного налога на прибыль, получаемую от ведения бизнеса за рубежом, прозвучала в июньском обращении Президента РФ, в котором было отмечено, что владельцы контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) платят налог "по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме". Президент предложил кардинально упростить режим налогообложения КИК, предоставив право уплачивать фиксированную налоговую сумму (5 млн руб. в год) без дополнительной отчетности. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ввел в НК РФ новую ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний", согласно которой физические лица могут перейти на уплату фиксированного налога путем подачи в налоговый орган уведомления в срок до 31 декабря года, с которого осуществляется этот переход. В отношении 2020 года уведомление предоставляется до 1 февраля 2021 г.