Нормы потребления коммунальных услуг 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы потребления коммунальных услуг 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Оплата тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)"...В отличие от ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей возможность установления расчетного способа определения объема потребленной энергии, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон объема энергии, подлежащего оплате... абонентами, использующими ее для бытового потребления.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В отличие от ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей возможность установления расчетного способа определения объема потребленной энергии, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон объема энергии, подлежащего оплате... абонентами, использующими ее для бытового потребления.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А33-5581/2023
Требование: О взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО и неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылка ответчика на действие договора с 08.12.2022, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции установлено, что сторонами в установленный срок не урегулированы разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, договор между региональным оператором и ответчиком на период с 01.05.2020 по 30.11.2022 считается заключенным на условиях типового договора. Кроме того, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствовало истцу оказывать услуги в соответствии с типовым договором. Действующее правовое регулирование предусматривает, что в отсутствие надлежащим образом оформленного договора ответчик, от деятельности которого образуются ТКО, обязан вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормам потребления. Таким образом, обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО не зависит от факта заключения договора, а исполняется в силу закона.
Требование: О взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО и неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Ссылка ответчика на действие договора с 08.12.2022, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции установлено, что сторонами в установленный срок не урегулированы разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО, договор между региональным оператором и ответчиком на период с 01.05.2020 по 30.11.2022 считается заключенным на условиях типового договора. Кроме того, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствовало истцу оказывать услуги в соответствии с типовым договором. Действующее правовое регулирование предусматривает, что в отсутствие надлежащим образом оформленного договора ответчик, от деятельности которого образуются ТКО, обязан вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормам потребления. Таким образом, обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО не зависит от факта заключения договора, а исполняется в силу закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Со своей стороны, напомним: если исполнителем коммунальной услуги по отоплению в МКД, не оборудованном ОПУ тепловой энергии, является УК, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив и имеется обязанность (до 01.07.2020) и техническая возможность по установке такого прибора учета, стоимость поставленной в дом тепловой энергии определяется в особом порядке. Стоимость рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в доме с применением повышающего коэффициента 1,1. Соответственно, у исполнителя коммунальной услуги возникает дополнительная финансовая нагрузка, не компенсируемая потребителями.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Со своей стороны, напомним: если исполнителем коммунальной услуги по отоплению в МКД, не оборудованном ОПУ тепловой энергии, является УК, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив и имеется обязанность (до 01.07.2020) и техническая возможность по установке такого прибора учета, стоимость поставленной в дом тепловой энергии определяется в особом порядке. Стоимость рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в доме с применением повышающего коэффициента 1,1. Соответственно, у исполнителя коммунальной услуги возникает дополнительная финансовая нагрузка, не компенсируемая потребителями.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Заметим, что в Письме Минфина России от 27.10.2020 N 03-07-04/93620 высказано мнение о том, что освобождение от налогообложения коммунальных услуг, предусмотренное подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется в том числе на реализацию коммунальных услуг, стоимость которых в соответствии с жилищным законодательством определяется с учетом повышающего коэффициента к установленным нормативам потребления.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Заметим, что в Письме Минфина России от 27.10.2020 N 03-07-04/93620 высказано мнение о том, что освобождение от налогообложения коммунальных услуг, предусмотренное подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется в том числе на реализацию коммунальных услуг, стоимость которых в соответствии с жилищным законодательством определяется с учетом повышающего коэффициента к установленным нормативам потребления.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
(ред. от 31.08.2023)
"О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"
(вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)")"Информация, указанная в подпункте "к" пункта 20 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих и энергосбытовых организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 30 дней со дня принятия решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъекте Российской Федерации.".
(ред. от 31.08.2023)
"О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"
(вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)")"Информация, указанная в подпункте "к" пункта 20 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих и энергосбытовых организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 30 дней со дня принятия решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в субъекте Российской Федерации.".
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.09.2022 N АПЛ22-294
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18.05.2022 N АКПИ22-189, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 3 Письма Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан...">Суд первой инстанции верно отверг, как несостоятельный, довод административных истцов о противоречии подпункта "д" пункта 81(12) Правил о том, что в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя, нормам жилищного и гражданского законодательства.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18.05.2022 N АКПИ22-189, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 3 Письма Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан...">Суд первой инстанции верно отверг, как несостоятельный, довод административных истцов о противоречии подпункта "д" пункта 81(12) Правил о том, что в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя, нормам жилищного и гражданского законодательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8) скидка 50% на оплату коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8) скидка 50% на оплату коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения дел о взыскании платы за неучтенное потребление энергоресурсов
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В рамках дела N А56-90098/2020 при рассмотрении иска сетевой компании к учреждению о взыскании стоимости неучтенного (бездоговорного) потребления, зафиксированного актами проверки, суды, исследовав и оценив представленные доказательства, установили, что акт проверки составлен в отношении объекта, поименованного в Едином государственном реестре недвижимости как жилой дом. Руководствуясь нормами Основных положений, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, приняв во внимание статус здания как объекта жилого фонда, а также то, что в отношении него ранее был заключен договор энергоснабжения с правопредшественником учреждения, установив фактически сложившиеся договорные отношения по потреблению электроэнергии, что исключает возможность потребления электроэнергии в качестве бездоговорного, суды отказали в иске.
(Старченкова В.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В рамках дела N А56-90098/2020 при рассмотрении иска сетевой компании к учреждению о взыскании стоимости неучтенного (бездоговорного) потребления, зафиксированного актами проверки, суды, исследовав и оценив представленные доказательства, установили, что акт проверки составлен в отношении объекта, поименованного в Едином государственном реестре недвижимости как жилой дом. Руководствуясь нормами Основных положений, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, приняв во внимание статус здания как объекта жилого фонда, а также то, что в отношении него ранее был заключен договор энергоснабжения с правопредшественником учреждения, установив фактически сложившиеся договорные отношения по потреблению электроэнергии, что исключает возможность потребления электроэнергии в качестве бездоговорного, суды отказали в иске.
Вопрос: Может ли задолженность по оплате коммунальных услуг быть предметом договора уступки права требования (цессии)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно Письму Минстроя России от 14.10.2020 N 41140-ОЛ/04 <О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации> норма ч. 18 ст. 155 ЖК РФ направлена на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно Письму Минстроя России от 14.10.2020 N 41140-ОЛ/04 <О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации> норма ч. 18 ст. 155 ЖК РФ направлена на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При этом в письме Минфина России от 27.10.2020 N 03-07-04/93620 высказано мнение о том, что освобождение от налогообложения коммунальных услуг, предусмотренное подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется в том числе на реализацию коммунальных услуг, стоимость которых в соответствии с жилищным законодательством определяется с учетом повышающего коэффициента к установленным нормативам потребления.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При этом в письме Минфина России от 27.10.2020 N 03-07-04/93620 высказано мнение о том, что освобождение от налогообложения коммунальных услуг, предусмотренное подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, распространяется в том числе на реализацию коммунальных услуг, стоимость которых в соответствии с жилищным законодательством определяется с учетом повышающего коэффициента к установленным нормативам потребления.
Статья: Зачет встречных однородных требований
(Пастухова М.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)В деле N А42-11765/2019 общество (теплоснабжающая организация) обратилось в арбитражный суд с иском к компании (управляющей организации) о взыскании задолженности за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям в декабре 2018 года, январе и феврале 2019 года, и неустойки, начисленной за период с 01.02.2019 по 05.04.2020.
(Пастухова М.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)В деле N А42-11765/2019 общество (теплоснабжающая организация) обратилось в арбитражный суд с иском к компании (управляющей организации) о взыскании задолженности за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям в декабре 2018 года, январе и феврале 2019 года, и неустойки, начисленной за период с 01.02.2019 по 05.04.2020.
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При поставке электроэнергии на ОДН у ресурсоснабжающих и управляющих организаций возникают разногласия при определении объема индивидуального потребления электроэнергии собственниками (нанимателями) помещений МКД, от которого зависит объем электроэнергии, потребленной на ОДН.
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При поставке электроэнергии на ОДН у ресурсоснабжающих и управляющих организаций возникают разногласия при определении объема индивидуального потребления электроэнергии собственниками (нанимателями) помещений МКД, от которого зависит объем электроэнергии, потребленной на ОДН.