Нормированный страховой запас
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормированный страховой запас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из договора обязательного медицинского страхования: Страховая медицинская организация хочет взыскать с Фонда ОМС понесенные убытки (расходы) в виде денежных средств на оплату медицинской помощи
(КонсультантПлюс, 2025)Страховой медицинской организацией нарушен порядок, установленный для предоставления целевых средств из нормированного страхового запаса Фонда
(КонсультантПлюс, 2025)Страховой медицинской организацией нарушен порядок, установленный для предоставления целевых средств из нормированного страхового запаса Фонда
Важнейшая практика по ст. 395 ГК РФна стоимость мероприятий, оплаченных за счет средств ОМС до поступления средств нормированного страхового запаса на лицевой счет медорганизации, если средства запаса впоследствии восстановлены на счете ОМС >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация принципов обязательного медицинского страхования в контексте финансового обеспечения предоставления бесплатной медицинской помощи: тенденции судебной практики
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы, связанной с неоплатой сверхпланового оказания помощи, о проверке конституционности положений закона, в соответствии с которыми в случае, если установленный объем денежных средств на оплату медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, медицинской организацией был превышен, то территориальный фонд ОМС обладает полномочиями по принятию решения о том, необходимо ли предоставить денежные средства из нормированного страхового запаса для оплаты медицинской организации объемов помощи, оказанной сверх нормы, или же нет необходимости в осуществлении указанных действий. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ указал, что нормы законодательства не нарушают конституционные права. Субъект, предоставляющий медицинскую помощь, выразил согласие относительно условий деятельности в сфере обязательного медицинского страхования и в установленном законодательством порядке не оспаривал распределенные объемы оказания медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия). Указана также позиция о том, что медицинская помощь, которая оказывается бесплатно, может предоставляться не только непосредственно в момент обращения лица, но и в порядке очередности, и это не является отказом. Предоставление медицинской помощи в данном случае формально соответствует программе государственных гарантий.
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы, связанной с неоплатой сверхпланового оказания помощи, о проверке конституционности положений закона, в соответствии с которыми в случае, если установленный объем денежных средств на оплату медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, медицинской организацией был превышен, то территориальный фонд ОМС обладает полномочиями по принятию решения о том, необходимо ли предоставить денежные средства из нормированного страхового запаса для оплаты медицинской организации объемов помощи, оказанной сверх нормы, или же нет необходимости в осуществлении указанных действий. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ указал, что нормы законодательства не нарушают конституционные права. Субъект, предоставляющий медицинскую помощь, выразил согласие относительно условий деятельности в сфере обязательного медицинского страхования и в установленном законодательством порядке не оспаривал распределенные объемы оказания медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия). Указана также позиция о том, что медицинская помощь, которая оказывается бесплатно, может предоставляться не только непосредственно в момент обращения лица, но и в порядке очередности, и это не является отказом. Предоставление медицинской помощи в данном случае формально соответствует программе государственных гарантий.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"6. В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"6. В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии со ст. 6 Закона Свердловской области от 07.12.2022 N 138-ОЗ "О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" средства нормированного страхового запаса бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области используются:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии со ст. 6 Закона Свердловской области от 07.12.2022 N 138-ОЗ "О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" средства нормированного страхового запаса бюджета государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области используются: