Нормативы состава сточных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы состава сточных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ
Вопрос: Правомерно ли одновременное взимание с организации платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также сбора за сброс сточных вод с превышением нормативов по составу вод в систему канализации?
(Консультация эксперта, 2025)Обязанность абонента по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод
(Консультация эксперта, 2025)Обязанность абонента по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"ВС РФ: нормативы состава сточных вод надо соблюдать с момента, когда их ввели (16.10.2025)
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)13.1) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)13.1) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- при невыявлении абонентов, допустивших сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в ЦСВ поселений или городских округов, приведший к причинению вреда окружающей среде;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- при невыявлении абонентов, допустивших сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в ЦСВ поселений или городских округов, приведший к причинению вреда окружающей среде;
Готовое решение: Какие разрешительные документы нужны для объектов НВОС I и II категорий
(КонсультантПлюс, 2025)План снижения сбросов также может потребоваться и в иной ситуации - при сбросе загрязняющих веществ с использованием централизованных систем водоотведения в случаях превышения нормативов состава сточных вод. При таких обстоятельствах организация, осуществляющая водоотведение, уведомит вас об этом. В течение 90 календарных дней со дня уведомления необходимо разработать и согласовать план снижения сбросов (ч. 4 ст. 30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
(КонсультантПлюс, 2025)План снижения сбросов также может потребоваться и в иной ситуации - при сбросе загрязняющих веществ с использованием централизованных систем водоотведения в случаях превышения нормативов состава сточных вод. При таких обстоятельствах организация, осуществляющая водоотведение, уведомит вас об этом. В течение 90 календарных дней со дня уведомления необходимо разработать и согласовать план снижения сбросов (ч. 4 ст. 30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Вскрыт огромный пласт проблем, связанных с негативным воздействием на централизованные системы водоотведения, приняты меры прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления и организаций в целях понуждения к установлению нормативов состава сточных вод и (или) их корректировке, в отношении абонентов, оказывающих негативное воздействие на соответствующие системы.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)Вскрыт огромный пласт проблем, связанных с негативным воздействием на централизованные системы водоотведения, приняты меры прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления и организаций в целях понуждения к установлению нормативов состава сточных вод и (или) их корректировке, в отношении абонентов, оказывающих негативное воздействие на соответствующие системы.
Статья: Гражданско-правовая ответственность абонентов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)Так, согласно ст. 7 Закона N 416-ФЗ, водоотведение с использованием ЦСВ осуществляется на основании договоров водоотведения, заключаемых между организацией ВКХ и абонентами. Статья 14 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что договор водоотведения относится к публичным и заключается в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством РФ; по данному договору абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод и в случае их нарушения вносить плату организации ВКХ, при этом сведения о них указываются в приложениях к договору <5>. Исходя из этого, законодатель относит к существенным условиям договора в том числе и контроль за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, который, в силу ч. 1 ст. 30.3 Закона N 416-ФЗ, осуществляет организация ВКХ. При этом ключевым элементом контроля за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод является стимулирование абонентов при осуществлении производственной деятельности на своих объектах капитального строительства не допустить возникновения негативных последствий, позволяющих нарушать технологический процесс работы ЦСВ, путем соблюдения установленных нормативов и требований.
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)Так, согласно ст. 7 Закона N 416-ФЗ, водоотведение с использованием ЦСВ осуществляется на основании договоров водоотведения, заключаемых между организацией ВКХ и абонентами. Статья 14 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что договор водоотведения относится к публичным и заключается в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством РФ; по данному договору абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод и в случае их нарушения вносить плату организации ВКХ, при этом сведения о них указываются в приложениях к договору <5>. Исходя из этого, законодатель относит к существенным условиям договора в том числе и контроль за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, который, в силу ч. 1 ст. 30.3 Закона N 416-ФЗ, осуществляет организация ВКХ. При этом ключевым элементом контроля за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод является стимулирование абонентов при осуществлении производственной деятельности на своих объектах капитального строительства не допустить возникновения негативных последствий, позволяющих нарушать технологический процесс работы ЦСВ, путем соблюдения установленных нормативов и требований.
Готовое решение: Корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение существует для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Они из суммы платы за сбросы загрязняющих веществ вычитают затраты сразу по всем загрязняющим веществам. Кроме того, такие организации могут уменьшить плату за НВОС на сумму, на которую была снижена плата их абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 12.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение существует для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Они из суммы платы за сбросы загрязняющих веществ вычитают затраты сразу по всем загрязняющим веществам. Кроме того, такие организации могут уменьшить плату за НВОС на сумму, на которую была снижена плата их абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 12.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 44 Правил исчисления и взимания платы за НВОС).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе: согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Законом; установление нормативов состава сточных вод и т.д. (ч. 1 ст. 6). На территории сельских поселений перечисленные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе: согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных данным Законом; установление нормативов состава сточных вод и т.д. (ч. 1 ст. 6). На территории сельских поселений перечисленные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором, то есть должен заключаться с любым и каждым на одинаковых условиях.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором, то есть должен заключаться с любым и каждым на одинаковых условиях.