Нормативы сироты
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы сироты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование НМЦК тарифным, нормативным и проектно-сметным методом
(КонсультантПлюс, 2025)...для обоснования НМЦК по закупкам на приобретение жилых помещений... для детей-сирот... фонд применил не метод сопоставимых рыночных цен, а нормативный метод (среднерыночную стоимость одного квадратного метра... установленную в соответствии с выпиской из постановления администрации города...).
(КонсультантПлюс, 2025)...для обоснования НМЦК по закупкам на приобретение жилых помещений... для детей-сирот... фонд применил не метод сопоставимых рыночных цен, а нормативный метод (среднерыночную стоимость одного квадратного метра... установленную в соответствии с выпиской из постановления администрации города...).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Представляется, что решению имеющихся системных проблем в сфере реализации права детей-сирот на социальную адаптацию будет способствовать: выработка единого подхода к пониманию содержания такой социальной услуги, как постинтернатное сопровождение детей-сирот, срокам ее оказания, способам вовлечения выпускников в программы постинтернатного сопровождения; разработка профессионального стандарта воспитателя в организациях для детей-сирот; нормативно-правовое закрепление понятия наставничества для детей-сирот, его форм, а также требований к наставникам; организация целостной и системной профориентационной работы с детьми-сиротами; проработка вопроса о предоставлении детям-сиротам права на зачисление на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты, а также льгот для работодателей, осуществляющих трудоустройство молодых специалистов из числа выпускников детских домов; совершенствование жилищного законодательства на основе принципа соблюдения наилучших интересов детей-сирот с предварительным широким общественным обсуждением и анализом мнений экспертного сообщества.
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Представляется, что решению имеющихся системных проблем в сфере реализации права детей-сирот на социальную адаптацию будет способствовать: выработка единого подхода к пониманию содержания такой социальной услуги, как постинтернатное сопровождение детей-сирот, срокам ее оказания, способам вовлечения выпускников в программы постинтернатного сопровождения; разработка профессионального стандарта воспитателя в организациях для детей-сирот; нормативно-правовое закрепление понятия наставничества для детей-сирот, его форм, а также требований к наставникам; организация целостной и системной профориентационной работы с детьми-сиротами; проработка вопроса о предоставлении детям-сиротам права на зачисление на обучение по программам среднего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты, а также льгот для работодателей, осуществляющих трудоустройство молодых специалистов из числа выпускников детских домов; совершенствование жилищного законодательства на основе принципа соблюдения наилучших интересов детей-сирот с предварительным широким общественным обсуждением и анализом мнений экспертного сообщества.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. В г. Москве жилые помещения за выездом граждан предоставляются детям-сиротам после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ; п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. В г. Москве жилые помещения за выездом граждан предоставляются детям-сиротам после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ; п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
Статья: Разработаны и обнародованы инициативы, касающиеся работодателей
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)На федеральном портале проектов нормативных правовых актов общественное обсуждение проходит проект приказа Минтруда России "Об утверждении формы справки о фактически начисленной заработной плате для назначения ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации". Также опубликованы инициативы в части требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам и поправки, связанные с запретом снижения зарплаты работникам из-за дисциплинарных взысканий. Рассмотрим их.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 47)На федеральном портале проектов нормативных правовых актов общественное обсуждение проходит проект приказа Минтруда России "Об утверждении формы справки о фактически начисленной заработной плате для назначения ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации". Также опубликованы инициативы в части требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам и поправки, связанные с запретом снижения зарплаты работникам из-за дисциплинарных взысканий. Рассмотрим их.
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Взаимодействие данных органов сводится не только к помещению детей в учреждение и проведению проверок. Так, на основе межведомственного взаимодействия осуществляется деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных им учреждений по постинтернатному сопровождению детей-сирот. Об отсутствии четкой регламентации и в данной сфере говорит Ю.В. Малеванова <5>. В качестве примера она указывает на нормативные акты конкретных субъектов Федерации, где имеются подобные проблемы. Так, в регламенте Амурской области, утверждающем подобное межведомственное взаимодействие, указаны участники и их полномочия, но отсутствует какая-либо информация о его формах и механизмах <6>.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Взаимодействие данных органов сводится не только к помещению детей в учреждение и проведению проверок. Так, на основе межведомственного взаимодействия осуществляется деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных им учреждений по постинтернатному сопровождению детей-сирот. Об отсутствии четкой регламентации и в данной сфере говорит Ю.В. Малеванова <5>. В качестве примера она указывает на нормативные акты конкретных субъектов Федерации, где имеются подобные проблемы. Так, в регламенте Амурской области, утверждающем подобное межведомственное взаимодействие, указаны участники и их полномочия, но отсутствует какая-либо информация о его формах и механизмах <6>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа), находят закрепление в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, актах органов местного самоуправления.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа), находят закрепление в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, актах органов местного самоуправления.
Статья: Особенности правового режима жилых помещений для детей-сирот
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В Российской Федерации в этих целях сформирована достаточно обширная и многоплановая нормативная база, включающая как специальные законы, посвященные дополнительным гарантиям детей-сирот, так и автономные положения в отраслевых актах относительно конкретных имущественных прав указанных лиц, в том числе в рамках жилищного законодательства. Отдельный нормативный пласт по данному вопросу сформирован и в субъектах РФ <1>. Причем первоначально избранная в отношении детей-сирот система обеспечения жилыми помещениями была существенно модифицирована в части режима предоставляемых объектов недвижимости <2>. Так, вместо заключения договора социального найма либо выплаты субсидий на приобретение жилья в собственность дети-сироты были наделены правом на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
(Крюкова Е.С., Савельева Н.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В Российской Федерации в этих целях сформирована достаточно обширная и многоплановая нормативная база, включающая как специальные законы, посвященные дополнительным гарантиям детей-сирот, так и автономные положения в отраслевых актах относительно конкретных имущественных прав указанных лиц, в том числе в рамках жилищного законодательства. Отдельный нормативный пласт по данному вопросу сформирован и в субъектах РФ <1>. Причем первоначально избранная в отношении детей-сирот система обеспечения жилыми помещениями была существенно модифицирована в части режима предоставляемых объектов недвижимости <2>. Так, вместо заключения договора социального найма либо выплаты субсидий на приобретение жилья в собственность дети-сироты были наделены правом на получение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Во исполнение постановлений Правительства РФ во всех субъектах РФ приняты региональные нормативные правовые акты по выплате денежных средств работникам организаций социального обслуживания <12>, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <13>, и медицинским работникам <14>.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Во исполнение постановлений Правительства РФ во всех субъектах РФ приняты региональные нормативные правовые акты по выплате денежных средств работникам организаций социального обслуживания <12>, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <13>, и медицинским работникам <14>.
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)К сожалению, труд несовершеннолетних используется недостаточно активно. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля трудоустроенных выпускников в 2017 - 2019 гг. в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости) снизилась с 82,9% (2017 г.) до 70,6% (2019 г.) <5>. Это связано с отсутствием рабочих мест для молодежи. Работодатели не всегда заинтересованы в привлечении к труду несовершеннолетних, включая детей-сирот, поскольку не готовы нести установленные трудовым законодательством дополнительные расходы (например, на обязательный медицинский осмотр принимаемого на работу несовершеннолетнего) и отвечать за несоблюдение нормативных требований при трудоустройстве и увольнении несовершеннолетнего. В этих условиях вопрос социальной защиты детей-сирот в случае безработицы становится не менее важным, чем вопрос трудоустройства.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)К сожалению, труд несовершеннолетних используется недостаточно активно. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля трудоустроенных выпускников в 2017 - 2019 гг. в общей численности выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (уровень занятости) снизилась с 82,9% (2017 г.) до 70,6% (2019 г.) <5>. Это связано с отсутствием рабочих мест для молодежи. Работодатели не всегда заинтересованы в привлечении к труду несовершеннолетних, включая детей-сирот, поскольку не готовы нести установленные трудовым законодательством дополнительные расходы (например, на обязательный медицинский осмотр принимаемого на работу несовершеннолетнего) и отвечать за несоблюдение нормативных требований при трудоустройстве и увольнении несовершеннолетнего. В этих условиях вопрос социальной защиты детей-сирот в случае безработицы становится не менее важным, чем вопрос трудоустройства.
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<31> Постановление Правительства Магаданской области от 26 февраля 2024 г. N 95-пп "Об утверждении региональной программы Магаданской области "Поэтапная ликвидация накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет на территории Магаданской области на период до 2030 года" // Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.03.2024.
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<31> Постановление Правительства Магаданской области от 26 февраля 2024 г. N 95-пп "Об утверждении региональной программы Магаданской области "Поэтапная ликвидация накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет на территории Магаданской области на период до 2030 года" // Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.03.2024.
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)В связи с тем что заинтересованные стороны зачастую трактуют неверно положения нормативных правовых актов, рассмотрим несколько типичных ошибок из обзора судебной практики, которые в большинстве случаев допускаются в работе по обеспечению детей-сирот жильем.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)В связи с тем что заинтересованные стороны зачастую трактуют неверно положения нормативных правовых актов, рассмотрим несколько типичных ошибок из обзора судебной практики, которые в большинстве случаев допускаются в работе по обеспечению детей-сирот жильем.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Постановлением Правительства от 28.03.2019 N 343 "Об утверждении нормативов затрат на обеспечение дополнительных гарантий прав на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в соответствии с п. п. 4, 6, 7 и 9 ст. 6 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", методики расчета объемов финансового обеспечения указанных дополнительных гарантий и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 N 1117";
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- Постановлением Правительства от 28.03.2019 N 343 "Об утверждении нормативов затрат на обеспечение дополнительных гарантий прав на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в соответствии с п. п. 4, 6, 7 и 9 ст. 6 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", методики расчета объемов финансового обеспечения указанных дополнительных гарантий и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 N 1117";
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В дальнейшем законодательство о занятости развивается по пути закрепления дополнительных гарантий, предоставляемых лицам, испытывающим трудности в трудоустройстве. Такие гарантии находят отражение не только в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР", но и в положениях Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) (ч. 3 ст. 81, ст. 178), Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ст. 5, 35) <1>, Федеральных законах от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 20 - 24) <2>, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 9) <3>; а также в законах о занятости субъектов РФ и других нормативных актах.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В дальнейшем законодательство о занятости развивается по пути закрепления дополнительных гарантий, предоставляемых лицам, испытывающим трудности в трудоустройстве. Такие гарантии находят отражение не только в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР", но и в положениях Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) (ч. 3 ст. 81, ст. 178), Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ст. 5, 35) <1>, Федеральных законах от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 20 - 24) <2>, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 9) <3>; а также в законах о занятости субъектов РФ и других нормативных актах.