Нормативы предельно допустимых сбросов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы предельно допустимых сбросов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8.14 "Нарушение правил водопользования" КоАП РФ"Как правильно указал суд первой инстанции, факт нарушения Обществом водоохранного законодательства, выразившегося в сбросе в водный объект - болото Шаровское сточных вод с превышением установленного норматива предельно допустимого сброса загрязняющих веществ, подтверждается протоколами результатов анализа проб сточной воды, представленными в материалы дела, в которых зафиксировано, что в отобранных сточных водах фактическая концентрация по веществам: БПК полное, БПК 5, аммоний-ион, фосфат-ион, СПАВ, нефтепродукты превышает предельно допустимые концентрации, установленные для водных объектов рыбохозяйственного значения. Поскольку постановлением Управления о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (часть 1 статьи 8.14. КоАП РФ), факт причинения ущерба водному объекту подтверждается материалами дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)Ставки платы утверждены Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2025 N 1852-р. В общем случае применяйте их с учетом дополнительного коэффициента (Кинд), равного 1,045. Ставки, к которым он не применяется, указаны в п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2025 N 1034. Ставку платы за сброс взвешенных веществ используйте также с учетом коэффициента КП, если для вашего объекта НВОС установлены нормативы предельно допустимых сбросов (Примечание к ставкам платы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2025 N 1852-р).
(КонсультантПлюс, 2025)Ставки платы утверждены Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2025 N 1852-р. В общем случае применяйте их с учетом дополнительного коэффициента (Кинд), равного 1,045. Ставки, к которым он не применяется, указаны в п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2025 N 1034. Ставку платы за сброс взвешенных веществ используйте также с учетом коэффициента КП, если для вашего объекта НВОС установлены нормативы предельно допустимых сбросов (Примечание к ставкам платы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2025 N 1852-р).
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)К ставке платы за НВОС за сброс взвешенных веществ применяется дополнительный коэффициент пересчета, если для вашего объекта НВОС установлены нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
(КонсультантПлюс, 2025)К ставке платы за НВОС за сброс взвешенных веществ применяется дополнительный коэффициент пересчета, если для вашего объекта НВОС установлены нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- юридические лица или ИП - для загрязняющих веществ, для которых не установлены рыбохозяйственные нормативы, региональные нормативы предельно допустимых концентраций, сброс которых планируется осуществлять в водный объект или его часть, - за счет собственных средств.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- юридические лица или ИП - для загрязняющих веществ, для которых не установлены рыбохозяйственные нормативы, региональные нормативы предельно допустимых концентраций, сброс которых планируется осуществлять в водный объект или его часть, - за счет собственных средств.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Статья: Правовая охрана поверхностных водных объектов от микропластика в России
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В России среди новых гигиенических нормативов не закреплены нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) <42>, ориентировочно допустимых уровней (далее - ОДУ) <43> микропластика в воде. Не было их и в ранее действовавших гигиенических нормативах <44>. Также не разработан и не утвержден норматив ПДК микропластика в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <45>. Поскольку не установлен норматив ПДК микропластика для водных объектов, то невозможны расчет и разработка привязанного к нему норматива предельно допустимого сброса микропластика в составе сточных вод. Между тем способы идентификации, количественного рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах и качественного определения микропластика в воде, донных отложениях уже разработаны и апробированы как за рубежом <46>, так и в нашей стране <47>. При предоставлении технических средств и оборудования органам государственного экологического надзора государственного санитарно-эпидемиологического надзора законодателю следует ставить вопрос об осуществлении государственного экологического мониторинга особого загрязнителя прежде всего поверхностных водных объектов.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)В России среди новых гигиенических нормативов не закреплены нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) <42>, ориентировочно допустимых уровней (далее - ОДУ) <43> микропластика в воде. Не было их и в ранее действовавших гигиенических нормативах <44>. Также не разработан и не утвержден норматив ПДК микропластика в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <45>. Поскольку не установлен норматив ПДК микропластика для водных объектов, то невозможны расчет и разработка привязанного к нему норматива предельно допустимого сброса микропластика в составе сточных вод. Между тем способы идентификации, количественного рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах и качественного определения микропластика в воде, донных отложениях уже разработаны и апробированы как за рубежом <46>, так и в нашей стране <47>. При предоставлении технических средств и оборудования органам государственного экологического надзора государственного санитарно-эпидемиологического надзора законодателю следует ставить вопрос об осуществлении государственного экологического мониторинга особого загрязнителя прежде всего поверхностных водных объектов.
Информация: Рекомендации по основным видам и характеру нарушений, выявляемых Росприроднадзором в ходе проведения проверочных мероприятий
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)2) юридическим лицам направлять уведомления о готовности к повторной проверке (достижении нормативных показателей очистки сточных вод) в Росприроднадзор исключительно после достижения нормативов допустимых сбросов, предельно допустимых концентраций, показателей НДТ по загрязняющим веществам, превышения по которым ранее выявлены в ходе проверок Росприроднадзора и в обязательном порядке подтвержденного аккредитованной лабораторией;
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)2) юридическим лицам направлять уведомления о готовности к повторной проверке (достижении нормативных показателей очистки сточных вод) в Росприроднадзор исключительно после достижения нормативов допустимых сбросов, предельно допустимых концентраций, показателей НДТ по загрязняющим веществам, превышения по которым ранее выявлены в ходе проверок Росприроднадзора и в обязательном порядке подтвержденного аккредитованной лабораторией;
Статья: 30 лет Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В Законе устанавливалась система природоохранных нормативов: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий и другие нормативы.
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В Законе устанавливалась система природоохранных нормативов: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий и другие нормативы.
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)В таких случаях плату за сбросы рассчитывайте в общем порядке. При этом вместо норматива будут предельно допустимые сбросы, а вместо ВРС - лимиты на сбросы.
(КонсультантПлюс, 2023)В таких случаях плату за сбросы рассчитывайте в общем порядке. При этом вместо норматива будут предельно допустимые сбросы, а вместо ВРС - лимиты на сбросы.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Сброс сточных (в том числе дренажных) вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен в соответствии с нормами федеральных законов. Согласно ст. 58 ВК РФ также запрещается сброс сточных вод на ледники, снежники. Кроме того, в ч. 6 ст. 60 ВК РФ указано, что при эксплуатации водохозяйственной системы сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию, в водные объекты запрещается (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом об охране окружающей среды). Согласно п. 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. Сброс сточных (в том числе дренажных) вод регулируется соответствующими предусмотренными в ст. 35 ВК РФ и ином российском законодательстве нормативами. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Сброс сточных (в том числе дренажных) вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен в соответствии с нормами федеральных законов. Согласно ст. 58 ВК РФ также запрещается сброс сточных вод на ледники, снежники. Кроме того, в ч. 6 ст. 60 ВК РФ указано, что при эксплуатации водохозяйственной системы сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию, в водные объекты запрещается (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом об охране окружающей среды). Согласно п. 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. Сброс сточных (в том числе дренажных) вод регулируется соответствующими предусмотренными в ст. 35 ВК РФ и ином российском законодательстве нормативами. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Как уже отмечалось выше, правила п. п. 2 и 4 рассматриваемой статьи относятся к экологическому нормированию в области водопользования. Пункт 4 определяет, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Как уже отмечалось выше, правила п. п. 2 и 4 рассматриваемой статьи относятся к экологическому нормированию в области водопользования. Пункт 4 определяет, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Путеводитель. Что нужно знать о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, временно разрешенных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов и их соблюдения.
(КонсультантПлюс, 2025)нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, временно разрешенных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов и их соблюдения.
Статья: Правовое регулирование реализации климатических проектов в России
(Леонова И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Для других видов проектов требование о дополнительности мероприятий также требует более четкого определения. В частности, владельцы предприятий - объектов негативного воздействия на окружающую среду при невозможности достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ обязаны разрабатывать программы повышения экологической эффективности <33>, которые, в свою очередь, могут содержать мероприятия по модернизации или реконструкции производства. А учитывая, что часть парниковых газов является также загрязняющими веществами <34>, может иметь место дублирование проектов в рамках выполнения программ повышения экологической эффективности и климатических проектов.
(Леонова И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Для других видов проектов требование о дополнительности мероприятий также требует более четкого определения. В частности, владельцы предприятий - объектов негативного воздействия на окружающую среду при невозможности достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ обязаны разрабатывать программы повышения экологической эффективности <33>, которые, в свою очередь, могут содержать мероприятия по модернизации или реконструкции производства. А учитывая, что часть парниковых газов является также загрязняющими веществами <34>, может иметь место дублирование проектов в рамках выполнения программ повышения экологической эффективности и климатических проектов.