Нормативы мфо
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативы мфо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)В целях экономического дестимулирования предоставления займов наиболее закредитованной категории заемщиков (ПДН которых превышает 80%) установлены повышающие надбавки к коэффициентам риска, применяемые МФО при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) (НМФК1/НМКК1). Введение надбавок изменило роль экономических нормативов. Если ранее НМФК1/НМКК1 устанавливались исключительно для компаний, привлекающих денежные средства <25> в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты прав инвесторов и кредиторов, то с введением ПДН экономические нормативы становятся элементом стимулирующего регулирования. Для обеспечения равного регуляторного воздействия дестимулирующих мер на МФО с 1 января 2022 г. установлена обязанность соблюдения НМФК1/НМКК1 всеми МФО, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
("Официальный сайт Банка России", 2024)В целях экономического дестимулирования предоставления займов наиболее закредитованной категории заемщиков (ПДН которых превышает 80%) установлены повышающие надбавки к коэффициентам риска, применяемые МФО при расчете нормативов достаточности собственных средств (капитала) (НМФК1/НМКК1). Введение надбавок изменило роль экономических нормативов. Если ранее НМФК1/НМКК1 устанавливались исключительно для компаний, привлекающих денежные средства <25> в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты прав инвесторов и кредиторов, то с введением ПДН экономические нормативы становятся элементом стимулирующего регулирования. Для обеспечения равного регуляторного воздействия дестимулирующих мер на МФО с 1 января 2022 г. установлена обязанность соблюдения НМФК1/НМКК1 всеми МФО, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Статья: Нормативно-правовое регулирование экономической устойчивости кредитно-финансовых субъектов посредством установления минимального размера достаточности собственного капитала
(Щепотьев А.В.)
("Банковское право", 2021, N 6)Порядок определения собственных средств микрофинансовых организаций определяется соответствующими нормативными правовыми актами <11>. Норматив достаточности собственных средств для микрофинансовых организаций определяется в размере не менее 6%.
(Щепотьев А.В.)
("Банковское право", 2021, N 6)Порядок определения собственных средств микрофинансовых организаций определяется соответствующими нормативными правовыми актами <11>. Норматив достаточности собственных средств для микрофинансовых организаций определяется в размере не менее 6%.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)5.6) имеет право устанавливать в экономических нормативах микрофинансовых организаций дополнительные коэффициенты риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет экономических нормативов микрофинансовых организаций, а также методику расчета таких коэффициентов;
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)5.6) имеет право устанавливать в экономических нормативах микрофинансовых организаций дополнительные коэффициенты риска по отдельным видам активов из числа включаемых в расчет экономических нормативов микрофинансовых организаций, а также методику расчета таких коэффициентов;
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, установленных для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, -
(ред. от 04.11.2025)3. Нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности, установленных для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, -
Статья: Расчет показателя долговой нагрузки заемщика (Указание Банка России от 16.10.2023 N 6579-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: В соответствии с подпунктом 1.1.27 пункта 1.1 Указания N 6579-У Внутренний документ, содержащий порядок расчета ПДН, должен включать в себя исчерпывающий перечень данных, используемых кредитной организацией или МФО для расчета величины среднемесячного дохода заемщика (в том числе содержащихся в подтверждающих доход заемщика документах). При этом в силу подпункта 3.1.5 пункта 3.1 Указания N 6579-У расчет величины дохода на основании таких документов должен отвечать критериям актуальности и достоверности. Таким образом, в целях обеспечения исполнения указанных норм Указания N 6579-У кредитной организации или МФО следует во Внутреннем документе, содержащем порядок расчета ПДН, предусмотреть порядок представления подтверждающих доход заемщика документов, обеспечивающий учет только актуальной и достоверной информации, содержащейся в таких документах. При этом такой порядок может включать в себя процедуры обмена с заемщиком документами и информацией, необходимыми для предоставления кредита (займа) такому заемщику, содержащие определенные правила и требования, в том числе к содержанию и форме представляемых заемщиком документов: на бумажном носителе или в электронной форме (сформированные системами онлайн- и (или) мобильного банкинга, сканированные копии, подписанные электронной подписью с использованием системы электронного взаимодействия).
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: В соответствии с подпунктом 1.1.27 пункта 1.1 Указания N 6579-У Внутренний документ, содержащий порядок расчета ПДН, должен включать в себя исчерпывающий перечень данных, используемых кредитной организацией или МФО для расчета величины среднемесячного дохода заемщика (в том числе содержащихся в подтверждающих доход заемщика документах). При этом в силу подпункта 3.1.5 пункта 3.1 Указания N 6579-У расчет величины дохода на основании таких документов должен отвечать критериям актуальности и достоверности. Таким образом, в целях обеспечения исполнения указанных норм Указания N 6579-У кредитной организации или МФО следует во Внутреннем документе, содержащем порядок расчета ПДН, предусмотреть порядок представления подтверждающих доход заемщика документов, обеспечивающий учет только актуальной и достоверной информации, содержащейся в таких документах. При этом такой порядок может включать в себя процедуры обмена с заемщиком документами и информацией, необходимыми для предоставления кредита (займа) такому заемщику, содержащие определенные правила и требования, в том числе к содержанию и форме представляемых заемщиком документов: на бумажном носителе или в электронной форме (сформированные системами онлайн- и (или) мобильного банкинга, сканированные копии, подписанные электронной подписью с использованием системы электронного взаимодействия).
Статья: Саморегулирование в микрофинансовой сфере и его влияние на защиту прав потребителей финансовых услуг
(Лесных Е.К.)
("Юрист", 2024, N 6)Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих МФО, включает в себя следующие основные принципы и меры: прозрачность и доступность информации о предоставляемых финансовых услугах, условиях и стоимости их получения, соблюдение законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг и иных нормативных актов, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций, обеспечение конфиденциальности и защиты персональных данных клиентов, предоставление четких и понятных договоров о предоставлении финансовых услуг, включая информацию о правах и обязанностях сторон, проведение обязательного обучения и квалификационной аттестации сотрудников МФО, работающих с клиентами, механизмы разрешения споров и жалоб со стороны клиентов, включая возможность обращения в органы государственного надзора, регулярное проведение внутреннего контроля и аудита деятельности микрофинансовых организаций с целью обеспечения соответствия их деятельности установленным стандартам и требованиям.
(Лесных Е.К.)
("Юрист", 2024, N 6)Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих МФО, включает в себя следующие основные принципы и меры: прозрачность и доступность информации о предоставляемых финансовых услугах, условиях и стоимости их получения, соблюдение законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг и иных нормативных актов, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций, обеспечение конфиденциальности и защиты персональных данных клиентов, предоставление четких и понятных договоров о предоставлении финансовых услуг, включая информацию о правах и обязанностях сторон, проведение обязательного обучения и квалификационной аттестации сотрудников МФО, работающих с клиентами, механизмы разрешения споров и жалоб со стороны клиентов, включая возможность обращения в органы государственного надзора, регулярное проведение внутреннего контроля и аудита деятельности микрофинансовых организаций с целью обеспечения соответствия их деятельности установленным стандартам и требованиям.
Статья: Гражданско-правовые презумпции, возлагающие обязанность доказывания на ответчика
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Еще один наглядный пример - договоры микрозаймов, которые заключались микрофинансовыми организациями с заемщиками до введения в Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) нормативных ограничений начисления процентов за пользование микрозаймами. Отсутствие соответствующих ограничений привело к ситуациям, в которых сумма начисленных процентов значительно превышала сумму основного долга. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ были внесены изменения, которыми вводились ограничения. Ретроспективное применение этих ограничений, их распространение на отношения, возникшие из договоров, заключенных до введения указанного Закона в действие (до 29 марта 2016 г.), предусмотрено не было. Ограничения для договоров, заключенных до внесения Федеральным законом N 407-ФЗ изменений в Закон о микрофинансовой деятельности, сформулированы в положениях п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 сентября 2017 года. Дано толкование, которое исходило из существа законодательного регулирования договоров микрозайма. Попытки обойти ограничения микрофинансовые организации не оставляют, в частности посредством установления договором повышенных процентов, маскируемых как меры ответственности должника при нарушении сроков возврата займа. Как следствие, для правоприменения, соответствующего идее справедливости, не теряет актуальности выявление и пресечение таких попыток.
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Еще один наглядный пример - договоры микрозаймов, которые заключались микрофинансовыми организациями с заемщиками до введения в Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) нормативных ограничений начисления процентов за пользование микрозаймами. Отсутствие соответствующих ограничений привело к ситуациям, в которых сумма начисленных процентов значительно превышала сумму основного долга. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ были внесены изменения, которыми вводились ограничения. Ретроспективное применение этих ограничений, их распространение на отношения, возникшие из договоров, заключенных до введения указанного Закона в действие (до 29 марта 2016 г.), предусмотрено не было. Ограничения для договоров, заключенных до внесения Федеральным законом N 407-ФЗ изменений в Закон о микрофинансовой деятельности, сформулированы в положениях п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 сентября 2017 года. Дано толкование, которое исходило из существа законодательного регулирования договоров микрозайма. Попытки обойти ограничения микрофинансовые организации не оставляют, в частности посредством установления договором повышенных процентов, маскируемых как меры ответственности должника при нарушении сроков возврата займа. Как следствие, для правоприменения, соответствующего идее справедливости, не теряет актуальности выявление и пресечение таких попыток.
Статья: Ответы на вопросы, связанные с Указанием Банка России от 03.02.2025 N 6993-У "О видах кредитов (займов), в отношении которых могут быть установлены макропруденциальные лимиты, о характеристиках указанных кредитов (займов), о порядке установления и применения макропруденциальных лимитов в отношении указанных кредитов (займов), о факторах риска увеличения долговой нагрузки заемщиков - физических лиц, а также о порядке применения мер, предусмотренных частью пятой статьи 45.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
("Официальный сайт Банка России", 2025)Одновременно обращаем внимание, что согласно подпункту 1.3.4 пункта 1.3 Указания N 6993-У кредиты, предоставленные кредитной организацией или МФО заемщику на цели рефинансирования другого кредита или кредитов, предоставленных заемщику этой же кредитной организацией или этой же МФО, при соответствии их нормативно установленным условиям не включаются в расчет МПЛ.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Одновременно обращаем внимание, что согласно подпункту 1.3.4 пункта 1.3 Указания N 6993-У кредиты, предоставленные кредитной организацией или МФО заемщику на цели рефинансирования другого кредита или кредитов, предоставленных заемщику этой же кредитной организацией или этой же МФО, при соответствии их нормативно установленным условиям не включаются в расчет МПЛ.