Нормативные затраты министерства финансов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативные затраты министерства финансов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения плановой (нормативной) стоимости продукции над ее фактической себестоимостью, если учет продукции ведется с применением счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"?..
(Консультация эксперта, 2025)Произведенная готовая продукция включается в состав запасов по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством (пп. "в" п. 3, п. п. 9, 23 ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
(Консультация эксперта, 2025)Произведенная готовая продукция включается в состав запасов по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством (пп. "в" п. 3, п. п. 9, 23 ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
Готовое решение: Как осуществляется нормирование в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: нормативные затраты можно не утверждать в отношении товаров (работ, услуг), которые не закупают федеральный госорган, его территориальные органы и подведомственные ему казенные учреждения. При этом такие затраты необходимо утвердить для товаров (работ, услуг), полномочия по закупке которых федеральный госорган передал подведомственным учреждениям (Письмо Минфина России от 13.08.2019 N 24-01-06/61190). Кроме того, руководители федеральных органов власти могут увеличить нормативы цен по состоянию на 1 января 2022 г. для ряда позиций. Сделать это можно в пределах индекса потребительских цен по данным Росстата за период действия нормативов (п. 2(2) Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084, Письмо Минфина России от 20.06.2022 N 24-01-09/58114);
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: нормативные затраты можно не утверждать в отношении товаров (работ, услуг), которые не закупают федеральный госорган, его территориальные органы и подведомственные ему казенные учреждения. При этом такие затраты необходимо утвердить для товаров (работ, услуг), полномочия по закупке которых федеральный госорган передал подведомственным учреждениям (Письмо Минфина России от 13.08.2019 N 24-01-06/61190). Кроме того, руководители федеральных органов власти могут увеличить нормативы цен по состоянию на 1 января 2022 г. для ряда позиций. Сделать это можно в пределах индекса потребительских цен по данным Росстата за период действия нормативов (п. 2(2) Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084, Письмо Минфина России от 20.06.2022 N 24-01-09/58114);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе установить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, содержащихся в федеральном перечне, сформированном указанным органом.
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе установить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, содержащихся в федеральном перечне, сформированном указанным органом.
Заключение Минэкономразвития России от 20.04.2012
"По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"Позиция Минфина России по данному вопросу представлена не была.
"По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"Позиция Минфина России по данному вопросу представлена не была.
Вопрос: О нормировании закупок и расчете НМЦК; о дополнительных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); о применении антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона.
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 24-06-06/110223)Под механизмом нормирования в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ) (часть 1 статьи 19 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 24-06-06/110223)Под механизмом нормирования в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ) (часть 1 статьи 19 Закона N 44-ФЗ).
Корреспонденция счетов: Организация, соответствующая критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, применяет общую систему налогообложения. Как отразить в учете организации недостачу продукции растениеводства (зерна), которая хранилась на складе организации, если заведующий складом несет полную материальную ответственность и возмещает сумму причиненного ущерба (сверх норм естественной убыли)?..
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что готовую продукцию в массовом производстве, в том числе сельскохозяйственном, можно оценивать в сумме плановых (нормативных) затрат. Они устанавливаются исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. В конце года плановая (нормативная) стоимость доводится до фактической (пп. "б" п. 27 ФСБУ 5/2019, утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н, п. 20 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 N 792 (далее - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях)).
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что готовую продукцию в массовом производстве, в том числе сельскохозяйственном, можно оценивать в сумме плановых (нормативных) затрат. Они устанавливаются исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. В конце года плановая (нормативная) стоимость доводится до фактической (пп. "б" п. 27 ФСБУ 5/2019, утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н, п. 20 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 N 792 (далее - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях)).
Статья: Методы бухгалтерского учета затрат, составляющих себестоимость промышленной продукции
(Поленова С.Н.)
("Аудитор", 2024, N 1)Данные о нормах расходования ресурсов, изменениях норм и отклонениях от норм оформляются первичной учетной документацией, которая используется не только для расчета фактической себестоимости изделий, видов продукции, работ, услуг, но и для принятия оперативных управленческих решений, направленных на снижение производственных затрат и рост финансовых результатов. Посредством применения нормативного метода учета производственных затрат или элементов этого метода возможно в полной мере выполнить требования п. 27 ФСБУ "Запасы" об оценке незавершенного производства и готовой продукции в сумме плановых или нормативных затрат.
(Поленова С.Н.)
("Аудитор", 2024, N 1)Данные о нормах расходования ресурсов, изменениях норм и отклонениях от норм оформляются первичной учетной документацией, которая используется не только для расчета фактической себестоимости изделий, видов продукции, работ, услуг, но и для принятия оперативных управленческих решений, направленных на снижение производственных затрат и рост финансовых результатов. Посредством применения нормативного метода учета производственных затрат или элементов этого метода возможно в полной мере выполнить требования п. 27 ФСБУ "Запасы" об оценке незавершенного производства и готовой продукции в сумме плановых или нормативных затрат.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета не позднее 12 июля текущего финансового года направляют в системе "Электронный бюджет" в Министерство финансов Российской Федерации предложения по распределению по видам источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета не позднее 12 июля текущего финансового года направляют в системе "Электронный бюджет" в Министерство финансов Российской Федерации предложения по распределению по видам источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Вопрос: О применении субъектами РФ, муниципальными образованиями повышающих коэффициентов при нормировании товаров, работ, услуг в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 06.03.2023 N 24-06-06/18423)В этой связи сообщаем, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос о возможности государственных и муниципальных заказчиков при утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг использовать предельные значения цен (с учетом повышающих коэффициентов), установленные Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при утверждении нормативных затрат.
(Письмо Минфина России от 06.03.2023 N 24-06-06/18423)В этой связи сообщаем, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос о возможности государственных и муниципальных заказчиков при утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг использовать предельные значения цен (с учетом повышающих коэффициентов), установленные Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при утверждении нормативных затрат.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нарушение условий предоставления субсидий является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобное правонарушение предусматривает два вида негативного воздействия на нарушителя: штраф и возврат субсидии в соответствующий бюджет, однако это не свидетельствует о двойном наказании за одно и то же нарушение. Пояснения Минфина России по этому поводу сводятся к следующему: возврат субсидии и штраф имеют различную правовую природу. Возврат субсидии нацелен на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления бюджетных средств и обеспечение восстановления этих средств в случае нарушения, то есть носит компенсационный характер. Сумму возврата субсидии определяет учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания, учитывая нормативные затраты на оказание услуги. Данное действие является обязанностью получателя средств, а не наказанием. Административная ответственность в виде штрафа наступает за противоправное деяние виновного лица, предусмотренное соответствующей статьей, и является санкцией за совершенное правонарушение, соответственно, носит карательный характер <400>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Нарушение условий предоставления субсидий является административным правонарушением, предусмотренным статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобное правонарушение предусматривает два вида негативного воздействия на нарушителя: штраф и возврат субсидии в соответствующий бюджет, однако это не свидетельствует о двойном наказании за одно и то же нарушение. Пояснения Минфина России по этому поводу сводятся к следующему: возврат субсидии и штраф имеют различную правовую природу. Возврат субсидии нацелен на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления бюджетных средств и обеспечение восстановления этих средств в случае нарушения, то есть носит компенсационный характер. Сумму возврата субсидии определяет учредитель на основании представленного окончательного отчета о выполнении задания, учитывая нормативные затраты на оказание услуги. Данное действие является обязанностью получателя средств, а не наказанием. Административная ответственность в виде штрафа наступает за противоправное деяние виновного лица, предусмотренное соответствующей статьей, и является санкцией за совершенное правонарушение, соответственно, носит карательный характер <400>.
Вопрос: О применении субъектами РФ и муниципальными образованиями повышающих коэффициентов при нормировании товаров, работ, услуг в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 30.03.2023 N 24-06-06/28065)В этой связи сообщаем, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос о возможности государственных и муниципальных заказчиков при утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг использовать предельные значения цен (с учетом повышающих коэффициентов), установленные Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при утверждении нормативных затрат.
(Письмо Минфина России от 30.03.2023 N 24-06-06/28065)В этой связи сообщаем, что в настоящее время Минфином России прорабатывается вопрос о возможности государственных и муниципальных заказчиков при утверждении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг использовать предельные значения цен (с учетом повышающих коэффициентов), установленные Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при утверждении нормативных затрат.
Готовое решение: Каков порядок закупки автомобиля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При описании объекта закупки указывайте характеристики автомобилей только российского происхождения (ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Отражайте данные характеристики независимо от того, применяете меры в рамках национального режима или нет (Информационное письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697).
(КонсультантПлюс, 2025)При описании объекта закупки указывайте характеристики автомобилей только российского происхождения (ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Отражайте данные характеристики независимо от того, применяете меры в рамках национального режима или нет (Информационное письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697).
Статья: Субсидия на госзадание на 2024 год
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 8)ФОИВ по выработке госполитики вправе установить по согласованию с Минфином России особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, содержащихся в федеральном перечне, сформированном этим ФОИВ.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 8)ФОИВ по выработке госполитики вправе установить по согласованию с Минфином России особенности расчета нормативных затрат на выполнение работ, содержащихся в федеральном перечне, сформированном этим ФОИВ.