Норматив качества окружающей среды для почв

Подборка наиболее важных документов по запросу Норматив качества окружающей среды для почв (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 N 12АП-714/2024 по делу N А06-7376/2023
Требование: О взыскании ущерба в счет возмещения вреда, причиненного почвам.
Решение: Требование удовлетворено.
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв в качестве значения норматива качества окружающей среды суд применяет значение концентрации этого вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, что и было сделано Управлением при проведении проверки. И в результате полученных анализов проб почвы установлено значительное расхождение в показаниях по АПАВ. Превышение концентрации по АПАВ фоновой концентрации само по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки, а, следовательно, о причинении ущерба почве как объекту охраны окружающей среды.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 N 12АП-575/2024 по делу N А06-6590/2023
Требование: О возмещении вреда, причиненного почвам в результате излива канализационных сточных вод на почву.
Решение: Требование удовлетворено.
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв в качестве значения норматива качества окружающей среды суд применяет значение концентрации этого вещества не сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, что и было сделано Управлением при проведении проверки. И в результате полученных анализов проб почвы установлено значительное расхождение в показаниях по АПАВ. Превышение концентрации по АПАВ фоновой концентрации само по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки, а следовательно о причинении ущерба почве, как объекту охраны окружающей среды.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Качество окружающей среды как критерий оценки эффективности государственного экологического управления в цифровом обществе
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)
Как отмечает М.М. Бринчук, "известно, что в современной практике экологического нормирования, в том числе нормирования качества окружающей среды, все нормативы (применительно к воздуху, воде, почве) разрабатываются изолированно один от другого, не учитывая кумулятивный эффект вредных воздействий на растительный и животный мир и здоровье человека. На практике же и человек, и объекты растительного и животного мира подвергаются одновременным воздействиям всех сред (атмосферы, вод и почв). На основе существующих нормативов качества окружающей среды и установленных в соответствии с ними нормативов предельно допустимых вредных воздействий не обеспечивается экологическая безопасность человека и иных живых объектов" <27>.
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)
Комментируемый перечень принят распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" (далее - Распоряжение Правительства РФ N 1316-р) <7>. По состоянию на 2020 г. в него входят 254 вещества для атмосферного воздуха, 249 веществ для водных объектов и 63 вещества для почв. Соответственно, по каждому из этих веществ принимаются нормативы качества окружающей среды. Среди них такие как: мышьяк, марганец, ртуть, свинец, хлор. Следует отметить, что эти нормативы градируются не только по компонентам природной среды, но и по месту их нахождения и видам использования. Например, существуют нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Аналогично разные требования предъявляются к качеству воздуха рабочей зоны, городских и сельских поселений, закрытых помещений, курортных зон.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, включает в себя в том числе определение размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв. При этом учитывается степень загрязнения, которая зависит от соотношения фактического содержания загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв (пункты 4 - 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года N 238).
Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238
(ред. от 18.11.2021)
"Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364)
УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве, нормативы качества почв в пределах территории субъекта Российской Федерации (далее - нормативы ПДК и ОДК химических веществ в почве, региональные нормативы соответственно), который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);