Норма предоставления жилого помещения детям-сиротам
Подборка наиболее важных документов по запросу Норма предоставления жилого помещения детям-сиротам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФ"Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 50 "Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения" ЖК РФ"При этом из совокупного толкования положений части 1, 2 статьи 50, части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом нормы жилого помещения, установленной решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 N 137, следует, что предоставление жилых помещений для данной категории граждан (дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей) производится в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемого органами местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как определяется норма площади жилого помещения по договору социального найма?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
Статья: Теоретико-методологические аспекты современной системы жилищного законодательства Российской Федерации
(Шепелев Д.В., Шепелева Д.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<9> Решение Совета депутатов Волоколамского городского округа МО от 25 февраля 2021 г. N 23-136 "Об установлении в Волоколамском городском округе Московской области нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" // Волоколамский край. 2021. 12 марта; Положение муниципального образования "г. Дзержинский" МО от 6 декабря 2005 г. N 6/22-ПД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" // Угрешские вести. 2006. 12 января; решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный МО от 21 декабря 2022 г. N 121-нр "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа Долгопрудный, нормы предоставления площади жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" // Вестник Долгопрудный. 2022. 21 декабря.
(Шепелев Д.В., Шепелева Д.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)<9> Решение Совета депутатов Волоколамского городского округа МО от 25 февраля 2021 г. N 23-136 "Об установлении в Волоколамском городском округе Московской области нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" // Волоколамский край. 2021. 12 марта; Положение муниципального образования "г. Дзержинский" МО от 6 декабря 2005 г. N 6/22-ПД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" // Угрешские вести. 2006. 12 января; решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный МО от 21 декабря 2022 г. N 121-нр "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа Долгопрудный, нормы предоставления площади жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" // Вестник Долгопрудный. 2022. 21 декабря.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
(ред. от 04.11.2025)Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. В г. Москве жилые помещения за выездом граждан предоставляются детям-сиротам после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ; п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. В г. Москве жилые помещения за выездом граждан предоставляются детям-сиротам после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ; п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Правоприменение норм, определяющих порядок и условия предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует об отсутствии единообразных решений по данному вопросу, что требует корректировки отдельных норм законодательства. Так, необходимо конкретизировать такие понятия, как "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", установить единые критерии оценки нуждаемости, закрепить одинаковые условия для формирования списков таких детей, что будет способствовать эффективной защите их права на жилье.
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Правоприменение норм, определяющих порядок и условия предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует об отсутствии единообразных решений по данному вопросу, что требует корректировки отдельных норм законодательства. Так, необходимо конкретизировать такие понятия, как "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", установить единые критерии оценки нуждаемости, закрепить одинаковые условия для формирования списков таких детей, что будет способствовать эффективной защите их права на жилье.