Ночные часы у водителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Ночные часы у водителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2024 N 77-2414/2024
Приговор: По ч. 1 ст. 264.1 УК РФ (нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.Доводы жалобы о составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством не на месте управления П. транспортным средством о незаконности судебных актов не свидетельствуют. Отстранение от управления транспортным средством проведено должностным лицом в соответствии с положениями ст. 27.12 КоАП РФ, при этом действующим законодательством не установлено требований, предусматривающих обязательное составление протокола об отстранении от управления транспортным средством на месте фактической остановки транспортного средства или задержания водителя, например, с целью поиска понятых в ночное время.
Приговор: По ч. 1 ст. 264.1 УК РФ (нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.Доводы жалобы о составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством не на месте управления П. транспортным средством о незаконности судебных актов не свидетельствуют. Отстранение от управления транспортным средством проведено должностным лицом в соответствии с положениями ст. 27.12 КоАП РФ, при этом действующим законодательством не установлено требований, предусматривающих обязательное составление протокола об отстранении от управления транспортным средством на месте фактической остановки транспортного средства или задержания водителя, например, с целью поиска понятых в ночное время.
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 25.01.2023 N 33-179/2023 (УИД 53RS0022-01-2021-007988-11)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности за сверхурочную работу.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился с рапортом о выплате денежной компенсации за переработку, однако ему в этом было отказано.
Решение: Отказано.Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истцу с середины 2020 года было вменено в обязанность исполнять служебные обязанности водителя дежурной части по транспортировке сотрудников СОГ либо ОУР к месту происшествия, в том числе и в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, является несостоятельной, так как допустимыми (письменными) доказательствами не подтверждается.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности за сверхурочную работу.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился с рапортом о выплате денежной компенсации за переработку, однако ему в этом было отказано.
Решение: Отказано.Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истцу с середины 2020 года было вменено в обязанность исполнять служебные обязанности водителя дежурной части по транспортировке сотрудников СОГ либо ОУР к месту происшествия, в том числе и в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, является несостоятельной, так как допустимыми (письменными) доказательствами не подтверждается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение отдельных правовых проблем допуска начинающих и молодых водителей к управлению транспортными средствами (с учетом зарубежного опыта)
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Если к этому добавить непогоду, подержанный автомобиль, пассажиров-сверстников, то вероятность ДТП возрастает в разы. Уровень смертности в происшествиях в ночное время среди водителей в возрасте от 16 до 19 лет примерно в 3 раза выше, чем среди водителей в возрасте от 30 до 59 лет на милю пробега [11].
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)Если к этому добавить непогоду, подержанный автомобиль, пассажиров-сверстников, то вероятность ДТП возрастает в разы. Уровень смертности в происшествиях в ночное время среди водителей в возрасте от 16 до 19 лет примерно в 3 раза выше, чем среди водителей в возрасте от 30 до 59 лет на милю пробега [11].
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)Если водителю установлен суммированный учет рабочего времени, то заработную плату рассчитывают исходя из часовой ставки и отработанных за учетный период часов с учетом компенсационных и (или) стимулирующих выплат (доплат и надбавок), положенных работнику. Например, по общим правилам нужно доплачивать водителю за работу в ночное время, за сверхурочную работу (переработку по итогу учетного периода), за работу в нерабочие праздничные дни. Важно помнить, что работу в выходной день следует оплатить в повышенном размере, только если этот день является выходным по графику водителя.
(КонсультантПлюс, 2025)Если водителю установлен суммированный учет рабочего времени, то заработную плату рассчитывают исходя из часовой ставки и отработанных за учетный период часов с учетом компенсационных и (или) стимулирующих выплат (доплат и надбавок), положенных работнику. Например, по общим правилам нужно доплачивать водителю за работу в ночное время, за сверхурочную работу (переработку по итогу учетного периода), за работу в нерабочие праздничные дни. Важно помнить, что работу в выходной день следует оплатить в повышенном размере, только если этот день является выходным по графику водителя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
(ред. от 08.08.2024)
"Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, -
(ред. от 04.11.2025)5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, -
Статья: Причинная связь в сложных ситуациях: неосторожные преступления
(Есаков Г.А.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Еще один пример из судебной практики (который ранее нами рассматривался как случай прерванной причинной связи, хотя сейчас мы склонны пересмотреть свою позицию) следующий. К.О.А. обвинялся по ч. 2 ст. 143 УК РФ. Являясь лицом, на котором лежали обязанности по обеспечению и соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, он нарушил п. 2.3.3.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, направив водителей С. и Ф. на грузовом автомобиле в рейс по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, зная, что на акватории водохранилища нет санкционированных переправ, открытых для эксплуатации. В ходе движения машина провалилась под лед, вследствие чего С. и Ф. погибли. В судебном заседании было установлено, что К.О.А. запрещал водителям движение на автомобиле по льду Зейского водохранилища в ночное время и был уверен, что его работники выполнят его требования. Вместе с тем С. и Ф. самостоятельно выехали на лед в ночное время, отклонились от маршрута движения, что и привело к затоплению машины. Кассационная инстанция, оставляя оправдательный приговор без изменения, указала, что в деле отсутствует причинно-следственная связь: К.О.А. действительно нарушил Межотраслевые правила охраны труда на автомобильном транспорте (п. 2.3.3.2), направив водителей Ф. и С. на грузовом автомобиле в командировку по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, при отсутствии разрешенных в установленном порядке и открытых для движения автомобильных переправ через это водохранилище, однако причинно-следственная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями отсутствует, поскольку к гибели водителей привело не само по себе нарушение лицом, отвечающим за безопасность труда водителей, правил, а грубая небрежность водителей, выразившаяся в нарушении известных им правил техники безопасности и требований проведенного с ними инструктажа, в том числе запрещающих выезжать на лед Зейского водохранилища в ночное время и отклоняться от разрешенного начальником участка маршрута <15>. По правилу о "повышенной (расширенной) ответственности" причинная связь наличествует, однако вопрос о небрежности можно поставить под сомнение: категорический запрет выезжать ночью на лед и отклоняться от маршрута исключает, как представляется, виновное отношение к последствиям.
(Есаков Г.А.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Еще один пример из судебной практики (который ранее нами рассматривался как случай прерванной причинной связи, хотя сейчас мы склонны пересмотреть свою позицию) следующий. К.О.А. обвинялся по ч. 2 ст. 143 УК РФ. Являясь лицом, на котором лежали обязанности по обеспечению и соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, он нарушил п. 2.3.3.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, направив водителей С. и Ф. на грузовом автомобиле в рейс по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, зная, что на акватории водохранилища нет санкционированных переправ, открытых для эксплуатации. В ходе движения машина провалилась под лед, вследствие чего С. и Ф. погибли. В судебном заседании было установлено, что К.О.А. запрещал водителям движение на автомобиле по льду Зейского водохранилища в ночное время и был уверен, что его работники выполнят его требования. Вместе с тем С. и Ф. самостоятельно выехали на лед в ночное время, отклонились от маршрута движения, что и привело к затоплению машины. Кассационная инстанция, оставляя оправдательный приговор без изменения, указала, что в деле отсутствует причинно-следственная связь: К.О.А. действительно нарушил Межотраслевые правила охраны труда на автомобильном транспорте (п. 2.3.3.2), направив водителей Ф. и С. на грузовом автомобиле в командировку по маршруту, часть которого проходила по льду Зейского водохранилища, при отсутствии разрешенных в установленном порядке и открытых для движения автомобильных переправ через это водохранилище, однако причинно-следственная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями отсутствует, поскольку к гибели водителей привело не само по себе нарушение лицом, отвечающим за безопасность труда водителей, правил, а грубая небрежность водителей, выразившаяся в нарушении известных им правил техники безопасности и требований проведенного с ними инструктажа, в том числе запрещающих выезжать на лед Зейского водохранилища в ночное время и отклоняться от разрешенного начальником участка маршрута <15>. По правилу о "повышенной (расширенной) ответственности" причинная связь наличествует, однако вопрос о небрежности можно поставить под сомнение: категорический запрет выезжать ночью на лед и отклоняться от маршрута исключает, как представляется, виновное отношение к последствиям.
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В ч. 5 ст. 12.23 КоАП РФ речь идет о нарушении установленных требований к указанной перевозке детей в ночное время, а в ч. 4 этой статьи, в частности, упоминаются водители, не соответствующие требованиям упомянутых Правил.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В ч. 5 ст. 12.23 КоАП РФ речь идет о нарушении установленных требований к указанной перевозке детей в ночное время, а в ч. 4 этой статьи, в частности, упоминаются водители, не соответствующие требованиям упомянутых Правил.
Статья: Основание и проблемы субсидиарной ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними от 14 до 18 лет
(Моисеева О.В.)
("Юрист", 2021, N 6)В судебных решениях о возложении на родителей ответственности за вред, причиненный малолетним в возрасте до 14 лет, прямо указывается, что условием ответственности родителей является их собственное виновное поведение <11>. Анализ судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним от 14 до 18 лет, показывает, что в судебных решениях лишь упоминаются обязанности и ответственность родителей, предусмотренная ст. 63 СК РФ, но субсидиарная ответственность на родителей будет возлагаться, только если при исполнении судебного решения будет установлен факт отсутствия у несовершеннолетнего имущества, достаточного для возмещения причиненного ущерба. Подобные выводы отражаются в резолютивной части судебных решений <12>. В отдельных случаях судами делается вывод о том, что родители создают своим поведением необходимые предпосылки для причинения вреда несовершеннолетними <13>. О ненадлежащем осуществлении родителями своих обязанностей, по мнению суда, может свидетельствовать причинение вреда несовершеннолетним в ночное время или при управлении автомобилем при отсутствии водительского удостоверения, что подтверждает ненадлежащий надзор и контроль со стороны родителей <14>.
(Моисеева О.В.)
("Юрист", 2021, N 6)В судебных решениях о возложении на родителей ответственности за вред, причиненный малолетним в возрасте до 14 лет, прямо указывается, что условием ответственности родителей является их собственное виновное поведение <11>. Анализ судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним от 14 до 18 лет, показывает, что в судебных решениях лишь упоминаются обязанности и ответственность родителей, предусмотренная ст. 63 СК РФ, но субсидиарная ответственность на родителей будет возлагаться, только если при исполнении судебного решения будет установлен факт отсутствия у несовершеннолетнего имущества, достаточного для возмещения причиненного ущерба. Подобные выводы отражаются в резолютивной части судебных решений <12>. В отдельных случаях судами делается вывод о том, что родители создают своим поведением необходимые предпосылки для причинения вреда несовершеннолетними <13>. О ненадлежащем осуществлении родителями своих обязанностей, по мнению суда, может свидетельствовать причинение вреда несовершеннолетним в ночное время или при управлении автомобилем при отсутствии водительского удостоверения, что подтверждает ненадлежащий надзор и контроль со стороны родителей <14>.
Ситуация: Как уплатить штраф ГИБДД со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, например, в отношении автобуса, либо водителя, либо в части необходимых документов, либо к перевозке детей в ночное время (Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1527);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, например, в отношении автобуса, либо водителя, либо в части необходимых документов, либо к перевозке детей в ночное время (Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1527);
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Статья: Применение норм общей части трудового права: теория и практика (взгляд сквозь призму целей, задач и предмета отрасли)
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Очевидно, что ст. 1 ТК РФ является содержанием общей части трудового права. Деление норм нашей отрасли на общую и особенную части имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Общими могут быть признаны нормы, подлежащие применению всеми субъектами трудового права и во всех отношениях, входящих в предмет данной отрасли. В свою очередь, нормы Особенной части применяются в отдельных отношениях их субъектами. Следовательно, достижение целей и решение перечисленных в ст. 1 ТК РФ задач становится обязанностью всех субъектов трудового права. Таким образом, полномочные государственные органы, профсоюзы могут самостоятельно без обращения участника материальных отношений требовать достижения целей и решения задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ. Отказ работодателя от применения данной нормы не может служить правовым основанием для лишения других субъектов, в частности государственных органов и профсоюзов, права проведения проверки законности и обоснованности решения, принятого работодателем без учета ее содержания. Законность будет означать выделение из содержания ст. 1 ТК РФ юридически значимых обстоятельств (далее - ЮЗО), а обоснованность - их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Остается выделить из ст. 1 ТК РФ ЮЗО, определяющие цели трудового права. К их числу законодательство относит: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защиту прав и интересов работников и работодателей. Доказанность совокупности перечисленных ЮЗО позволяет сделать вывод о достижении целей трудового права, определенных законодателем. Очевидно, что государственные гарантии трудовых прав и свобод предполагают соблюдение норм особенной части. В приведенных примерах данные нормы нарушены. Работа беременной женщины в ночное время, а также водителя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени и без выходных означает их труд в неблагоприятных условиях, вопреки требованиям законодательства. Получение работодателем прибыли за счет запрещенного нормами трудового права труда означает нарушение баланса интересов сторон трудовых отношений в пользу работодателя, что также не соответствует целям трудового права. Получается, что указанные нарушения на основании ст. 1 ТК РФ могут быть устранены без обращения работника к полномочным субъектам. В свою очередь, работодатель за допущенные нарушения должен нести установленную законодательством ответственность.
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Очевидно, что ст. 1 ТК РФ является содержанием общей части трудового права. Деление норм нашей отрасли на общую и особенную части имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Общими могут быть признаны нормы, подлежащие применению всеми субъектами трудового права и во всех отношениях, входящих в предмет данной отрасли. В свою очередь, нормы Особенной части применяются в отдельных отношениях их субъектами. Следовательно, достижение целей и решение перечисленных в ст. 1 ТК РФ задач становится обязанностью всех субъектов трудового права. Таким образом, полномочные государственные органы, профсоюзы могут самостоятельно без обращения участника материальных отношений требовать достижения целей и решения задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ. Отказ работодателя от применения данной нормы не может служить правовым основанием для лишения других субъектов, в частности государственных органов и профсоюзов, права проведения проверки законности и обоснованности решения, принятого работодателем без учета ее содержания. Законность будет означать выделение из содержания ст. 1 ТК РФ юридически значимых обстоятельств (далее - ЮЗО), а обоснованность - их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Остается выделить из ст. 1 ТК РФ ЮЗО, определяющие цели трудового права. К их числу законодательство относит: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защиту прав и интересов работников и работодателей. Доказанность совокупности перечисленных ЮЗО позволяет сделать вывод о достижении целей трудового права, определенных законодателем. Очевидно, что государственные гарантии трудовых прав и свобод предполагают соблюдение норм особенной части. В приведенных примерах данные нормы нарушены. Работа беременной женщины в ночное время, а также водителя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени и без выходных означает их труд в неблагоприятных условиях, вопреки требованиям законодательства. Получение работодателем прибыли за счет запрещенного нормами трудового права труда означает нарушение баланса интересов сторон трудовых отношений в пользу работодателя, что также не соответствует целям трудового права. Получается, что указанные нарушения на основании ст. 1 ТК РФ могут быть устранены без обращения работника к полномочным субъектам. В свою очередь, работодатель за допущенные нарушения должен нести установленную законодательством ответственность.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.