Независимая оценка качества обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Независимая оценка качества обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовые аспекты независимой оценки качества образования и образовательной деятельности
(Кирилловых А.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4
(Кирилловых А.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение государственной аккредитации организацией, осуществляющей образовательную деятельностьУчет сведений о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценке качества образования, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 95. Независимая оценка качества образования
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 95. Независимая оценка качества образования
Статья: Недопустимость ограничения или устранения конкуренции как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере высшего образования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В связи с этим встает вопрос о подтверждении качества, реализуемого путем установления лицензионных требований к образовательной деятельности, выполнения аккредитационных показателей, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании организаций, осуществляющей образовательную деятельность. Но эти показатели довольно сложны для восприятия и скорее подтверждают соответствие учебного заведения установленным требованиям, чем соотносят качество образовательных услуг этого вуза с иными.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В связи с этим встает вопрос о подтверждении качества, реализуемого путем установления лицензионных требований к образовательной деятельности, выполнения аккредитационных показателей, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании организаций, осуществляющей образовательную деятельность. Но эти показатели довольно сложны для восприятия и скорее подтверждают соответствие учебного заведения установленным требованиям, чем соотносят качество образовательных услуг этого вуза с иными.
Статья: Правовые и организационные основы участия научной общественности в выработке государственной политики в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В качестве еще одного примера можно привести федеральные учебно-методические объединения (ФУМО), которые проводят активную работу по проведению мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; участию в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации; участию в экспертизе содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн-курсов и формированию рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ; участию в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации; участию в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; участию в разработке профессиональных стандартов; участию в подготовке и экспертизе проектов развития высшего и дополнительного профессионального образования.
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В качестве еще одного примера можно привести федеральные учебно-методические объединения (ФУМО), которые проводят активную работу по проведению мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; участию в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации; участию в экспертизе содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн-курсов и формированию рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ; участию в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации; участию в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; участию в разработке профессиональных стандартов; участию в подготовке и экспертизе проектов развития высшего и дополнительного профессионального образования.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<8> См.: Марголин А.М. Мониторинг вузов: всевидящее око регуляторной гильотины // Образовательная политика. 2019. N 1-2 (77 - 78). С. 67 - 75; Манюшис А.Ю. Независимая оценка качества образования: чего мы ждем от "регуляторной гильотины"? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 222. N 2. С. 380 - 406.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<8> См.: Марголин А.М. Мониторинг вузов: всевидящее око регуляторной гильотины // Образовательная политика. 2019. N 1-2 (77 - 78). С. 67 - 75; Манюшис А.Ю. Независимая оценка качества образования: чего мы ждем от "регуляторной гильотины"? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 222. N 2. С. 380 - 406.
Готовое решение: Как получить госаккредитацию образовательной деятельности и внести изменения в реестр аккредитованных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 6 заявления приведите адреса ссылок на открытые и общедоступные ресурсы в сети Интернет, где размещены результаты мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации, общественной аккредитации, отчетов о самообследовании заявленной программы. Если такая информация отсутствует (кроме отчета о самообследовании), укажите "нет". В госаккредитации не откажут из-за отсутствия данных сведений (п. 13 Требований к заполнению и оформлению заявления, п. 51 Положения).
(КонсультантПлюс, 2025)В строке 6 заявления приведите адреса ссылок на открытые и общедоступные ресурсы в сети Интернет, где размещены результаты мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации, общественной аккредитации, отчетов о самообследовании заявленной программы. Если такая информация отсутствует (кроме отчета о самообследовании), укажите "нет". В госаккредитации не откажут из-за отсутствия данных сведений (п. 13 Требований к заполнению и оформлению заявления, п. 51 Положения).
Статья: Механизм "регуляторной гильотины" в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)В свою очередь, Закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц. Весьма важным является императивное закрепление в Законе приоритета профилактических мероприятий государственных (муниципальных) органов над контрольными и надзорными (ч. 1 ст. 8). Положительной новеллой также можно признать наличие и возможность использования альтернативных форм контрольной деятельности, например замена проверки инспекционным визитом, проведение самоаудита образовательной организации. На количество и объем проверочных мероприятий прямое влияние должны оказывать результаты независимой оценки качества образования и образовательной деятельности.
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)В свою очередь, Закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц. Весьма важным является императивное закрепление в Законе приоритета профилактических мероприятий государственных (муниципальных) органов над контрольными и надзорными (ч. 1 ст. 8). Положительной новеллой также можно признать наличие и возможность использования альтернативных форм контрольной деятельности, например замена проверки инспекционным визитом, проведение самоаудита образовательной организации. На количество и объем проверочных мероприятий прямое влияние должны оказывать результаты независимой оценки качества образования и образовательной деятельности.
Статья: Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Формы общественного контроля, характерные для сферы образования: проведение педагогической экспертизы законопроектов; осуществление независимой оценки качества образования; составление рейтингов, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; мониторинг в системе образования; участие в управлении образовательными организациями.
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Формы общественного контроля, характерные для сферы образования: проведение педагогической экспертизы законопроектов; осуществление независимой оценки качества образования; составление рейтингов, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность; мониторинг в системе образования; участие в управлении образовательными организациями.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 95. Независимая оценка качества образования
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 95. Независимая оценка качества образования