Незаконное использование товарного знака в интернете
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконное использование товарного знака в интернете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель (Исключительный лицензиат) хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак при его использовании в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)Правообладатель (Исключительный лицензиат) хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак при его использовании в Интернете
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Исключительный лицензиат) хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак при его использовании в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)Запретить незаконно использовать товарный знак
(КонсультантПлюс, 2025)Запретить незаконно использовать товарный знак
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридические факты в механизме правового регулирования отношений в киберпространстве
(Куликов С.Б.)
("Юрист", 2025, N 5)- интернет-торговля, игровые платформы, отношения в сфере авторского права и иное создали новый вид правоотношений - киберспоры (споры о защите деловой репутации, доменных именах, незаконном использовании товарного знака в Интернете, о ненадлежащем оказании интернет-услуг, об авторских правах на произведения, выложенные в сети), основывающиеся на электронных доказательствах, что требует разработки процедур их получения, хранения и представления в судах;
(Куликов С.Б.)
("Юрист", 2025, N 5)- интернет-торговля, игровые платформы, отношения в сфере авторского права и иное создали новый вид правоотношений - киберспоры (споры о защите деловой репутации, доменных именах, незаконном использовании товарного знака в Интернете, о ненадлежащем оказании интернет-услуг, об авторских правах на произведения, выложенные в сети), основывающиеся на электронных доказательствах, что требует разработки процедур их получения, хранения и представления в судах;
Статья: Компенсация как вид ответственности за незаконное использование товарных знаков. Примеры применения компенсации при защите наименований жилых комплексов
(Яковлев Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 1)Обстоятельства. Истец указал, что ответчик незаконно использует спорное обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца, в рекламе, в Интернете, в печатных рекламных материалах, на документах, информационных стендах.
(Яковлев Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 1)Обстоятельства. Истец указал, что ответчик незаконно использует спорное обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца, в рекламе, в Интернете, в печатных рекламных материалах, на документах, информационных стендах.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78
<Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер>Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд по месту своего нахождения с ходатайством об обеспечении доказательств до предъявления иска по существу спора в порядке, предусмотренном статьей 72 АПК РФ, с целью фиксации незаконного размещения принадлежащего ему товарного знака на сайте российского общества с ограниченной ответственностью в доменной зоне Российской Федерации сети Интернет путем проведения осмотра сайта. При этом заявитель сообщил о своем намерении обратиться в соответствии со статьями 4, 45, 46 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в арбитражный суд с иском о запрещении незаконного использования обществом товарного знака и компенсации причиненных убытков, вызванных таким незаконным использованием.
<Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер>Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд по месту своего нахождения с ходатайством об обеспечении доказательств до предъявления иска по существу спора в порядке, предусмотренном статьей 72 АПК РФ, с целью фиксации незаконного размещения принадлежащего ему товарного знака на сайте российского общества с ограниченной ответственностью в доменной зоне Российской Федерации сети Интернет путем проведения осмотра сайта. При этом заявитель сообщил о своем намерении обратиться в соответствии со статьями 4, 45, 46 Федерального закона от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в арбитражный суд с иском о запрещении незаконного использования обществом товарного знака и компенсации причиненных убытков, вызванных таким незаконным использованием.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14
"О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"19. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 180 УК РФ, контрафактными следует признавать товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак (знак обслуживания) или сходное с ним до степени смешения обозначение.
"О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"19. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 180 УК РФ, контрафактными следует признавать товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак (знак обслуживания) или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Статья: Уголовно-правовая специфика незаконного использования чужих произведений в сети Интернет
(Рыжаков А.П., Рыжаков С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)То обстоятельство, что объекты авторского права размещены в сети Интернет, как следует из абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака", указывает на наличие факта их сбыта.
(Рыжаков А.П., Рыжаков С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)То обстоятельство, что объекты авторского права размещены в сети Интернет, как следует из абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака", указывает на наличие факта их сбыта.
Статья: Использование чужого товарного знака в рекламе: мнение ФАС и судебная практика
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Истцом было установлено, что ответчики без его разрешения используют спорный товарный знак в предпринимательской деятельности, а именно в рекламе интернет-сайтов при продаже спортивных тренажеров через сайты.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Истцом было установлено, что ответчики без его разрешения используют спорный товарный знак в предпринимательской деятельности, а именно в рекламе интернет-сайтов при продаже спортивных тренажеров через сайты.
Статья: Понятие и защита права на товарный знак
(Кархалев Д.Н., Томина А.П.)
("Юрист", 2021, N 12)Администратор доменного имени несет ответственность в виде возмещения убытков или взыскания компенсации за незаконное использование товарного знака в таком имени. Фактически использовавшее доменное имя лицо также может понести такую ответственность. Администратор доменного имени имеет право на регресс к тому лицу, которое фактически разместило информацию об однородных товарах в Интернете под спорным доменом.
(Кархалев Д.Н., Томина А.П.)
("Юрист", 2021, N 12)Администратор доменного имени несет ответственность в виде возмещения убытков или взыскания компенсации за незаконное использование товарного знака в таком имени. Фактически использовавшее доменное имя лицо также может понести такую ответственность. Администратор доменного имени имеет право на регресс к тому лицу, которое фактически разместило информацию об однородных товарах в Интернете под спорным доменом.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Так, американский джазовый басист С. Макби оспаривал незаконное использование японской компанией "Делика", занимающейся розничной продажей одежды, его имени в товарном знаке, используемом компанией в своей коммерческой деятельности <2>. Истец утверждал, что к правоотношениям с участием японской компании должен применяться Закон о товарных знаках США 1946 г. (Lanham Act) в силу его экстерриториального характера (как это было признано в деле Steele v. Bulova <3>). Суд, ограничивая экстерриториальное действие Закона США о товарных знаках в отношении ответчика, являющегося гражданином иностранного государства (не США), в том случае, когда встает вопрос, оказывает ли деятельность ответчика существенное влияние на рынок США, постановил, что деятельность интернет-сайта компании не подпадает под регулирование американского закона.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Так, американский джазовый басист С. Макби оспаривал незаконное использование японской компанией "Делика", занимающейся розничной продажей одежды, его имени в товарном знаке, используемом компанией в своей коммерческой деятельности <2>. Истец утверждал, что к правоотношениям с участием японской компании должен применяться Закон о товарных знаках США 1946 г. (Lanham Act) в силу его экстерриториального характера (как это было признано в деле Steele v. Bulova <3>). Суд, ограничивая экстерриториальное действие Закона США о товарных знаках в отношении ответчика, являющегося гражданином иностранного государства (не США), в том случае, когда встает вопрос, оказывает ли деятельность ответчика существенное влияние на рынок США, постановил, что деятельность интернет-сайта компании не подпадает под регулирование американского закона.
Статья: Создание смешения как вид недобросовестной конкуренции
(Клименко А.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
(Клименко А.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
Статья: Пресечение недобросовестной конкуренции, недобросовестной рекламы и защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет
(Шахназаров Б.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- распространение порочащих конкурента сведений в сети Интернет (например, сравнение брендов на основе неправдивой или искаженной информации и фейковых новостей);
(Шахназаров Б.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)- распространение порочащих конкурента сведений в сети Интернет (например, сравнение брендов на основе неправдивой или искаженной информации и фейковых новостей);
Статья: Некоторые толкования информационной безопасности в сфере интеллектуальной деятельности и необходимость их совершенствования
(Васильев Ф.П.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Современная проблема защиты ИД заключается в том, что существует множество способов незаконного использования и распространения авторских произведений, патентов и товарных знаков в онлайн-среде <2>. Например, это может быть незаконное копирование и распространение музыки, фильмов, книг, программного обеспечения или нарушение патентов на изобретения, размещение фальшивых товарных знаков и т.д.
(Васильев Ф.П.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Современная проблема защиты ИД заключается в том, что существует множество способов незаконного использования и распространения авторских произведений, патентов и товарных знаков в онлайн-среде <2>. Например, это может быть незаконное копирование и распространение музыки, фильмов, книг, программного обеспечения или нарушение патентов на изобретения, размещение фальшивых товарных знаков и т.д.
Статья: Правовое регулирование товарных знаков: исторический аспект и современность
(Штырхунова Н.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что упаковка чайного напитка "Сладкий сон" производства ответчика до степени смешения схожа с фиточаем, обозначенным товарным знаком "Сладкий сон", принадлежащим ООО "Фирма "Здоровье". Таким образом, ответчик вводил в гражданский оборот однородные товарам истца товары, незаконно используя товарный знак "Сладкий сон".
(Штырхунова Н.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что упаковка чайного напитка "Сладкий сон" производства ответчика до степени смешения схожа с фиточаем, обозначенным товарным знаком "Сладкий сон", принадлежащим ООО "Фирма "Здоровье". Таким образом, ответчик вводил в гражданский оборот однородные товарам истца товары, незаконно используя товарный знак "Сладкий сон".
Статья: Правовой режим цветового товарного знака
(Емкужева А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)Если вопрос касается услуг, очевидно, что они не являются материальным объектом, а потому не могут быть окрашены в тот или иной цвет. Однако это не значит, что цвет как товарный знак не может индивидуализировать услуги. Для получения цветом различительной способности в таком случае юридические лица и индивидуальные предприниматели используют цвет в рекламе, в оформлении помещений и в дизайне формы сотрудников. Например, Сбербанк сумел зарегистрировать зеленый цвет (Pantone 349) в качестве товарного знака для услуг 36-го класса МКТУ <5>. На интернет-сайте, в банковских отделениях и в форме сотрудников компании превалирует зеленый цвет так, что, согласно социологическим опросам, потребители ассоциируют его именно со Сбербанком <6>. В случае использования зеленого цвета (или его оттенка, что будет подробно рассмотрено далее) третьим лицом для индивидуализации банковских услуг действия такого лица могут быть признаны незаконными. Однако представляется, что использование третьим лицом цвета, зарегистрированного в качестве товарного знака, нельзя однозначно назвать нарушением. Квалифицирующим признаком нарушения является возникновение вероятности смешения между товарным знаком и используемым обозначением (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Так, например, Россельхозбанк также использует зеленый цвет при оказании банковских услуг <7>. При этом у информированного потребителя не возникает ассоциаций со Сбербанком, поскольку используется иной оттенок зеленого цвета с дополнительными элементами. С другой стороны, на практике суды занимают довольно жесткую позицию и в случае с "традиционными" товарными знаками признают нарушением любое использование третьим лицом для соответствующих товаров или услуг сходного до степени смешения обозначения. Поэтому риск того, что использование Россельхозбанком зеленого цвета будет признано нарушением, сохраняется.
(Емкужева А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)Если вопрос касается услуг, очевидно, что они не являются материальным объектом, а потому не могут быть окрашены в тот или иной цвет. Однако это не значит, что цвет как товарный знак не может индивидуализировать услуги. Для получения цветом различительной способности в таком случае юридические лица и индивидуальные предприниматели используют цвет в рекламе, в оформлении помещений и в дизайне формы сотрудников. Например, Сбербанк сумел зарегистрировать зеленый цвет (Pantone 349) в качестве товарного знака для услуг 36-го класса МКТУ <5>. На интернет-сайте, в банковских отделениях и в форме сотрудников компании превалирует зеленый цвет так, что, согласно социологическим опросам, потребители ассоциируют его именно со Сбербанком <6>. В случае использования зеленого цвета (или его оттенка, что будет подробно рассмотрено далее) третьим лицом для индивидуализации банковских услуг действия такого лица могут быть признаны незаконными. Однако представляется, что использование третьим лицом цвета, зарегистрированного в качестве товарного знака, нельзя однозначно назвать нарушением. Квалифицирующим признаком нарушения является возникновение вероятности смешения между товарным знаком и используемым обозначением (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Так, например, Россельхозбанк также использует зеленый цвет при оказании банковских услуг <7>. При этом у информированного потребителя не возникает ассоциаций со Сбербанком, поскольку используется иной оттенок зеленого цвета с дополнительными элементами. С другой стороны, на практике суды занимают довольно жесткую позицию и в случае с "традиционными" товарными знаками признают нарушением любое использование третьим лицом для соответствующих товаров или услуг сходного до степени смешения обозначения. Поэтому риск того, что использование Россельхозбанком зеленого цвета будет признано нарушением, сохраняется.
Статья: Риски использования товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)В ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, на которую сослался Верховный Суд РФ, в частности, установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта - конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом - конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ним до степени смешения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)В ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, на которую сослался Верховный Суд РФ, в частности, установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта - конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом - конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ним до степени смешения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.