Незаконная добыча драгоценных металлов
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча драгоценных металлов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество занимается добычей полезных ископаемых, одним из которых является золото, а другим - концентрат платиновых металлов (далее - КПМ). Налоговый орган доначислил обществу НДПИ, поскольку, по его мнению, указанные полезные ископаемые для целей НДПИ следует рассматривать отдельно, соответственно, в отношении КПМ подлежит применению рентный коэффициент (далее - Крента), равный 3,5. Налоговый орган указал, что платиновый концентрат в качестве основного драгоценного металла содержит в себе именно платину, а не золото, доля золота незначительна. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, отметил, что ври получении полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина и др.), юридическое значение имеет как факт извлечения налогоплательщиком из недр минерального сырья, содержащего в себе названные драгоценные металлы, так и стоимостная оценка соответствующих драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых. В данном случае законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для этой категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение Крента в размере 3,5 (п. 6 ст. 342 НК РФ). Суд отдельно отметил, что ограничений по применению налоговых ставок и Крента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом НК РФ не предусмотрено, а применение налоговыми органами различных ставок и значений Крента в зависимости от степени содержания золота в концентратах является незаконным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество занимается добычей полезных ископаемых, одним из которых является золото, а другим - концентрат платиновых металлов (далее - КПМ). Налоговый орган доначислил обществу НДПИ, поскольку, по его мнению, указанные полезные ископаемые для целей НДПИ следует рассматривать отдельно, соответственно, в отношении КПМ подлежит применению рентный коэффициент (далее - Крента), равный 3,5. Налоговый орган указал, что платиновый концентрат в качестве основного драгоценного металла содержит в себе именно платину, а не золото, доля золота незначительна. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, отметил, что ври получении полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина и др.), юридическое значение имеет как факт извлечения налогоплательщиком из недр минерального сырья, содержащего в себе названные драгоценные металлы, так и стоимостная оценка соответствующих драгоценных металлов, что непосредственным образом влияет на доходность добычи полезных ископаемых. В данном случае законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для этой категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение Крента в размере 3,5 (п. 6 ст. 342 НК РФ). Суд отдельно отметил, что ограничений по применению налоговых ставок и Крента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом НК РФ не предусмотрено, а применение налоговыми органами различных ставок и значений Крента в зависимости от степени содержания золота в концентратах является незаконным.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 N 88-9887/2024 (УИД 75RS0016-01-2023-000959-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Обстоятельства: В ходе обыска, проведенного в рамках расследования уголовного дела, в жилище учредителя и директора истца были обнаружены и изъяты драгоценные металлы, которые, по мнению следствия, хранились там незаконно. Иск мотивирован тем, что уголовное преследование было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, при этом судьба вещественных доказательств судом разрешена не была, драгоценные металлы, принадлежавшие истцу, обращены в доход государства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вопреки указанным положениям статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", суд первой инстанции, признавая за ООО "Боровое" право на возмещение ущерба в связи с незаконным привлечением учредителя и директора ООО "Боровое" К.К. к уголовной ответственности в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации и обращением вещественных доказательств - драгоценных металлов золота и серебра, общей массой химического чистого золота <данные изъяты> гр., общей массой химически чистого серебра <данные изъяты> гр., изъятых у К.К., в доход государства, не установил принадлежность указанных драгоценных металлов ООО "Боровое", ограничившись указанием на то, что данное общество является субъектом добычи драгоценных металлов.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Обстоятельства: В ходе обыска, проведенного в рамках расследования уголовного дела, в жилище учредителя и директора истца были обнаружены и изъяты драгоценные металлы, которые, по мнению следствия, хранились там незаконно. Иск мотивирован тем, что уголовное преследование было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, при этом судьба вещественных доказательств судом разрешена не была, драгоценные металлы, принадлежавшие истцу, обращены в доход государства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Вопреки указанным положениям статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", суд первой инстанции, признавая за ООО "Боровое" право на возмещение ущерба в связи с незаконным привлечением учредителя и директора ООО "Боровое" К.К. к уголовной ответственности в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации и обращением вещественных доказательств - драгоценных металлов золота и серебра, общей массой химического чистого золота <данные изъяты> гр., общей массой химически чистого серебра <данные изъяты> гр., изъятых у К.К., в доход государства, не установил принадлежность указанных драгоценных металлов ООО "Боровое", ограничившись указанием на то, что данное общество является субъектом добычи драгоценных металлов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга: проблемы, детерминируемые новой редакцией ст. 191 УК РФ
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценные камни, полудрагоценные камни, янтарь, нефрит, уникальные янтарные образования, ювелирные изделия, незаконная добыча, административная преюдиция, правовые коллизии, реформа административного законодательства.
(Чернов А.В., Габеев С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Ключевые слова: незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценные камни, полудрагоценные камни, янтарь, нефрит, уникальные янтарные образования, ювелирные изделия, незаконная добыча, административная преюдиция, правовые коллизии, реформа административного законодательства.
Статья: Получение дохода от предпринимательской деятельности должностными лицами: уголовно-правовая квалификация и возможное применение нормы о легализации
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)Осужденный, занимая государственные должности, включая должность депутата Государственной Думы и вице-губернатора Приморского края, использовал свои полномочия для осуществления предпринимательской деятельности, привлекая коммерческие организации для перевода и продажи акций и легализации незаконно полученных денежных средств. Совместно с другим депутатом Государственной Думы была организована деятельность по добыче руды и драгоценных металлов, финансируемая через займы, с целью сокрытия происхождения денежных средств.
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)Осужденный, занимая государственные должности, включая должность депутата Государственной Думы и вице-губернатора Приморского края, использовал свои полномочия для осуществления предпринимательской деятельности, привлекая коммерческие организации для перевода и продажи акций и легализации незаконно полученных денежных средств. Совместно с другим депутатом Государственной Думы была организована деятельность по добыче руды и драгоценных металлов, финансируемая через займы, с целью сокрытия происхождения денежных средств.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.44. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.44. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
(ред. от 07.04.2025)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"2. Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Статья: Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативными и экспертными подразделениями при расследовании нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 9)<4> Арзамасцев М.В., Базаров Р.А., Михайлов К.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Челябинск, 2002. С. 230.
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 9)<4> Арзамасцев М.В., Базаров Р.А., Михайлов К.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Челябинск, 2002. С. 230.
Статья: Особенности последующего этапа расследования уголовных дел, связанных с хищением драгоценных металлов или камней
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)2. Иванов А.Г. Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / А.Г. Иванов. Владивосток, 2010. 30 с.
(Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2021, N 11)2. Иванов А.Г. Преступления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / А.Г. Иванов. Владивосток, 2010. 30 с.
Статья: Криминальная ситуация в металлургическом комплексе Российской Федерации
(Ларичев В.Д., Панин Д.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Другим критерием оценки деятельности как правоохранительных органов в целом, так и органов внутренних дел Российской Федерации в частности является показатель сумм возмещенного материального ущерба от преступлений <8>. В 2020 г. размер причиненного ущерба от преступлений экономической направленности в сферах, относящихся к металлургическому комплексу (сфера добычи руд и песков драгоценных металлов, сфера добычи металлических руд, сфера металлургического производства, преступления, связанные с незаконным оборотом лома цветных и черных металлов), составил 4,9 млрд руб. (-33% в сравнении с показателем 2018 г.), размер возмещенного материального ущерба составил 2,5 млрд руб., или 52,4% (к примеру, в 2019 г. доля возмещения ущерба составляла 102% <9>, в 2018 г. - 39%). Наибольшие суммы причиненного ущерба отмечаются в сфере металлургического производства и производства готовых металлических изделий (более 90% от суммы причиненного материального ущерба в 2020 г.) (см. рис. 6).
(Ларичев В.Д., Панин Д.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Другим критерием оценки деятельности как правоохранительных органов в целом, так и органов внутренних дел Российской Федерации в частности является показатель сумм возмещенного материального ущерба от преступлений <8>. В 2020 г. размер причиненного ущерба от преступлений экономической направленности в сферах, относящихся к металлургическому комплексу (сфера добычи руд и песков драгоценных металлов, сфера добычи металлических руд, сфера металлургического производства, преступления, связанные с незаконным оборотом лома цветных и черных металлов), составил 4,9 млрд руб. (-33% в сравнении с показателем 2018 г.), размер возмещенного материального ущерба составил 2,5 млрд руб., или 52,4% (к примеру, в 2019 г. доля возмещения ущерба составляла 102% <9>, в 2018 г. - 39%). Наибольшие суммы причиненного ущерба отмечаются в сфере металлургического производства и производства готовых металлических изделий (более 90% от суммы причиненного материального ущерба в 2020 г.) (см. рис. 6).
Статья: Малозначительность деяния (ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации): вопросы правоприменения
(Краев Д.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 3)- заранее не обещанного приобретения 0,25 л самогона <35>, заведомо добытого преступным путем (ч. 1 ст. 175 УК РФ);
(Краев Д.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 3)- заранее не обещанного приобретения 0,25 л самогона <35>, заведомо добытого преступным путем (ч. 1 ст. 175 УК РФ);
Статья: Ответственность за преступления в денежно-кредитной сфере по уголовному законодательству стран с аграрным типом экономики
(Савченко М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Для нашей темы следует выделить разд. IX "Преступления в сфере экономики" <4>. Статьи гл. XXIV, относящиеся к преступлениям в сфере экономической деятельности, подразделяются на новые положения и измененные положения с дополнениями. К первой категории относятся, например, статьи о препятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 190), регистрации незаконных сделок с землей, лжепредпринимательстве (ст. 193), заведомо ложной рекламе (ст. 198), а также статьи о криминальном банкротстве (ст. 210, 211, 212). Вторая категория включает статьи о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 194), об обмане потребителей и сбыте некачественной продукции (ст. 200), изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг (ст. 204) и других. Важно отметить, что в отличие от законодательства многих других государств Уголовный кодекс Азербайджанской Республики не предусматривает нормы, относящиеся к уголовной ответственности физических лиц за отмывание денег и незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
(Савченко М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Для нашей темы следует выделить разд. IX "Преступления в сфере экономики" <4>. Статьи гл. XXIV, относящиеся к преступлениям в сфере экономической деятельности, подразделяются на новые положения и измененные положения с дополнениями. К первой категории относятся, например, статьи о препятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 190), регистрации незаконных сделок с землей, лжепредпринимательстве (ст. 193), заведомо ложной рекламе (ст. 198), а также статьи о криминальном банкротстве (ст. 210, 211, 212). Вторая категория включает статьи о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 194), об обмане потребителей и сбыте некачественной продукции (ст. 200), изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг (ст. 204) и других. Важно отметить, что в отличие от законодательства многих других государств Уголовный кодекс Азербайджанской Республики не предусматривает нормы, относящиеся к уголовной ответственности физических лиц за отмывание денег и незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона о страховых пенсиях и исходил из того, что периоды работы в должности машиниста конвейера (стакера) не могут быть отнесены к условиям труда, предусмотренным списком 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, на основании чего пришел к выводу, что правовых оснований для признания Решения ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске (межрайонное) от 20 июля 2021 г. незаконным не имеется.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона о страховых пенсиях и исходил из того, что периоды работы в должности машиниста конвейера (стакера) не могут быть отнесены к условиям труда, предусмотренным списком 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, на основании чего пришел к выводу, что правовых оснований для признания Решения ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске (межрайонное) от 20 июля 2021 г. незаконным не имеется.
Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за коррупцию
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Дополнительно суд отметил, что при исследуемых обстоятельствах это юридическое лицо также совершило коррупционное правонарушение, предусмотренное ст. ст. 13, 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, поскольку оно не приняло мер по предупреждению коррупции - обеспечению добросовестной работы организации (п. 3 ч. 2 ст. 13.3). ООО "Терней Золото" использовало финансовые возможности Сопчука и Усольцева, их влияние на другие подконтрольные компании для получения денег на разработку и исследование недр, добычу драгоценных металлов.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Дополнительно суд отметил, что при исследуемых обстоятельствах это юридическое лицо также совершило коррупционное правонарушение, предусмотренное ст. ст. 13, 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ, поскольку оно не приняло мер по предупреждению коррупции - обеспечению добросовестной работы организации (п. 3 ч. 2 ст. 13.3). ООО "Терней Золото" использовало финансовые возможности Сопчука и Усольцева, их влияние на другие подконтрольные компании для получения денег на разработку и исследование недр, добычу драгоценных металлов.
Статья: Особенности ответственности за незаконные добычу и оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней
(Забавко Р.А., Рогова Е.В.)
("Мировой судья", 2021, N 3)<1> Хмурец Н.С. Влияние незаконной добычи янтаря в Калининградской области на янтарную отрасль // Актуальные проблемы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: доклады участников межвузовской научно-практической конференции. Калининград: Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета, 2017. С. 83 - 86; Зиберова О.С. Нормативно-правовое регулирование противодействия незаконной добыче янтаря // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (53). С. 79 - 83; Бархатова Е.Н., Беломестнов Н.Е. Янтарь - природное богатство вне уголовно-правовой защиты // Правовая парадигма. 2019. Т. 18. N 4. С. 174 - 180; Бархатова Е.Н. Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. N 2. С. 44 - 51; и др.
(Забавко Р.А., Рогова Е.В.)
("Мировой судья", 2021, N 3)<1> Хмурец Н.С. Влияние незаконной добычи янтаря в Калининградской области на янтарную отрасль // Актуальные проблемы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: доклады участников межвузовской научно-практической конференции. Калининград: Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета, 2017. С. 83 - 86; Зиберова О.С. Нормативно-правовое регулирование противодействия незаконной добыче янтаря // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. N 3 (53). С. 79 - 83; Бархатова Е.Н., Беломестнов Н.Е. Янтарь - природное богатство вне уголовно-правовой защиты // Правовая парадигма. 2019. Т. 18. N 4. С. 174 - 180; Бархатова Е.Н. Особенности законодательного регулирования ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. N 2. С. 44 - 51; и др.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Хищническая самовольная добыча янтаря достигла таких масштабов, что, по оценкам МВД России, его ежегодный незаконный оборот превысил 1,3 млрд рублей <1>. Эти данные характеризуют стоимость изъятого у правонарушителей янтаря, поэтому в действительности могут считаться лишь верхушкой айсберга. Тем не менее ограничение коммерческого нелегального оборота янтаря, полудрагоценных камней, драгоценных камней и металлов состоялось: в 2019 г. законодатель соответствующим образом изменил ст. 191 УК РФ.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Хищническая самовольная добыча янтаря достигла таких масштабов, что, по оценкам МВД России, его ежегодный незаконный оборот превысил 1,3 млрд рублей <1>. Эти данные характеризуют стоимость изъятого у правонарушителей янтаря, поэтому в действительности могут считаться лишь верхушкой айсберга. Тем не менее ограничение коммерческого нелегального оборота янтаря, полудрагоценных камней, драгоценных камней и металлов состоялось: в 2019 г. законодатель соответствующим образом изменил ст. 191 УК РФ.
Статья: К вопросу об определении понятия административного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности
(Канунникова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)а) так называемым крышеванием, сохранившимся в сферах предпринимательства, тесно взаимодействующих и пересекающихся с интересами преступников (вылов рыб ценных пород, торговля ювелирными украшениями, добыча золота и драгоценных металлов, игорный бизнес и т.д.);
(Канунникова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)а) так называемым крышеванием, сохранившимся в сферах предпринимательства, тесно взаимодействующих и пересекающихся с интересами преступников (вылов рыб ценных пород, торговля ювелирными украшениями, добыча золота и драгоценных металлов, игорный бизнес и т.д.);