Невозвратная бронь отеля
Подборка наиболее важных документов по запросу Невозвратная бронь отеля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2024 N 88-22764/2024 (УИД 78RS0009-01-2022-007768-72)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Несмотря на то что истица незамедлительно уведомила турагента об аннулировании тура, уплаченные по договору денежные средства ей не возвращены.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.При этом суд исходил из того, что справка о калькуляции услуг по заявке истицы, ваучеры на проживание, авиабилеты и медицинские страховки, выписанные на истицу, которые были приложены к отзыву на исковое заявление, не подтверждают фактические расходы туроператора, поскольку не отражают, из чего складывается невозвратная сумма, какие и в каком объеме были понесены фактические расходы по оплате забронированного номера отеля, трансфера и питания туриста; финансовых документов, подтверждающих, что иностранным туроператором понесены фактические расходы по оплате проживания в отеле, трансфера по маршруту Аэропорт - Отель - Аэропорт, питания ответчиком не представлено. Также не представлено сведений о невозможности возврата уплаченных за неоказанные услуги денежных средств, невозможности их повторной реализации.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Несмотря на то что истица незамедлительно уведомила турагента об аннулировании тура, уплаченные по договору денежные средства ей не возвращены.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.При этом суд исходил из того, что справка о калькуляции услуг по заявке истицы, ваучеры на проживание, авиабилеты и медицинские страховки, выписанные на истицу, которые были приложены к отзыву на исковое заявление, не подтверждают фактические расходы туроператора, поскольку не отражают, из чего складывается невозвратная сумма, какие и в каком объеме были понесены фактические расходы по оплате забронированного номера отеля, трансфера и питания туриста; финансовых документов, подтверждающих, что иностранным туроператором понесены фактические расходы по оплате проживания в отеле, трансфера по маршруту Аэропорт - Отель - Аэропорт, питания ответчиком не представлено. Также не представлено сведений о невозможности возврата уплаченных за неоказанные услуги денежных средств, невозможности их повторной реализации.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2023 N 88-10966/2023 по делу N 2-1320/2022 (УИД 29RS0008-01-2022-001803-39)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на аннулирование тура из-за болезни туриста.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования Г. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ни ответчиком, ни привлеченными к участию в деле третьими лицами не представлены доказательства несения каких-либо расходов для организации тура потребителя. Оценивая представленные ответчиком документы, суд первой инстанции указал, что они не подтверждают фактические расходы туроператора, поскольку не отражают, из чего складывается оставшаяся невозвратная сумма (2 430 евро), какие и в каком объеме понесены фактические расходы по приобретению авиабилетов, оплате отеля, трансфера и т.д. Финансовых документов, подтверждающих, что иностранным туроператором понесены фактические расходы по оплате проживания в отеле, трансфера по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, оформления медицинской страховки, бронирования авиабилетов не представлено. Также не представлено сведений о невозможности возврата уплаченных за неоказанные услуги денежных средств, невозможности их повторной реализации.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на аннулирование тура из-за болезни туриста.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования Г. в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ни ответчиком, ни привлеченными к участию в деле третьими лицами не представлены доказательства несения каких-либо расходов для организации тура потребителя. Оценивая представленные ответчиком документы, суд первой инстанции указал, что они не подтверждают фактические расходы туроператора, поскольку не отражают, из чего складывается оставшаяся невозвратная сумма (2 430 евро), какие и в каком объеме понесены фактические расходы по приобретению авиабилетов, оплате отеля, трансфера и т.д. Финансовых документов, подтверждающих, что иностранным туроператором понесены фактические расходы по оплате проживания в отеле, трансфера по маршруту аэропорт-отель-аэропорт, оформления медицинской страховки, бронирования авиабилетов не представлено. Также не представлено сведений о невозможности возврата уплаченных за неоказанные услуги денежных средств, невозможности их повторной реализации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Планы по командировке изменились: что с налогами и взносами
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)Или предположим, что работник опоздал на самолет по месту постоянной работы и вообще не полетел в место командирования, в таком случае с него можно взыскать деньги за билет на пропущенный рейс и невозвратную бронь за гостиницу. Правда, сделать это можно только через суд, если, конечно, работник не согласится добровольно компенсировать траты (в счет зарплаты или путем внесения денег в кассу лично), а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок <18>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 24)Или предположим, что работник опоздал на самолет по месту постоянной работы и вообще не полетел в место командирования, в таком случае с него можно взыскать деньги за билет на пропущенный рейс и невозвратную бронь за гостиницу. Правда, сделать это можно только через суд, если, конечно, работник не согласится добровольно компенсировать траты (в счет зарплаты или путем внесения денег в кассу лично), а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок <18>.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)"Предлагается предусмотреть следующее определение невозвратного тарифа; "невозвратное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя весь период, на который забронирован номер, а потребитель отказывается от возврата ему исполнителем сумм, уплаченных по договору оказания гостиничных услуг в случае незаезда. В случае применения невозвратного бронирования с потребителя при бронировании номера взимается плата, равная полной стоимости проживания в номере по договору оказания гостиничных услуг, а гостиница обязуется предоставить скидку на размещение по невозвратному бронированию".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)"Предлагается предусмотреть следующее определение невозвратного тарифа; "невозвратное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя весь период, на который забронирован номер, а потребитель отказывается от возврата ему исполнителем сумм, уплаченных по договору оказания гостиничных услуг в случае незаезда. В случае применения невозвратного бронирования с потребителя при бронировании номера взимается плата, равная полной стоимости проживания в номере по договору оказания гостиничных услуг, а гостиница обязуется предоставить скидку на размещение по невозвратному бронированию".
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 6)Планируется добавить в Закон о туризме <3> новое понятие договора оказания гостиничных услуг как смешанного договора аренды и найма жилого помещения, оказания услуг и хранения. И закрепить, что с 01.03.2025 гостиницы могут предлагать туристу на выбор договор с возвратным или невозвратным тарифом. Предполагается, что невозвратный будет ниже. Правила по нему такие: если турист оплатил бронирование, а потом отказался от договора, то гостиница деньги ему не возвращает (за исключением некоторых крайних случаев, в частности документально подтвержденной болезни).
("Главная книга", 2024, N 6)Планируется добавить в Закон о туризме <3> новое понятие договора оказания гостиничных услуг как смешанного договора аренды и найма жилого помещения, оказания услуг и хранения. И закрепить, что с 01.03.2025 гостиницы могут предлагать туристу на выбор договор с возвратным или невозвратным тарифом. Предполагается, что невозвратный будет ниже. Правила по нему такие: если турист оплатил бронирование, а потом отказался от договора, то гостиница деньги ему не возвращает (за исключением некоторых крайних случаев, в частности документально подтвержденной болезни).
Статья: Договорно-правовые аспекты использования click-wrap соглашений в Российской Федерации
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)<9> По всей видимости, из этого исходят и многие отели, которые устанавливают заведомо противоречащие Закону о защите прав потребителей условия для отмены брони со штрафом в 100% от оплаченной стоимости, даже если уведомление об отмене сделано достаточно заблаговременно, что явно противоречит подп. 3 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей как условие, препятствующее свободной реализации права потребителя на отказ от договора на оказание услуг. В некоторых отелях уплаченная сумма не возвращается, если уведомление сделано менее чем за 365 календарных дней до даты заезда. И это далеко не единичные случаи.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)<9> По всей видимости, из этого исходят и многие отели, которые устанавливают заведомо противоречащие Закону о защите прав потребителей условия для отмены брони со штрафом в 100% от оплаченной стоимости, даже если уведомление об отмене сделано достаточно заблаговременно, что явно противоречит подп. 3 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей как условие, препятствующее свободной реализации права потребителя на отказ от договора на оказание услуг. В некоторых отелях уплаченная сумма не возвращается, если уведомление сделано менее чем за 365 календарных дней до даты заезда. И это далеко не единичные случаи.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Можно ли в договоре возмездного оказания услуг установить условие о невозврате неотработанного аванса при отказе заказчика от исполнения договора
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, предусмотренная Отелем санкция за то, что в случае отказа от бронирования номеров менее чем за три дня до даты заезда стоимость путевки не возвращается, ограничивает право заказчика на расторжение договора, а значит, в соответствии со статьей 168 ГК РФ является ничтожной.
Можно ли в договоре возмездного оказания услуг установить условие о невозврате неотработанного аванса при отказе заказчика от исполнения договора
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, предусмотренная Отелем санкция за то, что в случае отказа от бронирования номеров менее чем за три дня до даты заезда стоимость путевки не возвращается, ограничивает право заказчика на расторжение договора, а значит, в соответствии со статьей 168 ГК РФ является ничтожной.
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить расходы при отмене командировки
(КонсультантПлюс, 2025)Удержанную перевозчиком комиссию за возврат или обмен билетов, а также невозвратные билеты и невозвращенную плату за бронирование номера в гостинице можно считать санкцией за нарушение договора в виде неустойки (штрафа) (ст. 330 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Удержанную перевозчиком комиссию за возврат или обмен билетов, а также невозвратные билеты и невозвращенную плату за бронирование номера в гостинице можно считать санкцией за нарушение договора в виде неустойки (штрафа) (ст. 330 ГК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Обязан ли заказчик, отказавшийся от исполнения договора возмездного оказания услуг, оплатить расходы исполнителю
(КонсультантПлюс, 2025)В этой связи довод заявителя о том, что в состав расходов общества на организацию бронирования номеров отеля должны включаться и суммы, не возвращенные отелем за проживание, подлежит отклонению, поскольку направлен на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции согласно главе 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..."
Обязан ли заказчик, отказавшийся от исполнения договора возмездного оказания услуг, оплатить расходы исполнителю
(КонсультантПлюс, 2025)В этой связи довод заявителя о том, что в состав расходов общества на организацию бронирования номеров отеля должны включаться и суммы, не возвращенные отелем за проживание, подлежит отклонению, поскольку направлен на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции согласно главе 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..."
Статья: Правовое положение субъектов туристской деятельности: состояние и отдельные проблемы регулирования
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)В связи с тем что в настоящее время на законодательном уровне нет четкой регламентации правового положения субъектов туризма как единой системы, до сих пор не решаются из года в год некоторые проблемы, основной из которых остается отсутствие единой линии правовой защиты потребителей туристского продукта, которая часто возникает как из-за разрозненной и невзаимной ответственности субъектов туристской деятельности (туроператоров, турагентов, субагентов), так и из-за отношений между туроператором и третьими лицами, непосредственно оказывающими услуги туристам (например, в случае отказа гостиницы в размещении туристов туроператора, прекратившего деятельность и не оплатившего соответствующее бронирование для туристов).
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 3)В связи с тем что в настоящее время на законодательном уровне нет четкой регламентации правового положения субъектов туризма как единой системы, до сих пор не решаются из года в год некоторые проблемы, основной из которых остается отсутствие единой линии правовой защиты потребителей туристского продукта, которая часто возникает как из-за разрозненной и невзаимной ответственности субъектов туристской деятельности (туроператоров, турагентов, субагентов), так и из-за отношений между туроператором и третьими лицами, непосредственно оказывающими услуги туристам (например, в случае отказа гостиницы в размещении туристов туроператора, прекратившего деятельность и не оплатившего соответствующее бронирование для туристов).