Неустойка по контракту бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Неустойка по контракту бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Участие в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд: Застройщик хочет взыскать сумму неустойки (штрафа, пеней), удержанную или полученную по банковской гарантии Участником долевого строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Между Застройщиком и Участником долевого строительства (государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, ГУП, МУП) заключен контракт участия в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд. Участник долевого строительства удержал сумму неустойки (штрафа, пеней), начисленную за неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком своих обязательств, из цены контракта (или обеспечительного платежа) либо получил ее по банковской гарантии, расходы по которой Застройщик возместил банку. По мнению Застройщика, на стороне Участника долевого строительства возникло неосновательное обогащение.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Застройщиком и Участником долевого строительства (государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, ГУП, МУП) заключен контракт участия в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд. Участник долевого строительства удержал сумму неустойки (штрафа, пеней), начисленную за неисполнение или ненадлежащее исполнение Застройщиком своих обязательств, из цены контракта (или обеспечительного платежа) либо получил ее по банковской гарантии, расходы по которой Застройщик возместил банку. По мнению Застройщика, на стороне Участника долевого строительства возникло неосновательное обогащение.
Перспективы и риски арбитражного спора: Участие в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд: Застройщик хочет взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неустойки (штрафа, пеней), удержанную или полученную по банковской гарантии Участником долевого строительства для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Между Застройщиком и Участником долевого строительства (государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, ГУП, МУП) заключен контракт участия в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд. Участник долевого строительства за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Застройщиком обязательств удержал сумму неустойки (штрафа, пеней) из цены контракта (обеспечительного платежа) или получил ее по банковской гарантии, расходы по которой Застройщик возместил банку. По мнению Застройщика, у Участника долевого строительства возникло неосновательное обогащение.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Застройщиком и Участником долевого строительства (государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, ГУП, МУП) заключен контракт участия в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд. Участник долевого строительства за неисполнение (ненадлежащее исполнение) Застройщиком обязательств удержал сумму неустойки (штрафа, пеней) из цены контракта (обеспечительного платежа) или получил ее по банковской гарантии, расходы по которой Застройщик возместил банку. По мнению Застройщика, у Участника долевого строительства возникло неосновательное обогащение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Хотел построить школу мечты": как директор восстал против криворукого и опасного ремонта и был за это уволен
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Важно отметить, что от качества строительных работ зависит дальнейшая эксплуатация здания, его приемка контролирующими органами и ввод в эксплуатацию после ремонта. Подрядчик выполнение работ затягивал, ремонт не укладывался в установленные сроки, после демонтажа появились дополнительные работы, которых при правильном проведении ремонтных работ можно было избежать. Нарушение сроков ремонтных работ достаточно частое явление (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.05.2023 N Ф02-1857/2023 по делу N А33-7154/2022 "О взыскании неустойки по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту здания, платы за коммунальные услуги"). Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская школа N 11" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Корона" о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту от 09.09.2021 N 11/КАП, задолженности по уплате коммунальных платежей, процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заказчик ссылается на то, что подрядчиком допущена просрочка выполнения работ, а также заявлен отказ от оплаты коммунальных услуг по направленным счетам. Заявитель кассационной жалобы указал, что у судов отсутствовали основания для взыскания неустойки, поскольку вина подрядчика в нарушении срока исполнения контракта отсутствует. Также судами необоснованно взыскан долг по коммунальным платежам, так как произвести точные расчеты потребленных подрядчиком коммунальных ресурсов невозможно, поскольку заказчик в спорный период тоже потреблял коммунальные ресурсы в зданиях школы, где ремонт не производился (гараж, теплица, медицинский корпус). В ходе рассмотрения дела несколькими инстанциями требование удовлетворено частично, поскольку установлены факты нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, а также неисполнения принятых по контракту обязательств по возмещению стоимости коммунальных услуг по фактически выставленным счетам в отсутствие доказательств фиксации иного размера коммунальных расходов.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Важно отметить, что от качества строительных работ зависит дальнейшая эксплуатация здания, его приемка контролирующими органами и ввод в эксплуатацию после ремонта. Подрядчик выполнение работ затягивал, ремонт не укладывался в установленные сроки, после демонтажа появились дополнительные работы, которых при правильном проведении ремонтных работ можно было избежать. Нарушение сроков ремонтных работ достаточно частое явление (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.05.2023 N Ф02-1857/2023 по делу N А33-7154/2022 "О взыскании неустойки по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту здания, платы за коммунальные услуги"). Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская школа N 11" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Корона" о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту от 09.09.2021 N 11/КАП, задолженности по уплате коммунальных платежей, процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заказчик ссылается на то, что подрядчиком допущена просрочка выполнения работ, а также заявлен отказ от оплаты коммунальных услуг по направленным счетам. Заявитель кассационной жалобы указал, что у судов отсутствовали основания для взыскания неустойки, поскольку вина подрядчика в нарушении срока исполнения контракта отсутствует. Также судами необоснованно взыскан долг по коммунальным платежам, так как произвести точные расчеты потребленных подрядчиком коммунальных ресурсов невозможно, поскольку заказчик в спорный период тоже потреблял коммунальные ресурсы в зданиях школы, где ремонт не производился (гараж, теплица, медицинский корпус). В ходе рассмотрения дела несколькими инстанциями требование удовлетворено частично, поскольку установлены факты нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, а также неисполнения принятых по контракту обязательств по возмещению стоимости коммунальных услуг по фактически выставленным счетам в отсутствие доказательств фиксации иного размера коммунальных расходов.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, в обзоры судебной практики за 2014 - 2018 годы Верховным Судом включен ряд правовых подходов по значимым делам, рассмотренным в сфере государственных и муниципальных закупок, причем как в гражданско-правовой, так и в административно-правовой сферах. К таковым можно отнести неправомерность требования оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии государственного или муниципального контракта (п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2015)), возможность принудительного взыскания неустойки с бюджетного учреждения за неисполнение договорного обязательства за период до фактической уплаты долга, в том числе в течение принудительного исполнения судебного акта (п. 14 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016)), или неправомерность судебной переквалификации отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий, предусмотренного ст. 717 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на немотивированный отказ от договора (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018)).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, в обзоры судебной практики за 2014 - 2018 годы Верховным Судом включен ряд правовых подходов по значимым делам, рассмотренным в сфере государственных и муниципальных закупок, причем как в гражданско-правовой, так и в административно-правовой сферах. К таковым можно отнести неправомерность требования оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии государственного или муниципального контракта (п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2015)), возможность принудительного взыскания неустойки с бюджетного учреждения за неисполнение договорного обязательства за период до фактической уплаты долга, в том числе в течение принудительного исполнения судебного акта (п. 14 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016)), или неправомерность судебной переквалификации отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий, предусмотренного ст. 717 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на немотивированный отказ от договора (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018)).
Нормативные акты
<Письмо> Казначейства России от 14.01.2013 N 42-7.4-05/12.5-19
<О размещении сведений о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом>При принятии решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения заказчик должен разместить эти сведения в Реестр государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Реестр контрактов) путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения "исправление сведений". При этом в размещаемых сведениях об изменении контракта необходимо указать причину внесения изменений в виде текста, а также прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования. В качестве описания для прикрепляемого документа необходимо указать тип документа и дату его подписания. Например: "Решение о взыскании неустойки от 12.08.2012".
<О размещении сведений о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом>При принятии решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения заказчик должен разместить эти сведения в Реестр государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Реестр контрактов) путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения "исправление сведений". При этом в размещаемых сведениях об изменении контракта необходимо указать причину внесения изменений в виде текста, а также прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования. В качестве описания для прикрепляемого документа необходимо указать тип документа и дату его подписания. Например: "Решение о взыскании неустойки от 12.08.2012".
<Письмо> Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1712
"О направлении информационных материалов""1.1. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.";
"О направлении информационных материалов""1.1. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.";
Статья: Списание неустойки по контрактам в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Закупки казенных и бюджетных учреждений за счет ряда источников производятся согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ). Если поставщик, подрядчик, исполнитель нарушил условия договора (контракта), учреждение-заказчик вправе взыскать с него неустойку.
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Закупки казенных и бюджетных учреждений за счет ряда источников производятся согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ). Если поставщик, подрядчик, исполнитель нарушил условия договора (контракта), учреждение-заказчик вправе взыскать с него неустойку.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете вычесть неустойку из суммы оплаты по контракту или удержать ее из обеспечения исполнения контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете вычесть неустойку из суммы оплаты по контракту или удержать ее из обеспечения исполнения контракта.
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Возникает правовая проблема: какая норма права (ГК РФ или Закона о контрактной системе) должна применяться при взыскании неустойки с органов государственной власти и бюджетных учреждений (государственных заказчиков) за просрочку оплаты по государственным (муниципальным) контрактам, которая имеет особую актуальность в условиях дефицита бюджетного финансирования (в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)Возникает правовая проблема: какая норма права (ГК РФ или Закона о контрактной системе) должна применяться при взыскании неустойки с органов государственной власти и бюджетных учреждений (государственных заказчиков) за просрочку оплаты по государственным (муниципальным) контрактам, которая имеет особую актуальность в условиях дефицита бюджетного финансирования (в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статья: Учет неустойки по контрактам в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений), то такая задолженность рассматривается как добровольно уплачиваемая и, соответственно, списанию не подлежит. Такое разъяснение было приведено в письме Минфина России от 30.12.2016 N 09-04-08/80112.
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений), то такая задолженность рассматривается как добровольно уплачиваемая и, соответственно, списанию не подлежит. Такое разъяснение было приведено в письме Минфина России от 30.12.2016 N 09-04-08/80112.
Готовое решение: Как предоставить обеспечение гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)одна из организаций, предусмотренных ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, и заключили контракт на выдачу независимой гарантии бюджетному учреждению или унитарному предприятию;
(КонсультантПлюс, 2025)одна из организаций, предусмотренных ч. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, и заключили контракт на выдачу независимой гарантии бюджетному учреждению или унитарному предприятию;
Вопрос: Об исполнении судебного решения, предусматривающего зачет взаимных требований сторон, связанных с исполнением государственного контракта (договора).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 02-06-10/63435)Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 02-06-10/63435)Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
Статья: Штрафы, полученные за нарушение договора, - это доходы учреждения
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5)По мнению КСП, неустойка, полученная муниципальным бюджетным учреждением по муниципальным контрактам, подлежит зачислению в доход муниципального образования, поскольку предметом работ выступало муниципальное имущество либо имущество, переданное на праве оперативного управления или закрепленное на ином праве за другими учреждениями, но не за заявителем, то есть работы выполнялись именно для муниципальных нужд. Правомерность данного вывода рассматривал суд - см. Постановление АС УО от 18.03.2025 N Ф09-667/25 по делу N А50-3397/2024.
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 5)По мнению КСП, неустойка, полученная муниципальным бюджетным учреждением по муниципальным контрактам, подлежит зачислению в доход муниципального образования, поскольку предметом работ выступало муниципальное имущество либо имущество, переданное на праве оперативного управления или закрепленное на ином праве за другими учреждениями, но не за заявителем, то есть работы выполнялись именно для муниципальных нужд. Правомерность данного вывода рассматривал суд - см. Постановление АС УО от 18.03.2025 N Ф09-667/25 по делу N А50-3397/2024.