Неустойка по госконтракту 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Неустойка по госконтракту 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Ответственность подрядчика по Закону N 44-ФЗ за нарушение срока выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2021 N Ф05-504/2021 по делу N А40-129882/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2021 N Ф05-504/2021 по делу N А40-129882/2020
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка за просрочку поставки товара по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021 N Ф10-798/2021 по делу N А54-2986/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021 N Ф10-798/2021 по делу N А54-2986/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика рассмотрения дел о прекращении обязательств новацией
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Ссылаясь на допущенные обществом нарушения - ненадлежащее исполнение контракта, просрочку поставки товара с 26.12.2019 по 02.03.2020, управление потребовало от общества уплаты 774,3 тыс. рублей штрафа и 210,6 тыс. рублей неустойки. Общество согласилось с правомерностью начисления неустойки, требования в части штрафа посчитало незаконными. Неисполнение поставщиком претензионного требования как в части пени, так и в части штрафа послужило основанием для обращения управления в суд с иском к обществу о взыскании 774,3 тыс. рублей штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по государственному контракту и 210,6 тыс. рублей неустойки за период с 26.12.2019 по 02.03.2020.
(Харина Д.П.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Ссылаясь на допущенные обществом нарушения - ненадлежащее исполнение контракта, просрочку поставки товара с 26.12.2019 по 02.03.2020, управление потребовало от общества уплаты 774,3 тыс. рублей штрафа и 210,6 тыс. рублей неустойки. Общество согласилось с правомерностью начисления неустойки, требования в части штрафа посчитало незаконными. Неисполнение поставщиком претензионного требования как в части пени, так и в части штрафа послужило основанием для обращения управления в суд с иском к обществу о взыскании 774,3 тыс. рублей штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по государственному контракту и 210,6 тыс. рублей неустойки за период с 26.12.2019 по 02.03.2020.
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Кроме того, против подрядчика также играет несообщение заказчику о приостановлении исполнения контракта по причине пандемии новой коронавирусной инфекции и введения соответствующих ограничений (см. Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-113111/2020, от 28.05.2021 по делу N А21-13178/2020).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Кроме того, против подрядчика также играет несообщение заказчику о приостановлении исполнения контракта по причине пандемии новой коронавирусной инфекции и введения соответствующих ограничений (см. Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-113111/2020, от 28.05.2021 по делу N А21-13178/2020).
Нормативные акты
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения отразить удержание неустойки из обеспечения госконтракта
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не исполнен или ненадлежаще исполнен контракт, заказчик расторгает его в одностороннем или судебном порядке, а также взыскивает неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (Письма Минфина России от 20.08.2020 N 24-03-07/73127, от 28.08.2020 N 24-03-08/75651).
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не исполнен или ненадлежаще исполнен контракт, заказчик расторгает его в одностороннем или судебном порядке, а также взыскивает неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (Письма Минфина России от 20.08.2020 N 24-03-07/73127, от 28.08.2020 N 24-03-08/75651).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<66> См., например: Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2020 N 1084-р "О возможности изменения по соглашению сторон сроков исполнения государственных контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 17. Ст. 2852.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<66> См., например: Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2020 N 1084-р "О возможности изменения по соглашению сторон сроков исполнения государственных контрактов без предъявления к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 17. Ст. 2852.
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Наконец, еще одним таким случаем является увеличение объема поставляемого товара по соглашению сторон, поскольку такое изменение условий контракта не связано с невозможностью поставщика надлежащим образом исполнить свои обязательства, а обусловлено наличием именно у заказчика потребности в поставке дополнительных партий (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А33-30971/2020).
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Наконец, еще одним таким случаем является увеличение объема поставляемого товара по соглашению сторон, поскольку такое изменение условий контракта не связано с невозможностью поставщика надлежащим образом исполнить свои обязательства, а обусловлено наличием именно у заказчика потребности в поставке дополнительных партий (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А33-30971/2020).
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)В правоприменительной практике данная категория споров вызывает много вопросов и затруднений. Анализ рассматриваемой категории дел, проведенный Е.А. Цатурян <10>, показывает, что арбитражные суды в большинстве случаев применяют к такого рода спорным правоотношениям норму п. 1 ст. 401 ГК РФ и отказывают исполнителям во взыскании неустойки с госзаказчиков.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)В правоприменительной практике данная категория споров вызывает много вопросов и затруднений. Анализ рассматриваемой категории дел, проведенный Е.А. Цатурян <10>, показывает, что арбитражные суды в большинстве случаев применяют к такого рода спорным правоотношениям норму п. 1 ст. 401 ГК РФ и отказывают исполнителям во взыскании неустойки с госзаказчиков.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<72> См.: Курц Н.А. Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов // Хозяйство и право. 2022. N 1. С. 11 - 21.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<72> См.: Курц Н.А. Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов // Хозяйство и право. 2022. N 1. С. 11 - 21.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)<21> См. подробнее об этом: Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)<21> См. подробнее об этом: Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020.
Статья: Мораторий на инициирование процедуры несостоятельности (банкротства) как инструмент государственного регулирования экономики
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)<6> См.: Курц Н.А. Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов // Хозяйство и право. 2022. N 1. С. 11 - 21.
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)<6> См.: Курц Н.А. Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов // Хозяйство и право. 2022. N 1. С. 11 - 21.
Статья: Особенности заключения энергосервисных контрактов по Закону N 44-ФЗ
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)В соответствии с п. 39 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)В соответствии с п. 39 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами.
Статья: Просрочка на этапе экспертизы проектной документации по контракту: пени не начисляются
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Стороне договора - исполнителю комплексного госконтракта на проектные и строительные работы, полагаем, может быть интересна судебная позиция о том, что за просрочку по этапу получения положительного заключения госэкспертизы неустойка не начисляется. Примеры - далее.
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Стороне договора - исполнителю комплексного госконтракта на проектные и строительные работы, полагаем, может быть интересна судебная позиция о том, что за просрочку по этапу получения положительного заключения госэкспертизы неустойка не начисляется. Примеры - далее.
Статья: Штраф за грубые нарушения в учете
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Как следует из Решения Ставропольского краевого суда от 19.01.2023 по делу N 7-5/2023, исполняющий обязанности руководителя Минстроя (далее - руководитель) был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год: в администрируемых доходах не была отражена неустойка в сумме 134,8 тыс. руб., выставленной подрядчику за просрочку исполнения обязательств по госконтракту.
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Как следует из Решения Ставропольского краевого суда от 19.01.2023 по делу N 7-5/2023, исполняющий обязанности руководителя Минстроя (далее - руководитель) был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год: в администрируемых доходах не была отражена неустойка в сумме 134,8 тыс. руб., выставленной подрядчику за просрочку исполнения обязательств по госконтракту.