Неустойка по договору поставки газа
Подборка наиболее важных документов по запросу Неустойка по договору поставки газа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Поставка газа (газоснабжение): Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Покупатель, по мнению Поставщика, не оплатил (несвоевременно, не полностью оплатил) поставленный по договору газ
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Покупатель, по мнению Поставщика, не оплатил (несвоевременно, не полностью оплатил) поставленный по договору газ
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Поставка газа (газоснабжение): Поставщик хочет взыскать неустойку за оплату поставленного газа с нарушением сроков
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщик - как сторона, которая ссылается на наличие у нее права взыскать законную или договорную неустойку за нарушение срока оплаты поставленного газа (ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Поставщик - как сторона, которая ссылается на наличие у нее права взыскать законную или договорную неустойку за нарушение срока оплаты поставленного газа (ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ст. ст. 330, 331 ГК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Составляем и отвечаем на письмо-претензию
(Ульянцева С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 11)- "Об изменениях сроков поставки и уплате неустойки" или
(Ульянцева С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 11)- "Об изменениях сроков поставки и уплате неустойки" или
Статья: Take or Pay: в поисках каузы. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20.08.2021 N 305-ЭС21-10216
(Федоров Д.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Нам кажется, что при таком подходе условие take or pay будет несильно отличаться от заранее оцененных убытков или зачетной неустойки, так как плата будет сводиться к компенсации затрат на поддержание мощностей или к компенсации за утрату возможности их альтернативного использования. Во-первых, это следует из самой характеристики предлагаемых случаев, когда допускается условие take or pay. Во-вторых, суд при разрешении подобных споров сначала должен будет определить допустимость условия take or pay, оценив, действительно ли предполагались постоянные затраты и действительно ли отсутствовала возможность альтернативного использования мощностей. То есть, по сути, это не что иное, как оценка соразмерности установленной неустойки и понесенных убытков.
(Федоров Д.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Нам кажется, что при таком подходе условие take or pay будет несильно отличаться от заранее оцененных убытков или зачетной неустойки, так как плата будет сводиться к компенсации затрат на поддержание мощностей или к компенсации за утрату возможности их альтернативного использования. Во-первых, это следует из самой характеристики предлагаемых случаев, когда допускается условие take or pay. Во-вторых, суд при разрешении подобных споров сначала должен будет определить допустимость условия take or pay, оценив, действительно ли предполагались постоянные затраты и действительно ли отсутствовала возможность альтернативного использования мощностей. То есть, по сути, это не что иное, как оценка соразмерности установленной неустойки и понесенных убытков.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.10.2025 N 391-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Правительство Российской Федерации в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации в области газоснабжения и период их применения, а именно: особенности ценообразования в сфере газоснабжения, особенности взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, газотранспортных организаций, а также газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам поставки газа, договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, договорам об оказании услуг по транспортировке газа, особенности заключения и исполнения указанных договоров, особенности технологического присоединения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, особенности разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, особенности разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.".
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Правительство Российской Федерации в случае объявления мобилизации, введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, введения правового режима контртеррористической операции, установления федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и в военное время вправе определить перечень субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности применения положений законодательства Российской Федерации в области газоснабжения и период их применения, а именно: особенности ценообразования в сфере газоснабжения, особенности взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий, газотранспортных организаций, а также газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам поставки газа, договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, договорам об оказании услуг по транспортировке газа, особенности заключения и исполнения указанных договоров, особенности технологического присоединения газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, особенности разработки и реализации схем газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, особенности разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.".
Статья: Оговорка "бери или плати" в долгосрочных договорах международной купли-продажи природного газа: конфликт квалификации
(Андриянов Д.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)В случае нарушения покупателем обязательства по приемке и (или) оплате поставленного объема газа оговорка "бери или плати" может быть квалифицирована как штраф (неустойка). Такой вариант квалификации соответствует интересам российских компаний в ситуациях, когда юридические лица недружественных иностранных государств по действующим контрактам отказываются от приемки российского газа, не желая оплачивать поставки в рублях или ссылаясь на режим "санкций". При этом успех данного аргумента прямо зависит от толкования правоприменительным органом таких категорий, как "затруднительное положение", "форс-мажор", "порог терпимости", "заранее оцененные убытки" и др., что в очередной раз актуализирует проблему выбора применимого права и места разрешения спора. В современных кризисных условиях не приходится рассчитывать на беспристрастный и объективный подход западных правоприменителей, поскольку "санкционные режимы" всерьез рассматриваются в качестве составного элемента lex arbitri, публичного порядка страны суда, личного закона юридических лиц (lex societatis), нередко квалифицируются как сверхимперативные нормы. Следовательно, применение права недружественных иностранных государств к трансграничным сделкам на поставку отечественных энергоресурсов, равно как вывод из-под юрисдикции Российской Федерации споров, вытекающих из таких сделок, не только сопряжено со значительными политическими рисками, но и создает угрозу для энергетической безопасности государства.
(Андриянов Д.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)В случае нарушения покупателем обязательства по приемке и (или) оплате поставленного объема газа оговорка "бери или плати" может быть квалифицирована как штраф (неустойка). Такой вариант квалификации соответствует интересам российских компаний в ситуациях, когда юридические лица недружественных иностранных государств по действующим контрактам отказываются от приемки российского газа, не желая оплачивать поставки в рублях или ссылаясь на режим "санкций". При этом успех данного аргумента прямо зависит от толкования правоприменительным органом таких категорий, как "затруднительное положение", "форс-мажор", "порог терпимости", "заранее оцененные убытки" и др., что в очередной раз актуализирует проблему выбора применимого права и места разрешения спора. В современных кризисных условиях не приходится рассчитывать на беспристрастный и объективный подход западных правоприменителей, поскольку "санкционные режимы" всерьез рассматриваются в качестве составного элемента lex arbitri, публичного порядка страны суда, личного закона юридических лиц (lex societatis), нередко квалифицируются как сверхимперативные нормы. Следовательно, применение права недружественных иностранных государств к трансграничным сделкам на поставку отечественных энергоресурсов, равно как вывод из-под юрисдикции Российской Федерации споров, вытекающих из таких сделок, не только сопряжено со значительными политическими рисками, но и создает угрозу для энергетической безопасности государства.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Например, сомнительно право поставщика приостановить поставку товара в случае невнесения покупателем согласованной в договоре неустойки, начисленной за завершившуюся просрочку в оплате ранее поставленной по договору продукции. Неуплата начисленной неустойки в большинстве случаев не является нарушением, дающим право на расторжение, если обязательство, чья просрочка спровоцировала начисление неустойки, уже исполнено.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Например, сомнительно право поставщика приостановить поставку товара в случае невнесения покупателем согласованной в договоре неустойки, начисленной за завершившуюся просрочку в оплате ранее поставленной по договору продукции. Неуплата начисленной неустойки в большинстве случаев не является нарушением, дающим право на расторжение, если обязательство, чья просрочка спровоцировала начисление неустойки, уже исполнено.