Несоблюдение таможенной процедуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Несоблюдение таможенной процедуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в сфере таможенного дела: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Декларант (Перевозчик) оспаривает привлечение к ответственности за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены
(КонсультантПлюс, 2025)Декларант (Перевозчик) оспаривает привлечение к ответственности за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оспаривание таможенными представителями решений таможенных органов о возложении солидарной обязанности по уплате таможенных платежей
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Подходы судов при рассмотрении дел, связанных с нарушением
(Костик К.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Подходы судов при рассмотрении дел, связанных с нарушением
Статья: Анализ правового статуса участников таможенных правоотношений в странах ЕАЭС
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Тюрина К.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Права и обязанности владельца магазина беспошлинной торговли имеют территориальные ограничения. В российской судебной практике подчеркивается, что хранение и реализация товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, возможны только в пределах территории магазина беспошлинной торговли. То есть товары могут перемещаться, например, между местом прибытия, в котором они находились при их помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли, и складом или торговым залом магазина беспошлинной торговли; между складом или торговым залом магазина беспошлинной торговли и местом убытия товаров; между складом и торговым залом магазина беспошлинной торговли; между магазинами беспошлинной торговли. Перемещение товаров на иную территорию возможно, например, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. За несоблюдение таможенной процедуры, а именно за нарушение территориальных требований, в отношении владельцев магазинов беспошлинной торговли в России предусмотрена административная ответственность по ст. 16.19 КоАП РФ <22>.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Тюрина К.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Права и обязанности владельца магазина беспошлинной торговли имеют территориальные ограничения. В российской судебной практике подчеркивается, что хранение и реализация товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, возможны только в пределах территории магазина беспошлинной торговли. То есть товары могут перемещаться, например, между местом прибытия, в котором они находились при их помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли, и складом или торговым залом магазина беспошлинной торговли; между складом или торговым залом магазина беспошлинной торговли и местом убытия товаров; между складом и торговым залом магазина беспошлинной торговли; между магазинами беспошлинной торговли. Перемещение товаров на иную территорию возможно, например, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. За несоблюдение таможенной процедуры, а именно за нарушение территориальных требований, в отношении владельцев магазинов беспошлинной торговли в России предусмотрена административная ответственность по ст. 16.19 КоАП РФ <22>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
(ред. от 04.11.2025)Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 154. Ответственность лиц при нарушении таможенной процедуры таможенного транзита
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 154. Ответственность лиц при нарушении таможенной процедуры таможенного транзита
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Подобная позиция является не вполне справедливой по отношению к заказчикам - юридическим лицам, когда они обращаются к услугам профессиональных участников таможенных правоотношений за содействием в совершении таможенных операций. Исходя из гражданско-правового принципа добросовестности субъектов договорных правоотношений декларант вполне обоснованно полагает, что при оказании услуги таможенный представитель сообщит ему всю необходимую и полную информацию для помещения товаров под выбранную таможенную процедуру без нарушений закона. В связи с этим крайне важным аргументом судов, поддержавших физических лиц и признавших правомерным привлечение к ответственности таможенных представителей, является указание на то, что при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (п. 1 ст. 404 ТК ЕЭС). По сути, он замещает собой декларанта, выполняя все действия так, как будто действует для себя. Как отмечает профессор М.И. Брагинский, "смысл представительства можно свести к тому, что одно лицо "замещает" другое с тем, что действия первого влекут юридически значимые последствия именно для второго - того, от чьего имени первый действовал. В частности, совершает необходимое для заключения договора действие один, а стороной в договоре становится другой; при этом в результате происходит так, как будто бы все необходимое сделал он сам" [13, с, 249]. Если таможенный представитель понимает, что для законного совершения таможенных операций и достижения заказчиком желаемой цели каких-то документов и сведений не хватает, он вправе требовать их от представляемого им лица, в том числе это могут быть документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию (п. 2 ст. 404 ТК ЕАЭС).
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Подобная позиция является не вполне справедливой по отношению к заказчикам - юридическим лицам, когда они обращаются к услугам профессиональных участников таможенных правоотношений за содействием в совершении таможенных операций. Исходя из гражданско-правового принципа добросовестности субъектов договорных правоотношений декларант вполне обоснованно полагает, что при оказании услуги таможенный представитель сообщит ему всю необходимую и полную информацию для помещения товаров под выбранную таможенную процедуру без нарушений закона. В связи с этим крайне важным аргументом судов, поддержавших физических лиц и признавших правомерным привлечение к ответственности таможенных представителей, является указание на то, что при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (п. 1 ст. 404 ТК ЕЭС). По сути, он замещает собой декларанта, выполняя все действия так, как будто действует для себя. Как отмечает профессор М.И. Брагинский, "смысл представительства можно свести к тому, что одно лицо "замещает" другое с тем, что действия первого влекут юридически значимые последствия именно для второго - того, от чьего имени первый действовал. В частности, совершает необходимое для заключения договора действие один, а стороной в договоре становится другой; при этом в результате происходит так, как будто бы все необходимое сделал он сам" [13, с, 249]. Если таможенный представитель понимает, что для законного совершения таможенных операций и достижения заказчиком желаемой цели каких-то документов и сведений не хватает, он вправе требовать их от представляемого им лица, в том числе это могут быть документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию (п. 2 ст. 404 ТК ЕАЭС).
Статья: О повышении объективности заключений таможенных экспертов ЦЭКТУ ФТС РФ
(Нестеров А.В.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Наш прошлый опыт таможенно-экспертной практики показал, что нарушение таможенных процедур (правил) и методик отбора выборки и взятия проб и/или образцов товара для экспертизы, а также выполнения исследований товара в рамках экспертизы в соответствии с произвольными методами, могут привести не только к экономическим последствиям, в том числе и к возврату денежных средств из государственного бюджета по решению арбитражного суда, но и к вынесению необоснованного приговора по уголовному делу <3>.
(Нестеров А.В.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)Наш прошлый опыт таможенно-экспертной практики показал, что нарушение таможенных процедур (правил) и методик отбора выборки и взятия проб и/или образцов товара для экспертизы, а также выполнения исследований товара в рамках экспертизы в соответствии с произвольными методами, могут привести не только к экономическим последствиям, в том числе и к возврату денежных средств из государственного бюджета по решению арбитражного суда, но и к вынесению необоснованного приговора по уголовному делу <3>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Неудачи в части принятия многостороннего международного инвестиционного соглашения, которое содержало бы единые принципы регулирования инвестиционных отношений, не помешали сосредоточить внимание на отдельных аспектах инвестиционных отношений <1>. Так, в центре внимания оказались крупные многонациональные (транснациональные) компании, которые наиболее часто выступают инвесторами в развивающихся странах и к которым предъявляются претензии в части недобросовестной конкуренции на мировых рынках (относительно практики трансфертных цен, в связи с нанесением экологического ущерба, нарушением налогового и таможенного режима и др.) <2>. Под многонациональными или транснациональными корпорациями (далее - ТНК) понимают группу компаний или отдельных подразделений одной компании, которые осуществляют свою деятельность в различных государствах <3>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Неудачи в части принятия многостороннего международного инвестиционного соглашения, которое содержало бы единые принципы регулирования инвестиционных отношений, не помешали сосредоточить внимание на отдельных аспектах инвестиционных отношений <1>. Так, в центре внимания оказались крупные многонациональные (транснациональные) компании, которые наиболее часто выступают инвесторами в развивающихся странах и к которым предъявляются претензии в части недобросовестной конкуренции на мировых рынках (относительно практики трансфертных цен, в связи с нанесением экологического ущерба, нарушением налогового и таможенного режима и др.) <2>. Под многонациональными или транснациональными корпорациями (далее - ТНК) понимают группу компаний или отдельных подразделений одной компании, которые осуществляют свою деятельность в различных государствах <3>.
Статья: Проблемы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)"В условиях административной реформы, одним из этапов которой является реформирование контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, привлечение к административной ответственности приобретает относительно новый смысл, наполняется иным содержанием. Вектор развития юрисдикционной деятельности государственных органов, основой которой является производство по делам об административных правонарушениях, сегодня обусловлен усилением профилактической составляющей управленческого воздействия в определенной сфере. Напряженная международная ситуация, экономические кризисы, санкционный режим в межгосударственных отношениях усиливают роль юрисдикционной деятельности таможенных органов. Производство по делам о нарушениях таможенных правил, процедуры привлечения лиц к административной ответственности в таможенной сфере играют обеспечительную роль применительно к контрольно-надзорной деятельности таможенных органов. Реформирование системы государственного контроля и надзора, относящегося к компетенции таможенных органов, безусловно, накладывает отпечаток на правоприменительную практику таможенных органов по выявлению, пресечению и рассмотрению административных правонарушений в области таможенного дела" <1>.
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)"В условиях административной реформы, одним из этапов которой является реформирование контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, привлечение к административной ответственности приобретает относительно новый смысл, наполняется иным содержанием. Вектор развития юрисдикционной деятельности государственных органов, основой которой является производство по делам об административных правонарушениях, сегодня обусловлен усилением профилактической составляющей управленческого воздействия в определенной сфере. Напряженная международная ситуация, экономические кризисы, санкционный режим в межгосударственных отношениях усиливают роль юрисдикционной деятельности таможенных органов. Производство по делам о нарушениях таможенных правил, процедуры привлечения лиц к административной ответственности в таможенной сфере играют обеспечительную роль применительно к контрольно-надзорной деятельности таможенных органов. Реформирование системы государственного контроля и надзора, относящегося к компетенции таможенных органов, безусловно, накладывает отпечаток на правоприменительную практику таможенных органов по выявлению, пресечению и рассмотрению административных правонарушений в области таможенного дела" <1>.
Статья: Установление умысла на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)
(Губко В.А.)
("Уголовное право", 2024, N 5)Нужно учесть, что запрещена не только реализация временно ввезенного товара. Как следует из ст. 222 ТК ЕАЭС, временно ввезенные товары должны оставаться в фактическом владении и пользовании декларанта. Следовательно, любая передача во владение и пользование другим лицам будет являться нарушением таможенных правил. Например, К.А. нарушил условия таможенной процедуры "временный ввоз", под которую был помещен иностранный товар, и сдал его в аренду для организации водных прогулок за денежное вознаграждение без уплаты подлежащих взиманию с физических лиц таможенных платежей и без подачи ДТ с целью помещения иностранного товара под таможенную процедуру "выпуск временного потребления" <64>.
(Губко В.А.)
("Уголовное право", 2024, N 5)Нужно учесть, что запрещена не только реализация временно ввезенного товара. Как следует из ст. 222 ТК ЕАЭС, временно ввезенные товары должны оставаться в фактическом владении и пользовании декларанта. Следовательно, любая передача во владение и пользование другим лицам будет являться нарушением таможенных правил. Например, К.А. нарушил условия таможенной процедуры "временный ввоз", под которую был помещен иностранный товар, и сдал его в аренду для организации водных прогулок за денежное вознаграждение без уплаты подлежащих взиманию с физических лиц таможенных платежей и без подачи ДТ с целью помещения иностранного товара под таможенную процедуру "выпуск временного потребления" <64>.
Статья: Таможенные операции и таможенные процедуры: экономическая сущность и особенности применения в Евразийском экономическом союзе
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Общий порядок совершения таможенных операций (см. рис. 3) при помещении товаров под таможенные процедуры при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС включает последовательный процесс совершения таможенных операций: предварительное информирование перед перемещением через таможенную границу ЕАЭС, сроки и порядок которого зависят от вида транспорта, перемещающего товар; далее прибытие товаров, включающее уведомление о прибытии, его регистрацию и выбор следующей таможенной операции или помещение товара под таможенную процедуру таможенного транзита, например, для перемещения до внутреннего таможенного органа. Декларант может либо сразу декларировать товар, либо помещать его на временное хранение, а потом декларировать. После этого таможенный орган осуществляет выпуск товара и помещение под выбранную декларантом таможенную процедуру либо отказ в выпуске при несоблюдении условий выбранной таможенной процедуры. Представленная последовательность таможенных операций при применении некоторых особенностей декларирования и выпуска товаров может быть изменена (например, при предварительном таможенном декларировании подача декларации может осуществляться до прибытия товара; при выпуске до подачи декларации последовательность операций также изменится: сначала выпуск товаров, потом их декларирование и т.п.).
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Общий порядок совершения таможенных операций (см. рис. 3) при помещении товаров под таможенные процедуры при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС включает последовательный процесс совершения таможенных операций: предварительное информирование перед перемещением через таможенную границу ЕАЭС, сроки и порядок которого зависят от вида транспорта, перемещающего товар; далее прибытие товаров, включающее уведомление о прибытии, его регистрацию и выбор следующей таможенной операции или помещение товара под таможенную процедуру таможенного транзита, например, для перемещения до внутреннего таможенного органа. Декларант может либо сразу декларировать товар, либо помещать его на временное хранение, а потом декларировать. После этого таможенный орган осуществляет выпуск товара и помещение под выбранную декларантом таможенную процедуру либо отказ в выпуске при несоблюдении условий выбранной таможенной процедуры. Представленная последовательность таможенных операций при применении некоторых особенностей декларирования и выпуска товаров может быть изменена (например, при предварительном таможенном декларировании подача декларации может осуществляться до прибытия товара; при выпуске до подачи декларации последовательность операций также изменится: сначала выпуск товаров, потом их декларирование и т.п.).