Нерезидент 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Нерезидент 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение правил и сроков репатриации валюты
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.06.2020 N Ф01-10573/2020 по делу N А82-8072/2019
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.06.2020 N Ф01-10573/2020 по делу N А82-8072/2019
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2020 N 16-2905/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2020 N 16-2905/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций
(Овсянникова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Несмотря на то что в 2019 г. Россия заняла 9-е место в топ-10 самых привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы <4>, за 9 месяцев с начала 2020 г. прямые иностранные инвестиции в российские компании сократились более чем в 5 раз - до 4,7 млрд долл. с 24,2 млрд долл. годом ранее. При этом по итогам III квартала 2020 г. объем прямых инвестиций нерезидентов в небанковский сектор РФ уменьшился в 2,8 раза - до 3,1 млрд долл. против 8,8 млрд долл. в июле - сентябре прошлого года <5>.
(Овсянникова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Несмотря на то что в 2019 г. Россия заняла 9-е место в топ-10 самых привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы <4>, за 9 месяцев с начала 2020 г. прямые иностранные инвестиции в российские компании сократились более чем в 5 раз - до 4,7 млрд долл. с 24,2 млрд долл. годом ранее. При этом по итогам III квартала 2020 г. объем прямых инвестиций нерезидентов в небанковский сектор РФ уменьшился в 2,8 раза - до 3,1 млрд долл. против 8,8 млрд долл. в июле - сентябре прошлого года <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории России (до внесения Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ изменений в положениях данного пункта говорилось о таможенной территории России) резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории России услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории России услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты (указание на этот случай проведения зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами расчетов введено Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ), и в случае, если расчеты между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с принятыми международными организациями в области международных перевозок правилами, устанавливающими порядок проведения взаиморасчетов за международные перевозки и связанные с ними услуги (указание на этот случай расчетов между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами введено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 291-ФЗ).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории России (до внесения Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ изменений в положениях данного пункта говорилось о таможенной территории России) резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории России услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории России услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты (указание на этот случай проведения зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами расчетов введено Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 267-ФЗ), и в случае, если расчеты между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с принятыми международными организациями в области международных перевозок правилами, устанавливающими порядок проведения взаиморасчетов за международные перевозки и связанные с ними услуги (указание на этот случай расчетов между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами введено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 291-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"возвращаемые нерезидентом ранее внесенные представительством или филиалом юридического лица - резидента в виде залога по договору аренды помещения;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"возвращаемые нерезидентом ранее внесенные представительством или филиалом юридического лица - резидента в виде залога по договору аренды помещения;
Указание Банка России от 28.06.2024 N 6796-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, в том числе о требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке сообщения негосударственными пенсионными фондами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2024 N 79989)регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (для выпусков ценных бумаг, зарегистрированных до 1 января 2020 года, указывается государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг) - для эмиссионных ценных бумаг, выпущенных эмитентами-резидентами. Для ценных бумаг, выпущенных эмитентами-нерезидентами, а также в случае отсутствия регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг указываются три нуля;
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, в том числе о требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке сообщения негосударственными пенсионными фондами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2024 N 79989)регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (для выпусков ценных бумаг, зарегистрированных до 1 января 2020 года, указывается государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг) - для эмиссионных ценных бумаг, выпущенных эмитентами-резидентами. Для ценных бумаг, выпущенных эмитентами-нерезидентами, а также в случае отсутствия регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг указываются три нуля;
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)При этом в течение 2021 - 2023 годов сложение различных налоговых баз (равно как и доходов, полученных физическим лицом от разных налоговых агентов) и исчисление окончательной (полной) суммы НДФЛ производил только налоговый орган (ст. 228 НК РФ). Налоговые агенты формировали каждую налоговую базу отдельно и применяли прогрессивные налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 224 ("общая" ставка для налоговых резидентов) и п. 3.1 ст. 224 ("льготная" ставка для нерезидентов) НК РФ, исходя из величины каждой отдельной базы (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ; утратил силу с 01.01.2024).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)При этом в течение 2021 - 2023 годов сложение различных налоговых баз (равно как и доходов, полученных физическим лицом от разных налоговых агентов) и исчисление окончательной (полной) суммы НДФЛ производил только налоговый орган (ст. 228 НК РФ). Налоговые агенты формировали каждую налоговую базу отдельно и применяли прогрессивные налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 224 ("общая" ставка для налоговых резидентов) и п. 3.1 ст. 224 ("льготная" ставка для нерезидентов) НК РФ, исходя из величины каждой отдельной базы (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ; утратил силу с 01.01.2024).
Вопрос: Возможно ли произвести зачет встречных требований в валюте между резидентом и нерезидентом?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Перечень услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516;
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ). Перечень услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516;
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<24> Муравлева А.А. Реализация принципов НДС при налогообложении услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами // Трансформация права в информационном обществе: материалы III Всероссийского научно-практического форума молодых ученых и студентов (г. Екатеринбург, 26 ноября 2020 г.): сб. науч. статей. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2020. С. 586. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46538950 (дата обращения: 26.06.2024).
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<24> Муравлева А.А. Реализация принципов НДС при налогообложении услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами // Трансформация права в информационном обществе: материалы III Всероссийского научно-практического форума молодых ученых и студентов (г. Екатеринбург, 26 ноября 2020 г.): сб. науч. статей. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2020. С. 586. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46538950 (дата обращения: 26.06.2024).
Готовое решение: Как налоговому агенту рассчитать и уплатить НДС при сделках с нерезидентами
(КонсультантПлюс, 2025)По договору с иностранной организацией вы также можете оплачивать расходы, связанные с покупкой товаров (работ, услуг), например стоимость проезда и проживания их специалистов. Тогда в стоимость товаров (работ, услуг) для исчисления НДС включите и эти суммы (Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-07-08/38578).
(КонсультантПлюс, 2025)По договору с иностранной организацией вы также можете оплачивать расходы, связанные с покупкой товаров (работ, услуг), например стоимость проезда и проживания их специалистов. Тогда в стоимость товаров (работ, услуг) для исчисления НДС включите и эти суммы (Письмо Минфина России от 13.05.2020 N 03-07-08/38578).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> При определении наличия у физического лица статуса иностранного должен использоваться критерий гражданства, а не резидентства данного физического лица (Письмо Минфина России от 17.06.2020 N 03-08-05/51970).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<*> При определении наличия у физического лица статуса иностранного должен использоваться критерий гражданства, а не резидентства данного физического лица (Письмо Минфина России от 17.06.2020 N 03-08-05/51970).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете российской организации приобретение и ввоз на территорию РФ оборудования, требующего монтажа, с целью использования в производстве, а также выполнение работ по монтажу этого оборудования, если оборудование приобретено у казахстанского продавца, ввозится с территории Республики Казахстан, монтаж оборудования осуществляется казахстанским подрядчиком на территории РФ?..
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку в данном случае в договоре, заключенном с иностранным подрядчиком, указана стоимость работ без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, заказчик при определении налоговой базы самостоятельно увеличивает стоимость работ на сумму НДС (см., например, Письма Минфина России от 23.07.2021 N 03-07-14/59243, от 16.11.2020 N 03-07-08/99626). По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку в данном случае в договоре, заключенном с иностранным подрядчиком, указана стоимость работ без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, заказчик при определении налоговой базы самостоятельно увеличивает стоимость работ на сумму НДС (см., например, Письма Минфина России от 23.07.2021 N 03-07-14/59243, от 16.11.2020 N 03-07-08/99626). По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.
Статья: Системные изменения валютного регулирования в период 2022 - 2025 гг.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Новые правила внесли не только ужесточения, но и послабления. Например, освобождены от ответственности нарушения, вызванные ограничительными мерами по законодательству иных стран, а также специальное правило, позволяющее полностью освободить операцию от штрафа до 40% за незаконное зачисление средств на иностранный банковский счет, если резидент успевает в течение 45 дней перечислить полученные средства в Россию (Федеральные законы от 13.07.2022 N 235-ФЗ, от 20.07.2020 N 218-ФЗ). С учетом практики актуальной работы с нерезидентами вне РФ иногда иным образом исполнить законодательство РФ может быть просто невозможно.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Новые правила внесли не только ужесточения, но и послабления. Например, освобождены от ответственности нарушения, вызванные ограничительными мерами по законодательству иных стран, а также специальное правило, позволяющее полностью освободить операцию от штрафа до 40% за незаконное зачисление средств на иностранный банковский счет, если резидент успевает в течение 45 дней перечислить полученные средства в Россию (Федеральные законы от 13.07.2022 N 235-ФЗ, от 20.07.2020 N 218-ФЗ). С учетом практики актуальной работы с нерезидентами вне РФ иногда иным образом исполнить законодательство РФ может быть просто невозможно.
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)В Республике Казахстан филиалы иностранных организаций, которые осуществляют банковскую или страховую деятельность, с декабря 2020 г. признаются резидентами. По прежнему законодательству эти организации относились к нерезидентам и могли осуществлять валютные операции внутри Казахстана в иностранной валюте. Однако вступление Казахстана в ВТО открыло указанным филиалам иностранных организаций доступ на внутренний финансовый рынок и могло способствовать увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что противоречило национальным интересам. С изменением статуса нерезидента на резидента изменился режим проведения валютных операций, расчеты филиалов иностранных организаций, которые осуществляют в Республике Казахстан банковскую или страховую деятельность с казахстанскими контрагентами, переведены на национальную валюту (тенге). При этом Правительством страны определен перечень иностранных компаний, которым гарантировано сохранение статуса валютного нерезидента на основе государственных соглашений с иностранными организациями, а следовательно, и возможность проводить валютные операции на территории Казахстана без ограничений <8>. К числу таких организаций отнесены филиалы компаний "ЛУКОЙЛ", "Петролиум", "Шелл", "ЭксонМобил" и некоторых других.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)В Республике Казахстан филиалы иностранных организаций, которые осуществляют банковскую или страховую деятельность, с декабря 2020 г. признаются резидентами. По прежнему законодательству эти организации относились к нерезидентам и могли осуществлять валютные операции внутри Казахстана в иностранной валюте. Однако вступление Казахстана в ВТО открыло указанным филиалам иностранных организаций доступ на внутренний финансовый рынок и могло способствовать увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что противоречило национальным интересам. С изменением статуса нерезидента на резидента изменился режим проведения валютных операций, расчеты филиалов иностранных организаций, которые осуществляют в Республике Казахстан банковскую или страховую деятельность с казахстанскими контрагентами, переведены на национальную валюту (тенге). При этом Правительством страны определен перечень иностранных компаний, которым гарантировано сохранение статуса валютного нерезидента на основе государственных соглашений с иностранными организациями, а следовательно, и возможность проводить валютные операции на территории Казахстана без ограничений <8>. К числу таких организаций отнесены филиалы компаний "ЛУКОЙЛ", "Петролиум", "Шелл", "ЭксонМобил" и некоторых других.
Статья: Прощение долга между резидентом и нерезидентом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частичная отмена репатриации сопровождалась введением дополнительных требований. С 01.01.2020 резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, были отменены. Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность по ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частичная отмена репатриации сопровождалась введением дополнительных требований. С 01.01.2020 резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством РФ, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, были отменены. Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность по ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ.