Неохраняемые элементы товарного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу Неохраняемые элементы товарного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охрана объектов интеллектуальной собственности после переработки по законодательству Республики Казахстан
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)- с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в Республике Казахстан в отношении любых товаров, кроме случаев, когда они могут быть включены в качестве неохраняемого элемента товарного знака, регистрируемого на имя владельца права пользования данным наименованием места происхождения товара, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)- с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в Республике Казахстан в отношении любых товаров, кроме случаев, когда они могут быть включены в качестве неохраняемого элемента товарного знака, регистрируемого на имя владельца права пользования данным наименованием места происхождения товара, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Статья: Внешний вид изделия как средство индивидуализации: нюансы охраны
(Пикулев Е.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)Данная ситуация демонстрирует, что как российское, так и зарубежное законодательство допускает возможность использования промышленного образца в качестве неохраняемого элемента товарного знака. В этом контексте логично предположить следующую последовательность действий: первым шагом правообладатель получает правовую охрану внешнего вида изделия как промышленного образца; второй шаг - путем активного использования этого дизайна на рынке формируется его узнаваемость среди потребителей. На следующей стадии становится возможной регистрация данного внешнего вида уже в качестве объемного товарного знака. Такой подход создает эффект двойной охраны, где первоначальная охрана промышленного образца плавно трансформируется в более широкий режим охраны средства индивидуализации. В данном случае производители (как правообладатели) получат практически непрерывную правовую охрану их интеллектуальной собственности, но при этом с минимизацией административных и бюрократических действий с их стороны. Однако не стоит забывать, что для такого двухступенчатого алгоритма необходимо продумать нюансы применения мер защиты, таких как иск за компенсацию, например. Что касается потребителей, то для них рынок товара наглядно не изменится - между тем такая стабильность и неизменчивость будет обеспечена на правовом уровне. Иными словами, потребитель, покупая бутылку моющего средства в форме ветки хвойного дерева, не будет задумываться, на самом ли деле это искомый товар - ведь сама упаковка будет подтверждать для него производителя товара с той же достоверностью, с какой это подтверждает торговая марка/товарный знак в виде логотипа компании-производителя.
(Пикулев Е.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)Данная ситуация демонстрирует, что как российское, так и зарубежное законодательство допускает возможность использования промышленного образца в качестве неохраняемого элемента товарного знака. В этом контексте логично предположить следующую последовательность действий: первым шагом правообладатель получает правовую охрану внешнего вида изделия как промышленного образца; второй шаг - путем активного использования этого дизайна на рынке формируется его узнаваемость среди потребителей. На следующей стадии становится возможной регистрация данного внешнего вида уже в качестве объемного товарного знака. Такой подход создает эффект двойной охраны, где первоначальная охрана промышленного образца плавно трансформируется в более широкий режим охраны средства индивидуализации. В данном случае производители (как правообладатели) получат практически непрерывную правовую охрану их интеллектуальной собственности, но при этом с минимизацией административных и бюрократических действий с их стороны. Однако не стоит забывать, что для такого двухступенчатого алгоритма необходимо продумать нюансы применения мер защиты, таких как иск за компенсацию, например. Что касается потребителей, то для них рынок товара наглядно не изменится - между тем такая стабильность и неизменчивость будет обеспечена на правовом уровне. Иными словами, потребитель, покупая бутылку моющего средства в форме ветки хвойного дерева, не будет задумываться, на самом ли деле это искомый товар - ведь сама упаковка будет подтверждать для него производителя товара с той же достоверностью, с какой это подтверждает торговая марка/товарный знак в виде логотипа компании-производителя.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
(ред. от 23.07.2025)1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12
(ред. от 25.03.2022)
"Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов"2.7. Включение в товарный знак обозначений, перечисленных в п. 1 ст. 1483 Кодекса, как неохраняемых элементов
(ред. от 25.03.2022)
"Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов"2.7. Включение в товарный знак обозначений, перечисленных в п. 1 ст. 1483 Кодекса, как неохраняемых элементов
Статья: Соотношение товарных знаков и объектов авторского права на примере шрифтов
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Так, например, в ст. 1476 ГК РФ указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение и/или товарный знак, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и/или товарного знака. Также, согласно ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, или если коммерческое обозначение или отдельные его элементы использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, то оно охраняется независимо от охраны товарного знака. Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 1516 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначений, которые являются тождественными или сходными с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, если использование такого географического указания или такого наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. При этом п. п. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ допускает регистрацию товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания или наименования мест происхождения товаров в том случае, если указанные средства индивидуализации включены как неохраняемые элементы в товарный знак, но при условии, если указанная регистрация испрашивается на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара.
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Так, например, в ст. 1476 ГК РФ указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение и/или товарный знак, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и/или товарного знака. Также, согласно ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, или если коммерческое обозначение или отдельные его элементы использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, то оно охраняется независимо от охраны товарного знака. Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 1516 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначений, которые являются тождественными или сходными с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, если использование такого географического указания или такого наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. При этом п. п. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ допускает регистрацию товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания или наименования мест происхождения товаров в том случае, если указанные средства индивидуализации включены как неохраняемые элементы в товарный знак, но при условии, если указанная регистрация испрашивается на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара.
Статья: Целесообразность внедрения в РФ негосударственной (альтернативной) системы урегулирования доменных споров
(Романенкова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 12)- элементом, сходным с доменным именем, не должен быть неохраняемый элемент товарного знака;
(Романенкова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 12)- элементом, сходным с доменным именем, не должен быть неохраняемый элемент товарного знака;
Статья: Рекордное обновление части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в 2022 году
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)1) включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)1) включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
Статья: Реализация кассационных полномочий Верховного Суда РФ и его влияние на единообразие судебной практики по делам, относящимся к компетенции Суда по интеллектуальным правам
(Никитин С.В., Пацация М.Ш.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)При данных обстоятельствах указания Суда по ИП на необходимость исследования сходства до степени смешения двух словесных обозначений не основаны на нормах права, поскольку неохраняемые элементы товарного знака не могут являться основанием, определяющим наличие или отсутствие сходства до степени смешения товарного знака, и обусловливать угрозу их смешения потребителями.
(Никитин С.В., Пацация М.Ш.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)При данных обстоятельствах указания Суда по ИП на необходимость исследования сходства до степени смешения двух словесных обозначений не основаны на нормах права, поскольку неохраняемые элементы товарного знака не могут являться основанием, определяющим наличие или отсутствие сходства до степени смешения товарного знака, и обусловливать угрозу их смешения потребителями.
Статья: Гражданско-правовая регламентация соотношения коммерческого обозначения и других средств индивидуализации
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Первое правило устанавливается, как и в случае с коммерческим обозначением или наименованием селекционного достижения, исключительно применительно к однородным товарам, в отношении географических обозначений, имеющих более ранний приоритет, и диспозиция нормы закрепляет в виде исключения применение указанных обозначений лицом, правомочным использовать географические обозначения и в качестве неохраняемого элемента товарного знака.
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Первое правило устанавливается, как и в случае с коммерческим обозначением или наименованием селекционного достижения, исключительно применительно к однородным товарам, в отношении географических обозначений, имеющих более ранний приоритет, и диспозиция нормы закрепляет в виде исключения применение указанных обозначений лицом, правомочным использовать географические обозначения и в качестве неохраняемого элемента товарного знака.
Статья: Гражданско-правовые подходы к регистрации цвета в качестве товарного знака в отношении продукции легкой промышленности
(Дорофеева А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)При признании цветового обозначения позиционным риски состоят в том, что оно может быть признано неохраняемым элементом товарного знака, если не занимает доминирующего положения. Этот вопрос неоднократно рассматривался судами разных юрисдикций в отношении уже упомянутого красного товарного знака "Лубутен", который неизменно во всех правопорядках в заявках на регистрацию был указан в качестве туфельки на высоком каблуке, границы которой обозначены пунктирной линией, а подошва которой выполнена в красном цвете. В доктрине отмечается, что такой способ схематического изображения обозначения свойственен именно позиционным товарным знакам, поскольку позволяет избежать привязки к конкретному изображению товара, то есть в данном случае обувь может быть выполнена "в различных цветах или иметь различные дополнительные атрибуты в виде заклепок, шнурков, застежек" и при этом "не может повлиять на общее зрительное впечатление и не является основанием для признания подобного позиционного товарного знака отличающимся от зарегистрированного" <34>. В некоторых странах суды посчитали, что такой товарный знак является не цветовым, а объемным, то есть защите должна подлежать не красная подошва обуви per se, а именно такая туфелька, которая изображена в заявке на регистрацию, при наличии у нее красной подошвы. Следует пояснить, что, если товарный знак признается охраняющим не цветовое обозначение, а форму товара, могут возникать риски отказа в судебной защите на основании того, что форма товара может быть признана его функциональным элементом, а значит, придающим товару дополнительную ценность, а не выполняющим функцию средства индивидуализации товаропроизводителя <35>.
(Дорофеева А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)При признании цветового обозначения позиционным риски состоят в том, что оно может быть признано неохраняемым элементом товарного знака, если не занимает доминирующего положения. Этот вопрос неоднократно рассматривался судами разных юрисдикций в отношении уже упомянутого красного товарного знака "Лубутен", который неизменно во всех правопорядках в заявках на регистрацию был указан в качестве туфельки на высоком каблуке, границы которой обозначены пунктирной линией, а подошва которой выполнена в красном цвете. В доктрине отмечается, что такой способ схематического изображения обозначения свойственен именно позиционным товарным знакам, поскольку позволяет избежать привязки к конкретному изображению товара, то есть в данном случае обувь может быть выполнена "в различных цветах или иметь различные дополнительные атрибуты в виде заклепок, шнурков, застежек" и при этом "не может повлиять на общее зрительное впечатление и не является основанием для признания подобного позиционного товарного знака отличающимся от зарегистрированного" <34>. В некоторых странах суды посчитали, что такой товарный знак является не цветовым, а объемным, то есть защите должна подлежать не красная подошва обуви per se, а именно такая туфелька, которая изображена в заявке на регистрацию, при наличии у нее красной подошвы. Следует пояснить, что, если товарный знак признается охраняющим не цветовое обозначение, а форму товара, могут возникать риски отказа в судебной защите на основании того, что форма товара может быть признана его функциональным элементом, а значит, придающим товару дополнительную ценность, а не выполняющим функцию средства индивидуализации товаропроизводителя <35>.
Статья: Товарный знак
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с ГК РФ, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В Постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 декабря 2021 г. по делу N СИП-591/2020 отражен базовый смысл п. 10 ст. 1483 <1> ГК и разъясняются актуальные аспекты его применения. В этой норме законодатель кодифицировал опыт правоприменительной практики по спорам о недопустимости регистрации товарных знаков, включающих элементы, тождественные или схожие до степени смешения с другими средствами индивидуализации (так называемое относительное основание для отказа в регистрации). Без согласия правообладателя, у которого приоритет или исключительное право возникли раньше, не допускается воспроизведение противопоставляемого товарного знака, названия известного произведения, персонажа, цитаты, наименования, промышленного образца, коммерческого обозначения и т.д. в качестве элемента спорного товарного знака. "Особый вопрос - область пересечения товарных знаков и наименования места происхождения товара: так, слово "Вологда" в товарном знаке является неохраняемым элементом, но использование этого обозначения в отношении сливочного масла квалифицируется как нарушение прав лица, имеющего свидетельство на право пользования наименованием происхождения товара "Вологодское масло" <2>. До введения новеллы в действие (1 октября 2014 г.) суды традиционно <3> руководствовались распространительным толкованием пункта 9 статьи 1483 ГК, запрещающего регистрировать товарные знаки, совпадающие в целом с тождественными обозначениями.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В Постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 декабря 2021 г. по делу N СИП-591/2020 отражен базовый смысл п. 10 ст. 1483 <1> ГК и разъясняются актуальные аспекты его применения. В этой норме законодатель кодифицировал опыт правоприменительной практики по спорам о недопустимости регистрации товарных знаков, включающих элементы, тождественные или схожие до степени смешения с другими средствами индивидуализации (так называемое относительное основание для отказа в регистрации). Без согласия правообладателя, у которого приоритет или исключительное право возникли раньше, не допускается воспроизведение противопоставляемого товарного знака, названия известного произведения, персонажа, цитаты, наименования, промышленного образца, коммерческого обозначения и т.д. в качестве элемента спорного товарного знака. "Особый вопрос - область пересечения товарных знаков и наименования места происхождения товара: так, слово "Вологда" в товарном знаке является неохраняемым элементом, но использование этого обозначения в отношении сливочного масла квалифицируется как нарушение прав лица, имеющего свидетельство на право пользования наименованием происхождения товара "Вологодское масло" <2>. До введения новеллы в действие (1 октября 2014 г.) суды традиционно <3> руководствовались распространительным толкованием пункта 9 статьи 1483 ГК, запрещающего регистрировать товарные знаки, совпадающие в целом с тождественными обозначениями.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Согласно п. 37 Обзора судебной практики по делам, связанным разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015), использование исключительно неохраняемых элементов товарного знака не может быть признано нарушением.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Согласно п. 37 Обзора судебной практики по делам, связанным разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015), использование исключительно неохраняемых элементов товарного знака не может быть признано нарушением.
Статья: Охрана наименований объектов всемирного наследия в составе наименований мест происхождения товаров
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Правообладатель НМПТ обладает существенными преимуществами перед субъектом предпринимательской деятельности, у которого такое право отсутствует. Так, АО ГК "Море Байкал" смогла зарегистрировать товарный знак (свидетельство N 785165), включающий словесные элементы "BAIKAL/БАЙКАЛ", так как обладает исключительным правом на НМПТ "ВОДА ПРИРОДНАЯ ПИТЬЕВАЯ "БАЙКАЛ" ГЛУБИННАЯ" (п. 7 ст. 1483 ГК РФ дает право правообладателю наименования места происхождения товара включить его в качестве неохраняемого элемента товарного знака). При этом ООО "Вода Байкала" было отказано в регистрации товарного знака "Вода Байкала" в связи с описательным характером доминирующих элементов и отсутствием различительной способности обозначения в результате его длительного и активного использования <9>.
(Свиридова Е.А.)
("Современное право", 2025, N 1)Правообладатель НМПТ обладает существенными преимуществами перед субъектом предпринимательской деятельности, у которого такое право отсутствует. Так, АО ГК "Море Байкал" смогла зарегистрировать товарный знак (свидетельство N 785165), включающий словесные элементы "BAIKAL/БАЙКАЛ", так как обладает исключительным правом на НМПТ "ВОДА ПРИРОДНАЯ ПИТЬЕВАЯ "БАЙКАЛ" ГЛУБИННАЯ" (п. 7 ст. 1483 ГК РФ дает право правообладателю наименования места происхождения товара включить его в качестве неохраняемого элемента товарного знака). При этом ООО "Вода Байкала" было отказано в регистрации товарного знака "Вода Байкала" в связи с описательным характером доминирующих элементов и отсутствием различительной способности обозначения в результате его длительного и активного использования <9>.