Неоднократное нарушение служебной дисциплины
Подборка наиболее важных документов по запросу Неоднократное нарушение служебной дисциплины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Довод о том, что к дисциплинарной ответственности истец привлечен за нарушения, имевшие место до того, как на него было наложено дисциплинарное взыскание, в связи с чем, он не мог быть уволен по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ, за неоднократное нарушение служебной дисциплины, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный и основанный на неправильном толковании норм материального права. Последнее дисциплинарное взыскание наложено на истца за дисциплинарный проступок, который носит длящийся характер, выявлен на основании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае правовое значение имеет момент выявления нарушения, за которое истец привлечен к дисциплинарной ответственности. На момент выявления нарушения, за которое истец был уволен, у него имелось не погашенное дисциплинарное взыскание в виде выговора, в связи с чем, работодатель правомерно уволил ФИО1 по основанию неоднократного нарушения служебных обязанностей."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 84 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы""По смыслу приведенных норм материального права следует, что сотрудник может быть уволен на основании п. 7 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ только при условии неоднократного нарушения своих служебных обязанностей без уважительных причин. Нарушение служебных обязанностей признается неоднократным, если, несмотря на дисциплинарное взыскание, которое не снято и не погашено, со стороны сотрудника продолжается или вновь допускается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В этом случае к сотруднику возможно применение нового дисциплинарного взыскания, в том числе в виде увольнения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о признании незаконным отказа в приеме на работу (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Для граждан, имеющих намерение поступить на службу в органы внутренних дел, законодательством предусмотрены дополнительные требования. Так, например, основанием для отказа в приеме на службу могут быть однократное грубое нарушение или систематическое нарушение служебной дисциплины по результатам служебной проверки по предыдущему месту работы (службы) (например, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2020 N 88-18106/2020).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Для граждан, имеющих намерение поступить на службу в органы внутренних дел, законодательством предусмотрены дополнительные требования. Так, например, основанием для отказа в приеме на службу могут быть однократное грубое нарушение или систематическое нарушение служебной дисциплины по результатам служебной проверки по предыдущему месту работы (службы) (например, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2020 N 88-18106/2020).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя (п. 7 ч. 2 ст. 80 Закона о службе в органах принудительного исполнения);
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя (п. 7 ч. 2 ст. 80 Закона о службе в органах принудительного исполнения);
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в связи с грубым (однократным грубым) нарушением служебной дисциплины или систематическим (неоднократным) нарушением служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;
(ред. от 31.07.2025)
"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в связи с грубым (однократным грубым) нарушением служебной дисциплины или систематическим (неоднократным) нарушением служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя;
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"7) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или уполномоченного руководителя;
Статья: Увольнение за невыполнение плана продаж - такое возможно? Анализ споров
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2024, N 2)ответчик неоднократно проводил служебные расследования по фактам нарушения дисциплинарного характера истцом, приведено в материалах дела значительное количество приказов о применении дисциплинарных мер. Во время судебных разбирательств были допрошены свидетели.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2024, N 2)ответчик неоднократно проводил служебные расследования по фактам нарушения дисциплинарного характера истцом, приведено в материалах дела значительное количество приказов о применении дисциплинарных мер. Во время судебных разбирательств были допрошены свидетели.
Статья: О правовой защищенности сотрудника ОВД, в отношении которого ведется дисциплинарное производство
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Дисциплинарном уставе ОВД определены правила наложения двух видов дисциплинарных взысканий из шести возможных. Так, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел применяются в случаях грубого нарушения служебной дисциплины, а перевод на нижестоящую должность еще применяется и при неоднократном нарушении служебной дисциплины. В соответствии со ст. 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ возможно еще увольнение сотрудника из ОВД в связи с утратой доверия. Думается, что данное обстоятельство можно бы было и не подчеркивать специальной статьей в Федеральном законе N 342-ФЗ, так как это и так является грубым нарушением служебной дисциплины. А вот правила назначения других видов дисциплинарной ответственности в законе необходимо закрепить.
(Закопырин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В Дисциплинарном уставе ОВД определены правила наложения двух видов дисциплинарных взысканий из шести возможных. Так, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел применяются в случаях грубого нарушения служебной дисциплины, а перевод на нижестоящую должность еще применяется и при неоднократном нарушении служебной дисциплины. В соответствии со ст. 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ возможно еще увольнение сотрудника из ОВД в связи с утратой доверия. Думается, что данное обстоятельство можно бы было и не подчеркивать специальной статьей в Федеральном законе N 342-ФЗ, так как это и так является грубым нарушением служебной дисциплины. А вот правила назначения других видов дисциплинарной ответственности в законе необходимо закрепить.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Во многом сходный подход можно увидеть и в законодательстве о службе в таможенных органах. Так, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) сотрудник может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины (п. 11 ч. 2 ст. 48). Дисциплинарный устав таможенной службы к грубым нарушениям служебной дисциплины, помимо прочего, относит несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" <15>). При этом ограничения, закрепленные в отношении сотрудников таможенных органов ч. 2 ст. 7 данного Закона, по смыслу тождественны (за некоторыми исключениями) запретам, содержащимся в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. Интересно, что в ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ не называются некоторые запреты, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и др. Эти запреты охватываются положением ст. 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <16>, которая распространяет на сотрудников таможенных органов действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18>. Однако законодательство о службе в таможенных органах не рассматривает нарушение этих запретов в качестве самостоятельного основания для прекращения службы в таможенных органах. Соответственно, нарушение этих запретов будет являться ординарным дисциплинарным проступком, влекущим применение дисциплинарного взыскания, не связанного с увольнением со службы.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Во многом сходный подход можно увидеть и в законодательстве о службе в таможенных органах. Так, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) сотрудник может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины (п. 11 ч. 2 ст. 48). Дисциплинарный устав таможенной службы к грубым нарушениям служебной дисциплины, помимо прочего, относит несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" <15>). При этом ограничения, закрепленные в отношении сотрудников таможенных органов ч. 2 ст. 7 данного Закона, по смыслу тождественны (за некоторыми исключениями) запретам, содержащимся в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. Интересно, что в ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ не называются некоторые запреты, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и др. Эти запреты охватываются положением ст. 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <16>, которая распространяет на сотрудников таможенных органов действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18>. Однако законодательство о службе в таможенных органах не рассматривает нарушение этих запретов в качестве самостоятельного основания для прекращения службы в таможенных органах. Соответственно, нарушение этих запретов будет являться ординарным дисциплинарным проступком, влекущим применение дисциплинарного взыскания, не связанного с увольнением со службы.