Необоснованное ограничение конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Необоснованное ограничение конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.4.2. Злоупотреблением доминирующим положением признается поведение субъекта, выражающееся в определенных формах, в том числе: недопущение, ограничение, устранение конкуренции; причинение вреда иным участникам рынка, включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Понятие, предмет, результат и условия оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)УФАС посчитало, что данное требование в отсутствие возможности привлечения субподрядной организации... нарушает права потенциальных участников и приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)УФАС посчитало, что данное требование в отсутствие возможности привлечения субподрядной организации... нарушает права потенциальных участников и приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Нарушение Заказчиком требований к справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки может привести к неправомерному отклонению заявки участника и повлечь административную ответственность, предусмотренную частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Нарушение Заказчиком требований к справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки может привести к неправомерному отклонению заявки участника и повлечь административную ответственность, предусмотренную частью 8 статьи 7.32.3 КоАП.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (март 2022 года)"
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Формальный подход к рассмотрению заявок на участие в Конкурсе не отвечает принципу справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Формальный подход к рассмотрению заявок на участие в Конкурсе не отвечает принципу справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)6. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)6. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Готовое решение: В каком порядке закупить автомобиль по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что подобное объединение возможно в случае, если это допускается положением о закупке и не приводит к ограничению конкуренции (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Однако не рекомендуем объединять в одну закупку разные виды транспортных средств, когда есть риск, что такое объединение может привести к сокращению количества участников закупки. Например, это может произойти при объединении в один лот легковых автомобилей и грузового транспорта. В этом случае есть риск, что участники, специализирующиеся, например, на поставке только легковых автомобилей, не смогут принять участие в закупке. Поэтому такое объединение может свидетельствовать о нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также о создании преимущественных условий для участия в закупке отдельным поставщикам (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что подобное объединение возможно в случае, если это допускается положением о закупке и не приводит к ограничению конкуренции (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). Однако не рекомендуем объединять в одну закупку разные виды транспортных средств, когда есть риск, что такое объединение может привести к сокращению количества участников закупки. Например, это может произойти при объединении в один лот легковых автомобилей и грузового транспорта. В этом случае есть риск, что участники, специализирующиеся, например, на поставке только легковых автомобилей, не смогут принять участие в закупке. Поэтому такое объединение может свидетельствовать о нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также о создании преимущественных условий для участия в закупке отдельным поставщикам (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)1. В закупочной деятельности корпоративные заказчики обязаны руководствоваться рядом принципов, закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. Среди них: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Принципы - руководящие начала правового регулирования, а потому в последующих нормах Закона о закупках урегулированы процедуры, которые и опосредуют их реализацию.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)1. В закупочной деятельности корпоративные заказчики обязаны руководствоваться рядом принципов, закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. Среди них: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Принципы - руководящие начала правового регулирования, а потому в последующих нормах Закона о закупках урегулированы процедуры, которые и опосредуют их реализацию.
Готовое решение: Как проводить закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)7.2. Условия, установленные в соответствии с п. 7.1 настоящего положения, не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, в том числе к предоставлению какому-либо из участников преимущественных условий, или иным образом нарушать права участников закупки. Предусмотренное в документации о конкурентной закупке условие о заключении договоров с несколькими участниками должно применяться ко всем участникам и не должно зависеть от волеизъявления заказчика".
(КонсультантПлюс, 2025)7.2. Условия, установленные в соответствии с п. 7.1 настоящего положения, не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, в том числе к предоставлению какому-либо из участников преимущественных условий, или иным образом нарушать права участников закупки. Предусмотренное в документации о конкурентной закупке условие о заключении договоров с несколькими участниками должно применяться ко всем участникам и не должно зависеть от волеизъявления заказчика".
Готовое решение: Может ли заказчик при проведении конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ проводить переговоры с участниками закупки
(КонсультантПлюс, 2025)При установлении порядка проведения переговоров в остальных конкурентных процедурах учтите, что такие переговоры не должны нарушать общие требования Закона N 223-ФЗ и требования ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Поэтому важно предусмотреть порядок проведения переговоров, который будет обеспечивать равный доступ к ним всех участников. Так, например, в административной практике встречается позиция о том, что условие о праве заказчика запрашивать дополнительные сведения у участников закупки нарушает указанный принцип, поскольку зависит от волеизъявления заказчика и может применяться не ко всем участникам (см. Решение ФАС России от 25.06.2020 N 223ФЗ-485/20).
(КонсультантПлюс, 2025)При установлении порядка проведения переговоров в остальных конкурентных процедурах учтите, что такие переговоры не должны нарушать общие требования Закона N 223-ФЗ и требования ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Поэтому важно предусмотреть порядок проведения переговоров, который будет обеспечивать равный доступ к ним всех участников. Так, например, в административной практике встречается позиция о том, что условие о праве заказчика запрашивать дополнительные сведения у участников закупки нарушает указанный принцип, поскольку зависит от волеизъявления заказчика и может применяться не ко всем участникам (см. Решение ФАС России от 25.06.2020 N 223ФЗ-485/20).
Статья: Выявление различных нарушений, ограничивающих или устраняющих конкуренцию в сфере закупок
(Кузнецов Г.Д.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Таким образом, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ либо на необоснованное ограничение конкуренции <6>.
(Кузнецов Г.Д.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Таким образом, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ либо на необоснованное ограничение конкуренции <6>.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не предусматривает правил формирования лота в рамках закупки строительных работ, за отдельными исключениями. Поэтому руководствуйтесь вашим положением о закупке. При объединении работ на различных объектах в один лот учитывайте, что оно не должно привести к необоснованному ограничению конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Так, например, о наличии признаков ограничения конкуренции и, соответственно, количества участников закупки могут свидетельствовать одно или несколько из следующих обстоятельств:
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не предусматривает правил формирования лота в рамках закупки строительных работ, за отдельными исключениями. Поэтому руководствуйтесь вашим положением о закупке. При объединении работ на различных объектах в один лот учитывайте, что оно не должно привести к необоснованному ограничению конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Так, например, о наличии признаков ограничения конкуренции и, соответственно, количества участников закупки могут свидетельствовать одно или несколько из следующих обстоятельств:
Готовое решение: Как составить документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Ограничивающими конкуренцию могут признаваться в том числе условия документации, которые создают отдельным участникам преимущества при участии в закупке, если это не предусмотрено законом (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Также нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции могут быть признаны условия, ограничивающие количество участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Ограничивающими конкуренцию могут признаваться в том числе условия документации, которые создают отдельным участникам преимущества при участии в закупке, если это не предусмотрено законом (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Также нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции могут быть признаны условия, ограничивающие количество участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Объединение в один лот выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ противоречит провозглашенным Законом о закупках принципам недопустимости дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что также может повлечь нарушение при формировании критериев оценки.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Объединение в один лот выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ противоречит провозглашенным Законом о закупках принципам недопустимости дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что также может повлечь нарушение при формировании критериев оценки.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке медицинского оборудования по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота следует руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 1, 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-03-08/14846). Поэтому полагаем, что объединять в составе одного лота поставку лекарственных препаратов и медицинского оборудования не следует: данные товары представлены на разных товарных рынках. Кроме того, для поставщиков лекарств и медоборудования действуют разные лицензионные требования. Так, например, лекарственные препараты могут быть поставлены только лицами, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, в то время как для поставки медоборудования такая лицензия не требуется, но может потребоваться лицензия на техническое обслуживание медицинских изделий (п. п. 17, 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота следует руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 1, 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-03-08/14846). Поэтому полагаем, что объединять в составе одного лота поставку лекарственных препаратов и медицинского оборудования не следует: данные товары представлены на разных товарных рынках. Кроме того, для поставщиков лекарств и медоборудования действуют разные лицензионные требования. Так, например, лекарственные препараты могут быть поставлены только лицами, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, в то время как для поставки медоборудования такая лицензия не требуется, но может потребоваться лицензия на техническое обслуживание медицинских изделий (п. п. 17, 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Готовое решение: Как провести открытый запрос котировок в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В противном случае существует риск обжалования условий извещения о закупке в связи с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В противном случае существует риск обжалования условий извещения о закупке в связи с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).