Немедленное отобрание ребенка

Подборка наиболее важных документов по запросу Немедленное отобрание ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)
В XX в. в российском семейном праве была заложена установка на отказ от признания "родительской власти" над детьми, и в советский период в его развитие допускалось публичное прекращение семейных связей между родителями и детьми. В действовавших в тот период кодексах устанавливалась возможность судебного лишения родительских прав (ст. ст. 153, 154 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР; ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.; ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также "отобрания" детей без лишения родительских прав. Нормы, прекращающие или ограничивающие право родителя на личное воспитание ребенка в судебном порядке, находят отражение и в СК РФ (ст. ст. 69 - 71, 73 - 75). Кроме того, ст. 77 СК РФ предусматривает административный порядок немедленного отобрания ребенка органами опеки и попечительства (далее - органы опеки) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, применение которого нередко воспринимается общественностью негативно, обсуждается в СМИ, по-разному оценивается специалистами. В связи с этим позволим себе определить основные проблемы реализации норм ст. 77 СК РФ и пути их решения, провести ее сравнение с положениями проекта федерального закона N 157281-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)
Интересный метод защиты прав и свобод ребенка практикуют страны Скандинавии, в связи с чем предлагается детально рассмотреть ювенальную систему Норвегии. Королевство Норвегия известно как страна с наилучшим качеством жизни в мире, соответственно, в данном государстве выделяется достаточно ресурсов для поддержания подрастающего поколения. Одним из вышеназванных методов, который достоин внимания, является государственная социальная служба по помощи и поддержке детям и подросткам - Барневарн (норв. Barnevern i Norge, также Barnevernet). Ее правовая база - норвежский Закон "Об охране детства" (Lov om barneverntjenester (barnevernloven)) от 17 июля 1992 г. <2>. Согласно норвежскому законодательству основной задачей "Барневарна" является защита наиболее уязвимых детей от физического, психологического насилия. Основополагающей функцией норвежской организации принято считать объединенное функционирование контроля и поддержки детей. "Барневарн" начинает действовать с момента получения сигнала, при этом стоит отметить, что тревогу бьют буквально все: как работники полиции, медицинских учреждений, детских садов, школ, так и бдительные соседи. Законом определено, что при поступлении сообщения о нахождении несовершеннолетнего в опасных для его физического или психического здоровья условиях "Барневарн" должен действовать незамедлительно и взять на себя основные обязанности по защите ребенка. Организуется расследование, и родители уведомляются о сложившейся ситуации. Законом определен трехмесячный срок, в течение которого уполномоченный орган должен провести расследование, но данный вариант возможен в случае, если на момент проведения проверки жизни и здоровью ребенка не угрожает опасность и возможно дальнейшее его проживание с родными, но, к несчастью, возникают ситуации, что ребенка необходимо изъять из семьи в срочном порядке. При принятии решения о немедленном отобрании ребенка из семьи "Барневарн" должен руководствоваться нормами Закона "Об охране детства". Нормой права определен перечень обстоятельств, при наличии которых служба по охране детства обязана вмешаться. К ним относятся:

Нормативные акты

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 31.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023)
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).