Нематериальное поощрение
Подборка наиболее важных документов по запросу Нематериальное поощрение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Примером также может служить ст. 48 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" N 248-ФЗ <5>, предусматривающая новый профилактический инструмент контроля за юридическим лицом, цель применения которого - мотивация к выполнению требований путем нематериального поощрения контролируемых лиц в виде публичной оценки как меры поощрения добросовестных лиц (в новой редакции от 28.12.2024). Эта публичная оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и, безусловно, привлечет внимание и вызовет доверие со стороны организаций и граждан.
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Примером также может служить ст. 48 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" N 248-ФЗ <5>, предусматривающая новый профилактический инструмент контроля за юридическим лицом, цель применения которого - мотивация к выполнению требований путем нематериального поощрения контролируемых лиц в виде публичной оценки как меры поощрения добросовестных лиц (в новой редакции от 28.12.2024). Эта публичная оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и, безусловно, привлечет внимание и вызовет доверие со стороны организаций и граждан.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из существенных неотъемлемых элементов содержания любой власти является принуждение <1>. Органы местного самоуправления, так же как и органы государственной власти, для того чтобы "действовать, и действовать эффективно, должны обладать (и обладают) рычагами властного влияния" <2>. Одним из таких рычагов является местный контроль. Н.Л. Пешин ставит под сомнение возможность органов местного самоуправления осуществлять властное принуждение, обосновывая это утверждение тем, что они не входят в систему органов государственной власти согласно положениям ст. 12 Конституции РФ. На примере муниципального земельного контроля ученый обосновывает вывод, что данный вид контроля "представляет собой деятельность по формальной и субъективной оценке соблюдения различными субъектами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Иными словами, это деятельность, заключающаяся в наблюдении за использованием земельных участков, сочетающаяся с возможностью инициирования процедуры привлечения к публичной ответственности за нарушение законодательства. Но само решение о привлечении к публичной (обычно административной) ответственности принимает только и исключительно уполномоченный орган государственной власти" <3>. Судебная практика подтверждает вывод о том, что должностные лица органов муниципального контроля, в отличие от органов государственного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания <4>. Однако, на наш взгляд, властное влияние и принуждение не обязательно должно быть связано с возможностью привлечь к ответственности, поскольку оно не является самоцелью контроля. Не случайно новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольные органы прежде всего обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Согласно ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Президент России, выступая в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", отмечал, что сейчас проверяющие органы настраивают на то, чтобы изменить характер проверок надзорных органов с карательного на наставнический (чтобы проверяющие не ставили в приоритет поиск проблем и оснований для назначения штрафов, а помогали развивать малый и средний бизнес и при необходимости консультировали предпринимателей) <5>. Представители административно-правовой науки, характеризуя контроль, отмечают, что "наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе: давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий; ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения" <6>. Как видим, вовсе не обязательно при осуществлении административного контроля применять меры принуждения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Более того, отдельные авторы пишут о том, что контроль включает принятие и мер поощрения <7>, что также отвечает принципам современного контрольно-надзорного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 "Меры стимулирования добросовестности" Закона N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из существенных неотъемлемых элементов содержания любой власти является принуждение <1>. Органы местного самоуправления, так же как и органы государственной власти, для того чтобы "действовать, и действовать эффективно, должны обладать (и обладают) рычагами властного влияния" <2>. Одним из таких рычагов является местный контроль. Н.Л. Пешин ставит под сомнение возможность органов местного самоуправления осуществлять властное принуждение, обосновывая это утверждение тем, что они не входят в систему органов государственной власти согласно положениям ст. 12 Конституции РФ. На примере муниципального земельного контроля ученый обосновывает вывод, что данный вид контроля "представляет собой деятельность по формальной и субъективной оценке соблюдения различными субъектами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Иными словами, это деятельность, заключающаяся в наблюдении за использованием земельных участков, сочетающаяся с возможностью инициирования процедуры привлечения к публичной ответственности за нарушение законодательства. Но само решение о привлечении к публичной (обычно административной) ответственности принимает только и исключительно уполномоченный орган государственной власти" <3>. Судебная практика подтверждает вывод о том, что должностные лица органов муниципального контроля, в отличие от органов государственного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания <4>. Однако, на наш взгляд, властное влияние и принуждение не обязательно должно быть связано с возможностью привлечь к ответственности, поскольку оно не является самоцелью контроля. Не случайно новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольные органы прежде всего обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Согласно ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Президент России, выступая в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", отмечал, что сейчас проверяющие органы настраивают на то, чтобы изменить характер проверок надзорных органов с карательного на наставнический (чтобы проверяющие не ставили в приоритет поиск проблем и оснований для назначения штрафов, а помогали развивать малый и средний бизнес и при необходимости консультировали предпринимателей) <5>. Представители административно-правовой науки, характеризуя контроль, отмечают, что "наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе: давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий; ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения" <6>. Как видим, вовсе не обязательно при осуществлении административного контроля применять меры принуждения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Более того, отдельные авторы пишут о том, что контроль включает принятие и мер поощрения <7>, что также отвечает принципам современного контрольно-надзорного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 "Меры стимулирования добросовестности" Закона N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Ространснадзор и территориальные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности). Установлены критерии оценки добросовестности контролируемого лица.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Ространснадзор и территориальные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности). Установлены критерии оценки добросовестности контролируемого лица.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В целях мотивации контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, - присвоение репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение обязательных требований, предоставление права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях), снижение категории риска объекта контроля.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В целях мотивации контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, - присвоение репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение обязательных требований, предоставление права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях), снижение категории риска объекта контроля.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено комментируемым Законом. Поощрение может носить нематериальный характер - благодарность, диплом, почетная грамота и др. и материальный. Например, в соответствии с Постановлением Правительства от 17.12.2016 N 1390 "О формировании стипендиального фонда" одним из таких способов стимулирования выступают повышенные государственные академические стипендии студентам;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено комментируемым Законом. Поощрение может носить нематериальный характер - благодарность, диплом, почетная грамота и др. и материальный. Например, в соответствии с Постановлением Правительства от 17.12.2016 N 1390 "О формировании стипендиального фонда" одним из таких способов стимулирования выступают повышенные государственные академические стипендии студентам;
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля. Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные (надзорные) органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля. Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект.
Статья: Добровольческое движение во время пандемии и студенческое волонтерство
(Дылыкова Ц.Д., Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Ресурсный центр поддержки добровольчества Забайкальского края (структурное подразделение молодежного центра "Искра") создан в рамках реализации национального проекта "Образование". Центр отвечает за развитие добровольчества в крае и сотрудничество между волонтерами, организациями и властью, проводит активную работу по выявлению проблем, с которыми сталкиваются добровольческие организации региона. С 2019 г. в муниципальных районах края внедряется программа подготовки добровольцев и должностных лиц, организующих работу с волонтерами "Команда добра". Программа направлена на информирование и обучение организаторов и участников добровольческой деятельности о возможностях развития добровольческих сообществ, проектов и команд на территории муниципального образования. Обучение осуществляется через систему выездных семинаров с последующим онлайн-сопровождением кураторов добровольческой деятельности района посредством проведения вебинаров и специальных заданий, направленных на развитие добровольчества на территории района <12>. Региональным проектом "Социальная активность" предусмотрено создание в Забайкальском крае двух центров поддержки добровольчества на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений. Сегодня в рамках системы нематериального поощрения вузам рекомендовано учитывать опыт волонтера у абитуриентов, а также при поступлении на бакалавриат. Приводится в порядок нормативная база для работы волонтеров в самых разных сферах, в частности оказания помощи медикам и сотрудникам МЧС <13>.
(Дылыкова Ц.Д., Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Ресурсный центр поддержки добровольчества Забайкальского края (структурное подразделение молодежного центра "Искра") создан в рамках реализации национального проекта "Образование". Центр отвечает за развитие добровольчества в крае и сотрудничество между волонтерами, организациями и властью, проводит активную работу по выявлению проблем, с которыми сталкиваются добровольческие организации региона. С 2019 г. в муниципальных районах края внедряется программа подготовки добровольцев и должностных лиц, организующих работу с волонтерами "Команда добра". Программа направлена на информирование и обучение организаторов и участников добровольческой деятельности о возможностях развития добровольческих сообществ, проектов и команд на территории муниципального образования. Обучение осуществляется через систему выездных семинаров с последующим онлайн-сопровождением кураторов добровольческой деятельности района посредством проведения вебинаров и специальных заданий, направленных на развитие добровольчества на территории района <12>. Региональным проектом "Социальная активность" предусмотрено создание в Забайкальском крае двух центров поддержки добровольчества на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений. Сегодня в рамках системы нематериального поощрения вузам рекомендовано учитывать опыт волонтера у абитуриентов, а также при поступлении на бакалавриат. Приводится в порядок нормативная база для работы волонтеров в самых разных сферах, в частности оказания помощи медикам и сотрудникам МЧС <13>.
Статья: Особенности изменения механизма защиты прав работников в процессе возникновения этических трудовых конфликтов
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)К "мягким" стимулам относится нематериальное поощрение/признание, такое как объявление (публичное или нет, в зависимости от обстоятельств) благодарности от высшего руководства за примерное поведение в сфере комплаенса (например, определение "передовиков" или "героев" комплаенса).
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)К "мягким" стимулам относится нематериальное поощрение/признание, такое как объявление (публичное или нет, в зависимости от обстоятельств) благодарности от высшего руководства за примерное поведение в сфере комплаенса (например, определение "передовиков" или "героев" комплаенса).
Статья: Меры стимулирования добросовестности - профилактическое мероприятие, используемое при осуществлении контроля, надзора: нормативно-правовой анализ
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)1. Целью применения является мотивация к выполнению обязательных требований путем нематериального поощрения контролируемых лиц.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)1. Целью применения является мотивация к выполнению обязательных требований путем нематериального поощрения контролируемых лиц.