Некоммерческие организации НК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Некоммерческие организации НК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"По смыслу налогового законодательства пониженные ставки налога в соответствии с подпунктами 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть обязательные платежи в бюджет при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)при передаче недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при передаче недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации (пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ);
Готовое решение: Как облагается НДФЛ обеспечение работников соцпакетом (питание, жилье, ДМС, путевки)
(КонсультантПлюс, 2025)средств религиозных и иных некоммерческих организаций, указанных в п. 9 ст. 217 НК РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)средств религиозных и иных некоммерческих организаций, указанных в п. 9 ст. 217 НК РФ;
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
(ред. от 17.11.2025)Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Коллегия адвокатов, являясь некоммерческой организацией, в силу ст. 143 НК РФ признается налогоплательщиком, поэтому обязана представлять в инспекцию декларации по НДС. Данная обязанность не зависит от наличия у налогоплательщика в определенном налоговом периоде объекта налогообложения <1>. В связи с непредставлением деклараций по налогу на прибыль и НДС даже при отсутствии объекта налогообложения могут быть приостановлены операции по счетам адвокатского образования <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Коллегия адвокатов, являясь некоммерческой организацией, в силу ст. 143 НК РФ признается налогоплательщиком, поэтому обязана представлять в инспекцию декларации по НДС. Данная обязанность не зависит от наличия у налогоплательщика в определенном налоговом периоде объекта налогообложения <1>. В связи с непредставлением деклараций по налогу на прибыль и НДС даже при отсутствии объекта налогообложения могут быть приостановлены операции по счетам адвокатского образования <2>.
Статья: Невеселый юбилей части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Особенно поражает наличие в законодательных актах РФ ссылок на законодательство РФ об интеллектуальной собственности, учитывая тот факт, что авторы проекта изъяли такие ссылки из некоторых законодательных актов. Например, ссылки на законодательство РФ об интеллектуальной собственности остаются в следующих законодательных актах: ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (ст. 16); ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст. 21); ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 13.1); Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ст. 333.8); ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 6); ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 56); ФКЗ от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ст. 68); ФЗ от 22 октября 2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ст. 26).
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)Особенно поражает наличие в законодательных актах РФ ссылок на законодательство РФ об интеллектуальной собственности, учитывая тот факт, что авторы проекта изъяли такие ссылки из некоторых законодательных актов. Например, ссылки на законодательство РФ об интеллектуальной собственности остаются в следующих законодательных актах: ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (ст. 16); ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ст. 21); ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 13.1); Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ст. 333.8); ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 6); ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 56); ФКЗ от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ст. 68); ФЗ от 22 октября 2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ст. 26).
Готовое решение: Льготируемое имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)На федеральной территории "Сириус" от налога на имущество освобождены (п. 4 ст. 372.1 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)На федеральной территории "Сириус" от налога на имущество освобождены (п. 4 ст. 372.1 НК РФ):
Статья: Проблемы соотношения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)При этом согласно ст. 246 НК РФ все некоммерческие организации признаются плательщиками налога на прибыль, не учитываются для целей исчисления налога на прибыль лишь средства, безвозмездно поступающие некоммерческой организации на их содержание и ведение уставной деятельности (ст. 251 НК РФ). Иными словами, доход, полученный некоммерческой организацией от осуществления хозяйственной деятельности, кроме "целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступивших безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению", признается прибылью организации и подлежит обложению налогом на прибыль.
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)При этом согласно ст. 246 НК РФ все некоммерческие организации признаются плательщиками налога на прибыль, не учитываются для целей исчисления налога на прибыль лишь средства, безвозмездно поступающие некоммерческой организации на их содержание и ведение уставной деятельности (ст. 251 НК РФ). Иными словами, доход, полученный некоммерческой организацией от осуществления хозяйственной деятельности, кроме "целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступивших безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению", признается прибылью организации и подлежит обложению налогом на прибыль.
Статья: Реализация правомочий лиц, не являющихся членами потребительских жилищных кооперативов индивидуальных застройщиков (ПЖКИЗ), при отсутствии договорных отношений
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Согласно положениям ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности налогом не облагаются, а именно:
(Закупень Т.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Согласно положениям ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности налогом не облагаются, а именно:
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Иными словами, при создании резерва могут приниматься в расчет расходы, в отношении которых главой 25 НК РФ установлены специальные правила формирования резервов. В отношении расходов на ремонт ОС правила формирования резерва установлены ст. 324 НК РФ, в отношении расходов на оплату отпусков - ст. 324.1 НК РФ. Если некоммерческая организация принимает решение создавать резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ и включает в него в том числе расходы на ремонт ОС и на выплату отпускных, то она не обязана при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, соблюдать ограничения, установленные ст. 324 и 324.1 НК РФ. Однако нужно понимать, что под одни и те же расходы нельзя формировать два разных резерва. Соответственно, если расходы на ремонт ОС учитываются при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, то отдельный резерв на ремонт ОС, предусмотренный ст. 324 НК РФ, создавать уже нельзя. Аналогичным образом решается вопрос и с расходами на оплату отпусков (см. письмо Минфина России от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Иными словами, при создании резерва могут приниматься в расчет расходы, в отношении которых главой 25 НК РФ установлены специальные правила формирования резервов. В отношении расходов на ремонт ОС правила формирования резерва установлены ст. 324 НК РФ, в отношении расходов на оплату отпусков - ст. 324.1 НК РФ. Если некоммерческая организация принимает решение создавать резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ и включает в него в том числе расходы на ремонт ОС и на выплату отпускных, то она не обязана при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, соблюдать ограничения, установленные ст. 324 и 324.1 НК РФ. Однако нужно понимать, что под одни и те же расходы нельзя формировать два разных резерва. Соответственно, если расходы на ремонт ОС учитываются при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, то отдельный резерв на ремонт ОС, предусмотренный ст. 324 НК РФ, создавать уже нельзя. Аналогичным образом решается вопрос и с расходами на оплату отпусков (см. письмо Минфина России от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в рамках вышеуказанной нормы предусмотрено применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в отношении работ (услуг), имущественных прав, выполняемых (оказываемых), передаваемых некоммерческими организациями в рамках реализации ими федеральных проектов (при условии выполнения установленного указанной нормой Кодекса требования к источнику финансового обеспечения). При этом в отношении операций по реализации (передаче) товаров, осуществляемых некоммерческими организациями, норма, предусмотренная подпунктом 41 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не применяется.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в рамках вышеуказанной нормы предусмотрено применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в отношении работ (услуг), имущественных прав, выполняемых (оказываемых), передаваемых некоммерческими организациями в рамках реализации ими федеральных проектов (при условии выполнения установленного указанной нормой Кодекса требования к источнику финансового обеспечения). При этом в отношении операций по реализации (передаче) товаров, осуществляемых некоммерческими организациями, норма, предусмотренная подпунктом 41 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не применяется.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Иными словами, при создании резерва могут приниматься в расчет расходы, в отношении которых гл. 25 НК РФ установлены специальные правила формирования резервов. В отношении расходов на ремонт ОС правила формирования резерва установлены ст. 324 НК РФ, в отношении расходов на оплату отпусков - ст. 324.1 НК РФ. Если некоммерческая организация принимает решение создавать резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ и включает в него в том числе расходы на ремонт ОС и на выплату отпускных, то она не обязана при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, соблюдать ограничения, установленные ст. 324 и 324.1 НК РФ. Однако нужно понимать, что под одни и те же расходы нельзя формировать два разных резерва. Соответственно, если расходы на ремонт ОС учитываются при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, то отдельный резерв на ремонт ОС, предусмотренный ст. 324 НК РФ, создавать уже нельзя. Аналогичным образом решается вопрос и с расходами на оплату отпусков (см. Письмо Минфина России от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Иными словами, при создании резерва могут приниматься в расчет расходы, в отношении которых гл. 25 НК РФ установлены специальные правила формирования резервов. В отношении расходов на ремонт ОС правила формирования резерва установлены ст. 324 НК РФ, в отношении расходов на оплату отпусков - ст. 324.1 НК РФ. Если некоммерческая организация принимает решение создавать резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ и включает в него в том числе расходы на ремонт ОС и на выплату отпускных, то она не обязана при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, соблюдать ограничения, установленные ст. 324 и 324.1 НК РФ. Однако нужно понимать, что под одни и те же расходы нельзя формировать два разных резерва. Соответственно, если расходы на ремонт ОС учитываются при формировании резерва, предусмотренного ст. 267.3 НК РФ, то отдельный резерв на ремонт ОС, предусмотренный ст. 324 НК РФ, создавать уже нельзя. Аналогичным образом решается вопрос и с расходами на оплату отпусков (см. Письмо Минфина России от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56).