Некачественные обрАзовательные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Некачественные обрАзовательные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 238 "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" УК РФ"Диспозицией ч. 1 ст. 238 УК РФ в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ предусмотрена уголовная ответственность, в том числе за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей. При этом данное деяние является преступлением с формальным составом, которое считается оконченным с момента выполнения противоправных действий. Вместе с тем, исходя из содержания ст. 238 УК РФ, последствия оказания некачественной услуги в виде назначения не показного оперативного лечения образования левого яичника, влекущее опасное для жизни и здоровье состояние человека, ввиду наличия хирургических и анестезиологических рисков, связанных с оперативным лечением анестезиологическим пособием, охватываются составом, предусмотренным ч. 1 ст. 238 УК РФ, что и имело место в данном случае.
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.07.2025 по делу N 33-30040/2025 (УИД 77RS0021-02-2024-007960-31)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор оказания услуг по онлайн-обучению. Истец заявляет, что качество курса не соответствовало заявленному, обучение перестало быть для него актуальным, он направил ответчику претензию с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств, его требования были оставлены без удовлетворения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Довод истца о том, что курс перестал ей быть интересным, не может служить основанием для удовлетворения требований иска, поскольку не свидетельствует о некачественном оказании ответчиком образовательных услуг по договору.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О расторжении договора; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен договор оказания услуг по онлайн-обучению. Истец заявляет, что качество курса не соответствовало заявленному, обучение перестало быть для него актуальным, он направил ответчику претензию с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств, его требования были оставлены без удовлетворения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Довод истца о том, что курс перестал ей быть интересным, не может служить основанием для удовлетворения требований иска, поскольку не свидетельствует о некачественном оказании ответчиком образовательных услуг по договору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры по качеству лекций на семинарах или тренингах. Претензии к тренерам
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Ш.А. позиционировала себя как центр эстетической дермопигментации, работающий на основании лицензии международного стандарта Long-Time-Liner. Ответчик рекламировала свою деятельность на странице в социальной сети Instagram и в числе прочих услуг предлагала обучение базовому курсу перманентного макияжа. Группы на обучение набирались ежемесячно, о чем свидетельствуют рекламные фото на странице ответчика, а также фото ответчика с прошедшими обучение ученицами. Истица уплатила 150 000 руб. за базовый курс обучения и стартовый набор, по окончании которого ей выдали безномерной сертификат. Ответчик Ш.А. до начала обучения договор в письменной форме с истцом не оформляла, чеков и квитанций об оплате обучения и стартового набора не предоставила. Впоследствии истец выявила недостатки предоставленных ей ответчиком услуг, а именно то, что ответчик Ш.А. оказала некачественные образовательные услуги, с нарушением порядка их предоставления, не удовлетворяющие требованиям потребителя. Вводила своих клиентов в заблуждение относительно своего официального статуса представителя международного стандарта Long-Time-Liner в России, а услуга платного обучения оказывается ответчиком незаконно, с нарушениями требований ФЗ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
(Демидова И.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Ш.А. позиционировала себя как центр эстетической дермопигментации, работающий на основании лицензии международного стандарта Long-Time-Liner. Ответчик рекламировала свою деятельность на странице в социальной сети Instagram и в числе прочих услуг предлагала обучение базовому курсу перманентного макияжа. Группы на обучение набирались ежемесячно, о чем свидетельствуют рекламные фото на странице ответчика, а также фото ответчика с прошедшими обучение ученицами. Истица уплатила 150 000 руб. за базовый курс обучения и стартовый набор, по окончании которого ей выдали безномерной сертификат. Ответчик Ш.А. до начала обучения договор в письменной форме с истцом не оформляла, чеков и квитанций об оплате обучения и стартового набора не предоставила. Впоследствии истец выявила недостатки предоставленных ей ответчиком услуг, а именно то, что ответчик Ш.А. оказала некачественные образовательные услуги, с нарушением порядка их предоставления, не удовлетворяющие требованиям потребителя. Вводила своих клиентов в заблуждение относительно своего официального статуса представителя международного стандарта Long-Time-Liner в России, а услуга платного обучения оказывается ответчиком незаконно, с нарушениями требований ФЗ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статья: Механизм "регуляторной гильотины" в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Отметим, что аналогичный административный механизм действует при обнаружении нарушений в рамках мероприятий по контролю качества образовательных услуг. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС Рособрнадзор предписание не выдает, а согласно ч. 9 ст. 93 Закона N 273-ФЗ приостанавливает действие государственной аккредитации образовательной деятельности, устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.
(Кирилловых А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Отметим, что аналогичный административный механизм действует при обнаружении нарушений в рамках мероприятий по контролю качества образовательных услуг. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС Рособрнадзор предписание не выдает, а согласно ч. 9 ст. 93 Закона N 273-ФЗ приостанавливает действие государственной аккредитации образовательной деятельности, устанавливает срок устранения выявленного несоответствия.
Статья: Прокурорская проверка подготовки научно-педагогических кадров
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)В дальнейшем при выявлении подобных нарушений рекомендуется реализовывать полномочия прокурора по обращению в суды, например, в интересах обучавшихся на возмездной (коммерческой) основе выпускников о взыскании денежных средств с вуза за оказанные им образовательные услуги ненадлежащего качества, поскольку аспирантам повторно придется проходить обучение за пределами освоения ОПОП ВО также на коммерческой основе.
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)В дальнейшем при выявлении подобных нарушений рекомендуется реализовывать полномочия прокурора по обращению в суды, например, в интересах обучавшихся на возмездной (коммерческой) основе выпускников о взыскании денежных средств с вуза за оказанные им образовательные услуги ненадлежащего качества, поскольку аспирантам повторно придется проходить обучение за пределами освоения ОПОП ВО также на коммерческой основе.