Неисполнение законных требований судебного пристава
Подборка наиболее важных документов по запросу Неисполнение законных требований судебного пристава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" КоАП РФВ данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество неправомерно не исполнило законное требование судебного пристава. Следовательно, в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы системы правоотношений в исполнительном производстве России
(Зарубин А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Помимо основных участников исполнительного производства существуют также привлекаемые лица для участия в исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем с целью осуществления вспомогательной функции в исполнительных правоотношениях, помогая судебному приставу-исполнителю выполнить самую главную задачу, исполнить требования, указанные в исполнительном документе <10>. Данные лица являются обеспечивающими лицами, поскольку они только обеспечивают исполнение долгового обязательства, к ним относятся: а) переводчик, который в случае невладения должником государственным языком или в случае наличия текстов не на государственном языке осуществляет перевод; б) понятой, участвующий в правоотношении по привлечению должника к административной ответственности за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя; в) эксперт, который участвует в правоотношениях относительно предмета правового регулирования исполнительного производства, в соответствии с поставленными перед ним вопросами давая итоговое заключение; г) оценщик, который участвует в правоотношениях относительно арестованного или взысканного у должника объекта, которым может являться как имущество, так и имущественные права, например, на получение дохода от песен или картин, или актива на фондовом рынке; д) лицо, осуществляющее реализацию изъятого у должника имущества, переданного ему судебным приставом-исполнителем; е) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, т.е. правоотношения по профессиональному хранению; ж) специалист в определенной области знаний, который по своим профессиональным качествам способен произвести определенный и необходимый вид работ; другие лица, которые были привлечены за гарантию оплаты для выполнения необходимых исполнительных действий, например разнорабочий для переноса груза и иного вида подобной деятельности, которые сам судебный пристав-исполнитель, взыскатель либо должник выполнить не в состоянии по различным причинам <11>.
(Зарубин А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Помимо основных участников исполнительного производства существуют также привлекаемые лица для участия в исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем с целью осуществления вспомогательной функции в исполнительных правоотношениях, помогая судебному приставу-исполнителю выполнить самую главную задачу, исполнить требования, указанные в исполнительном документе <10>. Данные лица являются обеспечивающими лицами, поскольку они только обеспечивают исполнение долгового обязательства, к ним относятся: а) переводчик, который в случае невладения должником государственным языком или в случае наличия текстов не на государственном языке осуществляет перевод; б) понятой, участвующий в правоотношении по привлечению должника к административной ответственности за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя; в) эксперт, который участвует в правоотношениях относительно предмета правового регулирования исполнительного производства, в соответствии с поставленными перед ним вопросами давая итоговое заключение; г) оценщик, который участвует в правоотношениях относительно арестованного или взысканного у должника объекта, которым может являться как имущество, так и имущественные права, например, на получение дохода от песен или картин, или актива на фондовом рынке; д) лицо, осуществляющее реализацию изъятого у должника имущества, переданного ему судебным приставом-исполнителем; е) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, т.е. правоотношения по профессиональному хранению; ж) специалист в определенной области знаний, который по своим профессиональным качествам способен произвести определенный и необходимый вид работ; другие лица, которые были привлечены за гарантию оплаты для выполнения необходимых исполнительных действий, например разнорабочий для переноса груза и иного вида подобной деятельности, которые сам судебный пристав-исполнитель, взыскатель либо должник выполнить не в состоянии по различным причинам <11>.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд далее отметил: "с октября 2015 года по февраль 2016 года на Р.М. (отца ребенка) было наложено несколько административных штрафов за несоблюдение законных требований судебных приставов и неисполнение решения от 25 июня 2014 года, а также плату за исполнение. Общий размер штрафов составил 14 000 рублей". Тем не менее, ничто в материалах дела не указывало на то, что рассматриваемые штрафы фактически были взысканы с Р.М. (пункт 55 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Суд далее отметил: "с октября 2015 года по февраль 2016 года на Р.М. (отца ребенка) было наложено несколько административных штрафов за несоблюдение законных требований судебных приставов и неисполнение решения от 25 июня 2014 года, а также плату за исполнение. Общий размер штрафов составил 14 000 рублей". Тем не менее, ничто в материалах дела не указывало на то, что рассматриваемые штрафы фактически были взысканы с Р.М. (пункт 55 постановления).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, -
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ):
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ):
Статья: Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В-третьих, у судебных приставов-исполнителей в силу действующего Федерального закона "Об исполнительном производстве" нет реальных правовых инструментов для обеспечения принудительного исполнения судебных решений о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, когда речь идет об исполнении обязанности контролируемого лица устранить нарушение посредством совершения конкретных действий, что порождает правовую коллизию, связанную с объективной неисполнимостью судебных актов, и фактически обнуляет смысл контрольно-надзорной деятельности, а также нивелирует принудительную роль судебного пристава-исполнителя в современных реалиях. Представляется, что данная правовая ситуация приводит в юридический тупик, для разрешения которой требуется в федеральных законах о контрольно-надзорной деятельности предусмотреть исключительные случаи для обращения контрольно-надзорного органа о понуждении к исполнению предписания в виде особой меры, например влекущей запрет или прекращение деятельности контролируемого лица или принудительное взыскание с понуждаемого лица средств, необходимых на исполнение судебным приставом-исполнителем обязанностей понуждаемого лица, не исполненных им по предписанию контрольно-надзорного органа в установленный в нем срок, например на основании экспертной оценки необходимых затрат по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности. В этом случае судебные решения о понуждении к исполнению предписаний будут реально исполнимы, а меры принудительного исполнения, применяемые судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выдаваемого судом, в соответствии с п. 7, п. 11 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", будут реально действующими (совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника (п. 7); иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (п. 11)). Правовыми последствиями неисполнения судебного решения о понуждении к исполнению предписания в настоящее время могут быть: 1) привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (в части злостного неисполнения решения суда, вступившего в законную силу); 2) привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ (за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя), но это не решает задач контрольно-надзорной деятельности по устранению нарушений обязательных требований. Однако анализ резолютивной части судебных решений судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что дела о понуждении к исполнению предписаний и о возложении обязанности устранить нарушение обязательных требований разрешаются как гражданское дело в порядке ГПК РФ, и одновременно в силу ст. 1 ГК РФ удовлетворяются требования о взыскании неустойки в пользу истца - контрольно-надзорного органа в случае неисполнения решения суда в установленный судом срок и размере твердой суммы за каждый день по день фактического исполнения решения суда <27>.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В-третьих, у судебных приставов-исполнителей в силу действующего Федерального закона "Об исполнительном производстве" нет реальных правовых инструментов для обеспечения принудительного исполнения судебных решений о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов, когда речь идет об исполнении обязанности контролируемого лица устранить нарушение посредством совершения конкретных действий, что порождает правовую коллизию, связанную с объективной неисполнимостью судебных актов, и фактически обнуляет смысл контрольно-надзорной деятельности, а также нивелирует принудительную роль судебного пристава-исполнителя в современных реалиях. Представляется, что данная правовая ситуация приводит в юридический тупик, для разрешения которой требуется в федеральных законах о контрольно-надзорной деятельности предусмотреть исключительные случаи для обращения контрольно-надзорного органа о понуждении к исполнению предписания в виде особой меры, например влекущей запрет или прекращение деятельности контролируемого лица или принудительное взыскание с понуждаемого лица средств, необходимых на исполнение судебным приставом-исполнителем обязанностей понуждаемого лица, не исполненных им по предписанию контрольно-надзорного органа в установленный в нем срок, например на основании экспертной оценки необходимых затрат по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности. В этом случае судебные решения о понуждении к исполнению предписаний будут реально исполнимы, а меры принудительного исполнения, применяемые судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выдаваемого судом, в соответствии с п. 7, п. 11 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", будут реально действующими (совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника (п. 7); иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (п. 11)). Правовыми последствиями неисполнения судебного решения о понуждении к исполнению предписания в настоящее время могут быть: 1) привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (в части злостного неисполнения решения суда, вступившего в законную силу); 2) привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ (за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя), но это не решает задач контрольно-надзорной деятельности по устранению нарушений обязательных требований. Однако анализ резолютивной части судебных решений судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что дела о понуждении к исполнению предписаний и о возложении обязанности устранить нарушение обязательных требований разрешаются как гражданское дело в порядке ГПК РФ, и одновременно в силу ст. 1 ГК РФ удовлетворяются требования о взыскании неустойки в пользу истца - контрольно-надзорного органа в случае неисполнения решения суда в установленный судом срок и размере твердой суммы за каждый день по день фактического исполнения решения суда <27>.
Статья: Надзор за исполнением исполнительных документов исполнительскими агентами
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку исполнения исполнительским агентом требований, содержащихся в исполнительном документе, по результатам которой, в случае нарушения им законодательства РФ об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, вправе привлечь его к административной ответственности (см. ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>).
(Селионов И.В.)
("Российский судья", 2025, N 2)Судебный пристав-исполнитель вправе провести проверку исполнения исполнительским агентом требований, содержащихся в исполнительном документе, по результатам которой, в случае нарушения им законодательства РФ об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, вправе привлечь его к административной ответственности (см. ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>).
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)- в случае невыполнения должником законных требований судебного пристава-исполнителя требовать от пристава применения мер, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (ст. 6);
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)- в случае невыполнения должником законных требований судебного пристава-исполнителя требовать от пристава применения мер, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (ст. 6);
Статья: Особенности исковой формы защиты права при признании публичных торгов недействительными в процессе реализации имущества должника
(Астахова Е.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Продолжение публичных торгов вопреки поступившему от судебного пристава-исполнителя сообщению о прекращении обращения взыскания на имущество также является частым основанием для признания недействительности торгов. О невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствовании осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц пишет А.В. Чекмарева, которая в своей работе не только осветила роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве как главного действующего лица органа принудительного исполнения, но и проанализировала механизм реализации его властных полномочий <14>.
(Астахова Е.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Продолжение публичных торгов вопреки поступившему от судебного пристава-исполнителя сообщению о прекращении обращения взыскания на имущество также является частым основанием для признания недействительности торгов. О невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствовании осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц пишет А.В. Чекмарева, которая в своей работе не только осветила роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве как главного действующего лица органа принудительного исполнения, но и проанализировала механизм реализации его властных полномочий <14>.