Негативное воздействие сточных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Негативное воздействие сточных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Исходя из содержания указанных нормативных положений Правил N 644, согласно правовой позиции, изложенной в Апелляционном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, Правилами N 644, следует, что приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ, без надлежащего опровержения результатов анализа проб не могут признаваться обоснованными (Определения ВС РФ от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525 и от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205).
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ, без надлежащего опровержения результатов анализа проб не могут признаваться обоснованными (Определения ВС РФ от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525 и от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"VII. Порядок определения размера и порядка компенсации
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"VII. Порядок определения размера и порядка компенсации
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения"VIII. Порядок контроля за соблюдением абонентами
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения"VIII. Порядок контроля за соблюдением абонентами
Статья: Малозначительное деяние
(Иванов Н.Г.)
("Уголовное право", 2024, N 12)В других законодательных актах если и не упоминается о вреде, но он имплицитно присутствует в диспозиции соответствующей статьи. Так, ст. 75 Земельного кодекса РФ (дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения) предусматривает следующее положение: "Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами". Негативное воздействие на земли и следует рассматривать как причиненный вред.
(Иванов Н.Г.)
("Уголовное право", 2024, N 12)В других законодательных актах если и не упоминается о вреде, но он имплицитно присутствует в диспозиции соответствующей статьи. Так, ст. 75 Земельного кодекса РФ (дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения) предусматривает следующее положение: "Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами". Негативное воздействие на земли и следует рассматривать как причиненный вред.
Статья: Гражданско-правовая ответственность абонентов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)Отношения организаций ВКХ и абонентов регулируются нормативно-правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, а также вытекают из заключаемых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, предметом которых является в том числе и обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения (далее по тексту - ЦСВ). Действующее законодательство в сфере водоотведения устанавливает прямой запрет для абонентов осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к негативным последствиям, угрожающим работоспособности ЦСВ. К таким последствиям федеральный законодатель отнес: повреждение данных объектов; нарушение надежности и бесперебойности их работы; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях и др. <1>. Во избежание данных негативных последствий федеральным законодателем утвержден перечень как запрещенных загрязняющих веществ и материалов к сбросу в ЦСВ, так и максимально допустимых значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, которые абоненты при сбросе сточных вод не должны превышать <2>. При этом законодателем установлен запрет на достижение установленных максимально допустимых значений показателей и концентраций в сточных водах путем их разбавления нормативно-чистыми водами <3>. Порядок определения размера компенсации и порядок компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, установлен разделом VII Правил N 644. Данный раздел предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется по определенным формулам. Однако данный раздел не содержит формулу, позволяющую организации ВКХ рассчитывать плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами. В сложившейся ситуации становится очевидным, что одной из основных правовых проблем является вопрос ответственности абонента при установлении факта разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами. Какие меры гражданско-правовой ответственности надлежит применять к абонентам, зависит от определения правовой природы отношений, складывающихся между абонентом и организацией ВКХ в части использования ЦСВ, а также в каком виде должна проявиться данная ответственность - в виде реального исполнения, возмещения убытков и т.д. Важно отметить, что вопросы гражданско-правовой ответственности абонентов в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами не были предметом исследования в юридической литературе. Также при осуществлении поиска литературы в интернет-ресурсах автором не выявлено статей, рукописей, монографий и т.п., аналогичных исследуемой им проблеме.
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)Отношения организаций ВКХ и абонентов регулируются нормативно-правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения, а также вытекают из заключаемых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, предметом которых является в том числе и обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения (далее по тексту - ЦСВ). Действующее законодательство в сфере водоотведения устанавливает прямой запрет для абонентов осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к негативным последствиям, угрожающим работоспособности ЦСВ. К таким последствиям федеральный законодатель отнес: повреждение данных объектов; нарушение надежности и бесперебойности их работы; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях и др. <1>. Во избежание данных негативных последствий федеральным законодателем утвержден перечень как запрещенных загрязняющих веществ и материалов к сбросу в ЦСВ, так и максимально допустимых значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, которые абоненты при сбросе сточных вод не должны превышать <2>. При этом законодателем установлен запрет на достижение установленных максимально допустимых значений показателей и концентраций в сточных водах путем их разбавления нормативно-чистыми водами <3>. Порядок определения размера компенсации и порядок компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, установлен разделом VII Правил N 644. Данный раздел предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется по определенным формулам. Однако данный раздел не содержит формулу, позволяющую организации ВКХ рассчитывать плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами. В сложившейся ситуации становится очевидным, что одной из основных правовых проблем является вопрос ответственности абонента при установлении факта разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами. Какие меры гражданско-правовой ответственности надлежит применять к абонентам, зависит от определения правовой природы отношений, складывающихся между абонентом и организацией ВКХ в части использования ЦСВ, а также в каком виде должна проявиться данная ответственность - в виде реального исполнения, возмещения убытков и т.д. Важно отметить, что вопросы гражданско-правовой ответственности абонентов в случае установления факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами не были предметом исследования в юридической литературе. Также при осуществлении поиска литературы в интернет-ресурсах автором не выявлено статей, рукописей, монографий и т.п., аналогичных исследуемой им проблеме.
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- на части площади лесного участка, не занятой лесными насаждениями, - стоянки индивидуального легкового автотранспорта, специализированного автотранспорта, велосипедного транспорта, индивидуальный тепловой пункт, антенно-мачтовое сооружение, водоисточник технической и питьевой воды, сооружение (технологическое, вспомогательное оборудование) для транспортировки, распределения, редуцирования, потребления газа, теплоснабжения, обеззараживания, водоподготовки, транспортировки, приготовления, хранения, подачи технической и питьевой воды, водоотведения, очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных сточных вод, предотвращения негативного воздействия вод, защиты от наводнений, разрушений берегов, автоматического полива, водное устройство (питьевой фонтанчик, фонтан, искусственный декоративный водоем, водопад);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- на части площади лесного участка, не занятой лесными насаждениями, - стоянки индивидуального легкового автотранспорта, специализированного автотранспорта, велосипедного транспорта, индивидуальный тепловой пункт, антенно-мачтовое сооружение, водоисточник технической и питьевой воды, сооружение (технологическое, вспомогательное оборудование) для транспортировки, распределения, редуцирования, потребления газа, теплоснабжения, обеззараживания, водоподготовки, транспортировки, приготовления, хранения, подачи технической и питьевой воды, водоотведения, очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных сточных вод, предотвращения негативного воздействия вод, защиты от наводнений, разрушений берегов, автоматического полива, водное устройство (питьевой фонтанчик, фонтан, искусственный декоративный водоем, водопад);