Недостоверные сведения о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостоверные сведения о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)...Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах... является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)...Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах... является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недостоверные данные в сведениях о доходах получателей дивидендов
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)"ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)"ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)10.1.13. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)10.1.13. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах за 2009 - 2011 годы является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт представления неполных и недостоверных сведений о доходах за 2009 - 2011 годы является грубым нарушением служебной дисциплины, в связи с чем при наложении дисциплинарного взыскания должен быть соблюден порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
(ред. от 29.09.2025)7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Однако с муниципальной службой ситуация еще сложнее. Дело в том, что законодательство и о муниципальной, и о гражданской службе традиционно трактует в качестве ограничения, связанного со службой, непредставление либо представление заведомо ложных (недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В Законе о гражданской службе оно закреплено в п. 9 ч. 1 ст. 16 и в принципе особых вопросов не вызывает. Аналогичная законодательная формулировка содержалась в п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе до 2011 г.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Однако с муниципальной службой ситуация еще сложнее. Дело в том, что законодательство и о муниципальной, и о гражданской службе традиционно трактует в качестве ограничения, связанного со службой, непредставление либо представление заведомо ложных (недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В Законе о гражданской службе оно закреплено в п. 9 ч. 1 ст. 16 и в принципе особых вопросов не вызывает. Аналогичная законодательная формулировка содержалась в п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе до 2011 г.
Статья: Когда суд откажет гражданину-банкроту в освобождении от долгов
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 3)Судебная практика. Процедура реализации имущества должника завершена без применения в отношении его правил освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов, поскольку установлены факты представления должником в кредитную организацию недостоверных сведений о доходах. При подаче заявления о предоставлении кредита в анкете должником было указано, что его среднемесячный доход составляет 35 000 рублей, доход семьи - 80 000 рублей. В другой анкете должник указал на среднемесячный доход семьи в размере 45 000 рублей. Однако согласно справкам по форме 2-НДФЛ за 2017 - 2020 годы среднемесячный доход должника составлял 10 001 рубль, в 2018 году - 10 643 рубля, в 2019 году - 10 635 рублей, в 2020 году (за период с января по июнь) - 10 856 рублей (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.04.2022 N Ф02-861/2022 по делу N А33-19634/2020). См. также: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.10.2021 N Ф10-4659/2021 по делу N А62-7054/2019.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 3)Судебная практика. Процедура реализации имущества должника завершена без применения в отношении его правил освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов, поскольку установлены факты представления должником в кредитную организацию недостоверных сведений о доходах. При подаче заявления о предоставлении кредита в анкете должником было указано, что его среднемесячный доход составляет 35 000 рублей, доход семьи - 80 000 рублей. В другой анкете должник указал на среднемесячный доход семьи в размере 45 000 рублей. Однако согласно справкам по форме 2-НДФЛ за 2017 - 2020 годы среднемесячный доход должника составлял 10 001 рубль, в 2018 году - 10 643 рубля, в 2019 году - 10 635 рублей, в 2020 году (за период с января по июнь) - 10 856 рублей (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.04.2022 N Ф02-861/2022 по делу N А33-19634/2020). См. также: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.10.2021 N Ф10-4659/2021 по делу N А62-7054/2019.
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)С неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений связано 105 517 выявленных прокурорами нарушений (в 2021 г. - 108 173), из которых 99 650 выразились в представлении неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (в 2021 г. - 99 405).
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)С неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений связано 105 517 выявленных прокурорами нарушений (в 2021 г. - 108 173), из которых 99 650 выразились в представлении неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (в 2021 г. - 99 405).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Однако за отдельные проступки коррупционного характера предусматривается увольнение в связи с утратой доверия (непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений (представление недостоверных или неполных сведений) о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, осуществление предпринимательской деятельности и др.).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Однако за отдельные проступки коррупционного характера предусматривается увольнение в связи с утратой доверия (непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений (представление недостоверных или неполных сведений) о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, осуществление предпринимательской деятельности и др.).
Статья: Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)- п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ);
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)- п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ);
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)<10> Установление факта совершения проверяемым лицом в период работы (службы) коррупционного правонарушения. Например, представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдение запретов и ограничений, невыполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и т.д.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)<10> Установление факта совершения проверяемым лицом в период работы (службы) коррупционного правонарушения. Например, представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, несоблюдение запретов и ограничений, невыполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и т.д.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме нарушений основных прав и обязанностей гражданского служащего и несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой, среди типичных коррупционных нарушений можно выделить следующие: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу; несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Кроме нарушений основных прав и обязанностей гражданского служащего и несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой, среди типичных коррупционных нарушений можно выделить следующие: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу; несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; несоблюдение требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)ее организации (информационная и разъяснительная работа с должностными лицами, в чьи обязанности входит представление сведений о доходах; подготовка информационных бюллетеней и памяток, проведение учебных занятий по вопросам заполнения справок о доходах, разъяснения законодательства; индивидуальные консультации работниками кадровой службы; подготовка графиков принятия сведений о доходах и т.д.). Отсутствие должной разъяснительной работы по заполнению соответствующих справок зачастую приводит к представлению неполных или недостоверных сведений о доходах <15>;
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)ее организации (информационная и разъяснительная работа с должностными лицами, в чьи обязанности входит представление сведений о доходах; подготовка информационных бюллетеней и памяток, проведение учебных занятий по вопросам заполнения справок о доходах, разъяснения законодательства; индивидуальные консультации работниками кадровой службы; подготовка графиков принятия сведений о доходах и т.д.). Отсутствие должной разъяснительной работы по заполнению соответствующих справок зачастую приводит к представлению неполных или недостоверных сведений о доходах <15>;
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная по сути норма закреплена в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в ч. 4.1-1 ст. 12.1 того же Закона.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная по сути норма закреплена в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в ч. 4.1-1 ст. 12.1 того же Закона.