Недобросовестное поведение банка
Подборка наиболее важных документов по запросу Недобросовестное поведение банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Несправедливые договорные условия
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе условие договора банковского счета о праве банка в одностороннем порядке вводить комиссию по операциям и определять ее размер (тариф) не считается несправедливым, однако установление чрезмерного размера комиссионного вознаграждения могут признать недобросовестным поведением банка
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе условие договора банковского счета о праве банка в одностороннем порядке вводить комиссию по операциям и определять ее размер (тариф) не считается несправедливым, однако установление чрезмерного размера комиссионного вознаграждения могут признать недобросовестным поведением банка
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 422 "Договор и закон" ГК РФ"Применительно к положениям статей 1, 8, 9, 10, 12, 160, 420, 421, 422, 434, 819, 820 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимной связи с положениями Закона о защите прав потребителей, вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность заключения сделок в цифровом формате посредством использования дистанционных каналов обслуживания, при этом выбор формы договора в силу принципа диспозитивности гражданского права определяется по усмотрению сторон, возможность заключения кредитного договора как непосредственно в офисе Банка, так и через систему "Сбербанк Онлайн" не нарушает принцип свободы договора и не относится к условиям, ущемляющим права потребителей, является правом клиента, сам по себе факт предоставления Банком возможности клиентам заключать договоры через дистанционные каналы обслуживания не запрещен действующим законодательством и не может ограничиваться, поскольку не является недобросовестным поведением Банка и, как правильно установлено судебными инстанциями, не нарушает права истца потребителя услуги."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недобросовестное поведение банков как правонарушение
(Михеева И.Е.)
("Банковское право", 2021, N 6)"Банковское право", 2021, N 6
(Михеева И.Е.)
("Банковское право", 2021, N 6)"Банковское право", 2021, N 6
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Х., ссылаясь на надлежащее исполнение банком обязанностей при заключении и исполнении кредитного договора, не дал оценки добросовестности поведения банка, обязанного учитывать интересы потребителя и обеспечивать безопасность дистанционного предоставления услуг, хотя это имело существенное значение для разрешения спора, с учетом того, что на недобросовестное поведение банка истец ссылалась в обоснование своих требований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)Суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении требований Х., ссылаясь на надлежащее исполнение банком обязанностей при заключении и исполнении кредитного договора, не дал оценки добросовестности поведения банка, обязанного учитывать интересы потребителя и обеспечивать безопасность дистанционного предоставления услуг, хотя это имело существенное значение для разрешения спора, с учетом того, что на недобросовестное поведение банка истец ссылалась в обоснование своих требований.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)если конкурсный управляющий по общим правилам о доказывании подтвердил выход оспариваемой банковской операции за пределы обычной хозяйственной деятельности, в том числе подтвердил наличие признаков недобросовестности в поведении клиента банка (например, доказал, что клиент, выдавший распоряжение о перечислении средств, был осведомлен об объективном банкротстве банка) (ст. 65 АПК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)если конкурсный управляющий по общим правилам о доказывании подтвердил выход оспариваемой банковской операции за пределы обычной хозяйственной деятельности, в том числе подтвердил наличие признаков недобросовестности в поведении клиента банка (например, доказал, что клиент, выдавший распоряжение о перечислении средств, был осведомлен об объективном банкротстве банка) (ст. 65 АПК РФ).
Статья: Влияние современных технологий на информационную диспропорцию в банковской деятельности: правовой аспект
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В отношении банковской деятельности используются различные меры по преодолению существующих диспропорций с целью ограничения недобросовестного поведения кредитных организаций. В течение последних десятилетий, как отметил А.А. Вишневский, "банковское право выработало целый ряд инструментов для решения данных вопросов" <6>. К таким мерам, в частности, относится предоставление потребителю больших прав на отказ от договора, на изменение условий договора.
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В отношении банковской деятельности используются различные меры по преодолению существующих диспропорций с целью ограничения недобросовестного поведения кредитных организаций. В течение последних десятилетий, как отметил А.А. Вишневский, "банковское право выработало целый ряд инструментов для решения данных вопросов" <6>. К таким мерам, в частности, относится предоставление потребителю больших прав на отказ от договора, на изменение условий договора.
Статья: Недобросовестные практики в деятельности банковских экосистем
(Михеева И.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В статье рассмотрены особенности проявления недобросовестного поведения со стороны банков как специальных субъектов правонарушения. Автором сделан вывод, что на современном этапе происходит трансформация банковской деятельности, обусловленная появлением банковских экосистем, цифровизацией банковской деятельности, концентрацией у банков больших данных клиентов, а также высокорисковым характером банковской деятельности для клиентов. В этой связи появляются новые практики недобросовестного поведения. В работе обосновано, что создание кредитными организациями других юридических лиц, основной деятельностью которых должна являться запрещенная для самих банков торговая, страховая и производственная деятельность, следует квалифицировать как разновидность недобросовестного поведения. Автор на основе проведенного исследования пришел к выводу о том, что появление банковских экосистем, продажа банками услуг некредитных финансовых организаций, а также внедрение новых технологий предопределяет необходимость совершенствования гражданско-правовой ответственности банков за недобросовестное поведение.
(Михеева И.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В статье рассмотрены особенности проявления недобросовестного поведения со стороны банков как специальных субъектов правонарушения. Автором сделан вывод, что на современном этапе происходит трансформация банковской деятельности, обусловленная появлением банковских экосистем, цифровизацией банковской деятельности, концентрацией у банков больших данных клиентов, а также высокорисковым характером банковской деятельности для клиентов. В этой связи появляются новые практики недобросовестного поведения. В работе обосновано, что создание кредитными организациями других юридических лиц, основной деятельностью которых должна являться запрещенная для самих банков торговая, страховая и производственная деятельность, следует квалифицировать как разновидность недобросовестного поведения. Автор на основе проведенного исследования пришел к выводу о том, что появление банковских экосистем, продажа банками услуг некредитных финансовых организаций, а также внедрение новых технологий предопределяет необходимость совершенствования гражданско-правовой ответственности банков за недобросовестное поведение.
Статья: Правовые проблемы страхования беспилотных транспортных средств
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Автор (соавтор) ряда публикаций (статей, монографий), в том числе: "Цифровое право в банковской деятельности: сравнительно-правовой аспект. Монография" (отв. редактор Л.Г. Ефимова. Москва, 2021 (в соавторстве, раздел "Блокчейн-технологии")); "Недобросовестное поведение банков по навязыванию услуг страхования при потребительском кредитовании" (Хозяйство и право. 2020. N 4 (519). С. 92 - 100); "Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах" (Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 79 - 105).
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)Автор (соавтор) ряда публикаций (статей, монографий), в том числе: "Цифровое право в банковской деятельности: сравнительно-правовой аспект. Монография" (отв. редактор Л.Г. Ефимова. Москва, 2021 (в соавторстве, раздел "Блокчейн-технологии")); "Недобросовестное поведение банков по навязыванию услуг страхования при потребительском кредитовании" (Хозяйство и право. 2020. N 4 (519). С. 92 - 100); "Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах" (Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 79 - 105).
Статья: Сможет ли заемщик вернуть страховую премию по договору личного страхования при досрочном погашении кредита?
(Юминов А.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)- "дробление" страховой защиты на две и более части фактически представляет собой обход положений ч. 12 ст. 11 Закона N 353-ФЗ, то есть является недобросовестным поведением банка и страховщика при вступлении в отношения с потребителем;
(Юминов А.)
("Банковское кредитование", 2024, N 2)- "дробление" страховой защиты на две и более части фактически представляет собой обход положений ч. 12 ст. 11 Закона N 353-ФЗ, то есть является недобросовестным поведением банка и страховщика при вступлении в отношения с потребителем;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)6. Клиент кредитной организации, столкнувшись с недобросовестным поведением банка (п. 3 ст. 1, ст. 10 ГК РФ), вправе требовать судебной защиты, а кредитная организация в этом случае не вправе ссылаться на возможное наличие у клиента альтернативных вариантов поведения, сопряженных к тому же с необходимостью нести дополнительные издержки.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)6. Клиент кредитной организации, столкнувшись с недобросовестным поведением банка (п. 3 ст. 1, ст. 10 ГК РФ), вправе требовать судебной защиты, а кредитная организация в этом случае не вправе ссылаться на возможное наличие у клиента альтернативных вариантов поведения, сопряженных к тому же с необходимостью нести дополнительные издержки.
Статья: Четыре признака недобросовестности банка при онлайн-кредитовании: анализ свежей практики ВС РФ
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)Так, одной из определяющих является позиция о том, что упрощенный порядок ознакомления с условиями договора потребительского кредита противоречит положениям Закона о потребительском кредите и может рассматриваться как недобросовестное поведение банков.
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)Так, одной из определяющих является позиция о том, что упрощенный порядок ознакомления с условиями договора потребительского кредита противоречит положениям Закона о потребительском кредите и может рассматриваться как недобросовестное поведение банков.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли банк установить комиссию за переводы денег физлицам выше комиссии за переводы юрлицам
(КонсультантПлюс, 2025)Клиент кредитной организации, столкнувшись с недобросовестным поведением банка (пункт 3 статьи 1, статья 10 Гражданского кодекса), вправе требовать судебной защиты, в том числе оценки поведения банка с точки зрения соблюдения им пределов осуществления гражданских прав при установлении размера комиссии за перечисление денежных средств на счета физических лиц, существенно увеличенной по сравнению с комиссией, применяемой к перечислению денежных средств в пользу юридических лиц..."
Вправе ли банк установить комиссию за переводы денег физлицам выше комиссии за переводы юрлицам
(КонсультантПлюс, 2025)Клиент кредитной организации, столкнувшись с недобросовестным поведением банка (пункт 3 статьи 1, статья 10 Гражданского кодекса), вправе требовать судебной защиты, в том числе оценки поведения банка с точки зрения соблюдения им пределов осуществления гражданских прав при установлении размера комиссии за перечисление денежных средств на счета физических лиц, существенно увеличенной по сравнению с комиссией, применяемой к перечислению денежных средств в пользу юридических лиц..."
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по обособленным спорам в делах о банкротстве кредитных организаций
(Панина И.Ю., Корюкаева Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Судом установлено недобросовестное поведение банка по проведению внутрибанковской проводки, свидетельствующее о наличии признаков ничтожности сделки, установленных статьей 10 ГК РФ (сделка, совершенная в обход закона).
(Панина И.Ю., Корюкаева Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Судом установлено недобросовестное поведение банка по проведению внутрибанковской проводки, свидетельствующее о наличии признаков ничтожности сделки, установленных статьей 10 ГК РФ (сделка, совершенная в обход закона).
Статья: Отдельные правовые особенности залога цифровых прав
(Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 10)Автор (соавтор) ряда публикаций (статей, монографий), в том числе: Цифровое право в банковской деятельности: сравнительно-правовой аспект: монография / Отв. редактор Л.Г. Ефимова. Москва, 2021 (в соавторстве, раздел "Блокчейн-технологии"); Недобросовестное поведение банков по навязыванию услуг страхования при потребительском кредитовании // Хозяйство и право. 2020. N 4 (519). С. 92 - 100; Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах / Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В. // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 79 - 105.
(Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 10)Автор (соавтор) ряда публикаций (статей, монографий), в том числе: Цифровое право в банковской деятельности: сравнительно-правовой аспект: монография / Отв. редактор Л.Г. Ефимова. Москва, 2021 (в соавторстве, раздел "Блокчейн-технологии"); Недобросовестное поведение банков по навязыванию услуг страхования при потребительском кредитовании // Хозяйство и право. 2020. N 4 (519). С. 92 - 100; Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и зарубежных странах / Ефимова Л.Г., Михеева И.Е., Чуб Д.В. // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 4. С. 79 - 105.
Статья: Банковские комиссии: уроки судебных дел
(Горшкова Л., Назарченко И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Таким образом, кассация установила подход, при котором оценка действий банка должна осуществляться через призму сильной стороны в договоре. Если условия договоров и тарифов, на которые согласился клиент, были результатом недобросовестного поведения банка, то решение должно выноситься в пользу клиента, как более слабой стороны.
(Горшкова Л., Назарченко И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Таким образом, кассация установила подход, при котором оценка действий банка должна осуществляться через призму сильной стороны в договоре. Если условия договоров и тарифов, на которые согласился клиент, были результатом недобросовестного поведения банка, то решение должно выноситься в пользу клиента, как более слабой стороны.