Недекларирование товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Недекларирование товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Имеют ли право таможенные органы в рамках административного расследования ввиду недекларирования товара, подлежащего декларированию, требовать у организации информацию о наличии счетов и остатках на них денежных средств?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Имеют ли право таможенные органы в рамках административного расследования ввиду недекларирования товара, подлежащего декларированию, требовать у организации информацию о наличии счетов и остатках на них денежных средств?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Имеют ли право таможенные органы в рамках административного расследования ввиду недекларирования товара, подлежащего декларированию, требовать у организации информацию о наличии счетов и остатках на них денежных средств?
Вопрос: Организация привлечена к административной ответственности за недекларирование товаров, которые возвращаются ей после декларирования. Организация заявила отказ в пользу государства. В связи с непомещением товара на временное хранение возбуждено дело об правонарушении по ст. 16.14 КоАП РФ. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Вопрос: Организация была привлечена таможней к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, с наложением административного штрафа. В отношении товаров, являющихся предметом административного правонарушения, принято решение об их возврате законному владельцу - организации после таможенного декларирования. До истечения 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу постановления таможни о привлечении к административной ответственности, организация обратилась в таможню с заявлением о нецелесообразности помещения товаров на временное хранение и необходимости помещения ранее изъятых товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, к которому было приложено только постановление по делу об административном правонарушении. В связи с непредставлением необходимых документов товары под таможенную процедуру отказа в пользу государства помещены не были, о чем была извещена организация. В связи с непомещением товара, ранее изъятого в ходе производства по делу об административном правонарушении, на временное хранение по истечении 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу постановления таможни о привлечении организации к административной ответственности, в отношении организации таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.14 КоАП РФ. Организацией было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях вины ввиду заблаговременного обращения в таможню с вышеуказанным заявлением. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Вопрос: Организация была привлечена таможней к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, с наложением административного штрафа. В отношении товаров, являющихся предметом административного правонарушения, принято решение об их возврате законному владельцу - организации после таможенного декларирования. До истечения 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу постановления таможни о привлечении к административной ответственности, организация обратилась в таможню с заявлением о нецелесообразности помещения товаров на временное хранение и необходимости помещения ранее изъятых товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, к которому было приложено только постановление по делу об административном правонарушении. В связи с непредставлением необходимых документов товары под таможенную процедуру отказа в пользу государства помещены не были, о чем была извещена организация. В связи с непомещением товара, ранее изъятого в ходе производства по делу об административном правонарушении, на временное хранение по истечении 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу постановления таможни о привлечении организации к административной ответственности, в отношении организации таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.14 КоАП РФ. Организацией было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях вины ввиду заблаговременного обращения в таможню с вышеуказанным заявлением. Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
(ред. от 04.11.2025)Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Статья: Ответственность за контрабанду
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации (абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12; пп. 25 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации (абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12; пп. 25 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Статья: Параллельный импорт в санкционных условиях: особенности учета и налогообложения
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)<2> Ввоз товаров с нарушением таможенного законодательства, недекларированием либо недостоверным декларированием товаров, занижением таможенной стоимости, неуплатой таможенных платежей, без разрешительных документов или по поддельным документам и др. - Прим. авт.
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)<2> Ввоз товаров с нарушением таможенного законодательства, недекларированием либо недостоверным декларированием товаров, занижением таможенной стоимости, неуплатой таможенных платежей, без разрешительных документов или по поддельным документам и др. - Прим. авт.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 10.04.2024 N 03-07-08/33200 <О применении ставки НДС 0% в отношении товаров, задекларированных и вывезенных в таможенной процедуре экспорта по таможенной декларации, которая в последующем признана неподанной>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
Статья: Правовые стимулы в таможенном праве
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Дополним перечень правовых стимулов в таможенном праве примечанием 2 к ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): "в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом ЕАЭС, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение" (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1). Есть условия, при выполнении которых возможно воспользоваться данной нормой, суть их в том, что на момент сообщения декларантом указанной информации таможенный орган не выявил самостоятельно недекларирование или недостоверное декларирование товаров, в отношении данного лица не инициирован таможенный контроль после выпуска товаров, а также отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей. Таким образом, при совершении административного правонарушения декларант имеет стимул добровольно сообщить об этом в государственные органы, удовлетворяя при этом свой интерес - получая освобождение от административной ответственности.
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Дополним перечень правовых стимулов в таможенном праве примечанием 2 к ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): "в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом ЕАЭС, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение" (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1). Есть условия, при выполнении которых возможно воспользоваться данной нормой, суть их в том, что на момент сообщения декларантом указанной информации таможенный орган не выявил самостоятельно недекларирование или недостоверное декларирование товаров, в отношении данного лица не инициирован таможенный контроль после выпуска товаров, а также отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей. Таким образом, при совершении административного правонарушения декларант имеет стимул добровольно сообщить об этом в государственные органы, удовлетворяя при этом свой интерес - получая освобождение от административной ответственности.
Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие и иные документы - при ввозе на территорию РФ (вывозе с территории РФ) товаров, если не требуется таможенное декларирование и представление статистической формы либо таможенное декларирование осуществляется без подачи таможенным органам декларации на товары (п. п. 8.1.1, 8.1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И);
(КонсультантПлюс, 2025)товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие и иные документы - при ввозе на территорию РФ (вывозе с территории РФ) товаров, если не требуется таможенное декларирование и представление статистической формы либо таможенное декларирование осуществляется без подачи таможенным органам декларации на товары (п. п. 8.1.1, 8.1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И);
Статья: Ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей: особенности отграничения
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)2) объективная сторона норм об ответственности за контрабанду предусматривает совершение незаконного перемещения предметов, под которым согласно ст. 2 Таможенного кодекса ЕврАзЭС понимается "перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации" <12>.
(Никифорова А.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)2) объективная сторона норм об ответственности за контрабанду предусматривает совершение незаконного перемещения предметов, под которым согласно ст. 2 Таможенного кодекса ЕврАзЭС понимается "перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации" <12>.
Статья: Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях, выявляемых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров
(Клейменова А.Н., Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Безусловно, наличие неоднородной правоприменительной практики противоречит таким конституционным гарантам, как равенство лиц перед законом, справедливость, демократизм. В этой связи принятие Конституционным Судом РФ Постановления N 9-П от 05.03.2024 является важным шагом на пути к решению указанной проблемы, поскольку оно направлено на исключение возможности разнородного толкования правоприменителем указанной нормы. Спорная судебная практика по делам о недостоверном декларировании товаров, является традиционным "камнем преткновения" взаимодействия таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС. Таможенные органы во избежание нарушений таможенного законодательства предоставляют декларантам право на получение предварительного решения о классификации товара, осуществляют функции по информированию и консультированию участников ВЭД, кроме того, примечанием 2 к ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения декларантом о факте недекларирования товаров. Таким образом, участники ВЭД имеют все возможности для соблюдения таможенного законодательства, но результаты таможенного контроля после выпуска товаров говорят об обратном. В свою очередь, рассматриваемый ранее судебный прецедент дал однозначное указание таможенным органам на толкование ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ как материального состава, что и предусмотрено смыслом административного закона.
(Клейменова А.Н., Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)Безусловно, наличие неоднородной правоприменительной практики противоречит таким конституционным гарантам, как равенство лиц перед законом, справедливость, демократизм. В этой связи принятие Конституционным Судом РФ Постановления N 9-П от 05.03.2024 является важным шагом на пути к решению указанной проблемы, поскольку оно направлено на исключение возможности разнородного толкования правоприменителем указанной нормы. Спорная судебная практика по делам о недостоверном декларировании товаров, является традиционным "камнем преткновения" взаимодействия таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС. Таможенные органы во избежание нарушений таможенного законодательства предоставляют декларантам право на получение предварительного решения о классификации товара, осуществляют функции по информированию и консультированию участников ВЭД, кроме того, примечанием 2 к ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения декларантом о факте недекларирования товаров. Таким образом, участники ВЭД имеют все возможности для соблюдения таможенного законодательства, но результаты таможенного контроля после выпуска товаров говорят об обратном. В свою очередь, рассматриваемый ранее судебный прецедент дал однозначное указание таможенным органам на толкование ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ как материального состава, что и предусмотрено смыслом административного закона.