Недействительность закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Недействительность закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.1.7.2. Лицо, которое должно было стать победителем, вправе требовать возмещения убытков независимо от того, предъявлен ли иск о признании обязательной процедуры, конкурентной закупки недействительными и о применении последствий их недействительности (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Недействительность договоров на закупку малого объема
(КонсультантПлюс, 2025)2. Недействительность договоров на закупку малого объема
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Возможна ли односторонняя реституция по контракту, признанному недействительным из-за нарушений Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход арбитражных судов 2: Односторонняя реституция возможна, если контракт признан недействительным из-за неверного выбора способа осуществления закупки.
Возможна ли односторонняя реституция по контракту, признанному недействительным из-за нарушений Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход арбитражных судов 2: Односторонняя реституция возможна, если контракт признан недействительным из-за неверного выбора способа осуществления закупки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Таким образом, договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Таким образом, договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Участник закупки обратился в суд с требованием о признании недействительными закупки и договора, заключенного победителем и заказчиком.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)Участник закупки обратился в суд с требованием о признании недействительными закупки и договора, заключенного победителем и заказчиком.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, организатор закупки обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным. Организатор закупки указывал, что в связи с поступившим запросом им был продлен период подачи заявок на минимально допустимый срок с даты внесения изменений в документацию о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме - три рабочих дня, то есть до 13 января 2021 г., что не противоречит требованиям Закона о закупках.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, организатор закупки обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным. Организатор закупки указывал, что в связи с поступившим запросом им был продлен период подачи заявок на минимально допустимый срок с даты внесения изменений в документацию о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме - три рабочих дня, то есть до 13 января 2021 г., что не противоречит требованиям Закона о закупках.
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
Готовое решение: При каких условиях контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, признание торгов недействительными, а также конфликт интересов между заказчиком и участником закупки влечет недействительность контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, признание торгов недействительными, а также конфликт интересов между заказчиком и участником закупки влечет недействительность контракта.
Готовое решение: Как сформировать комиссию по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом решение комиссии, принятое с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, в том числе к составу комиссии, может быть обжаловано любым участником закупки, а также признано недействительным по решению контрольного органа (ч. 9 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной закупки, проведенной с нарушением (п. 3 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом решение комиссии, принятое с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, в том числе к составу комиссии, может быть обжаловано любым участником закупки, а также признано недействительным по решению контрольного органа (ч. 9 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной закупки, проведенной с нарушением (п. 3 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Кто и в каком порядке осуществляет контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)обращение контрольного органа в суд с иском о признании закупки недействительной, а также о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, местной администрации.
(КонсультантПлюс, 2025)обращение контрольного органа в суд с иском о признании закупки недействительной, а также о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, местной администрации.
Готовое решение: При каких условиях договор, заключенный в рамках Закона N 223-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)нарушен порядок выбора поставщика (исполнителя, подрядчика). Так, например, нарушения при проведении торгов могут привести к признанию их недействительными. А это, в свою очередь, может повлечь признание недействительным заключенного по их результатам договора (п. п. 1, 2 ст. 449 ГК РФ). К недействительности закупки может привести, например, отсутствие в документации информации, необходимой и достаточной для формирования участниками своих предложений. К такой информации относятся в том числе сведения о видах и объемах работ, а также требования к документам, которые нужно включить в состав заявки (п. п. 1, 2 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018);
(КонсультантПлюс, 2025)нарушен порядок выбора поставщика (исполнителя, подрядчика). Так, например, нарушения при проведении торгов могут привести к признанию их недействительными. А это, в свою очередь, может повлечь признание недействительным заключенного по их результатам договора (п. п. 1, 2 ст. 449 ГК РФ). К недействительности закупки может привести, например, отсутствие в документации информации, необходимой и достаточной для формирования участниками своих предложений. К такой информации относятся в том числе сведения о видах и объемах работ, а также требования к документам, которые нужно включить в состав заявки (п. п. 1, 2 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018);
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 79. О возможности удовлетворения иска о признании
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 79. О возможности удовлетворения иска о признании
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Последствием дробления закупок может стать признание заключенных в результате дробления закупок договоров недействительными, что повлечет невозможность получения исполнителем оплаты за оказанные услуги.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Последствием дробления закупок может стать признание заключенных в результате дробления закупок договоров недействительными, что повлечет невозможность получения исполнителем оплаты за оказанные услуги.