Не входит в компетенцию налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Не входит в компетенцию налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Кроме того, инспекцией не представлено доказательств оспаривания результатов открытого аукциона в электронной форме в судебном порядке. Как отметил суд, выявление наличия/отсутствия нарушений со стороны налогоплательщика при проведении аукциона не входит в компетенцию налогового органа.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Кроме того, инспекцией не представлено доказательств оспаривания результатов открытого аукциона в электронной форме в судебном порядке. Как отметил суд, выявление наличия/отсутствия нарушений со стороны налогоплательщика при проведении аукциона не входит в компетенцию налогового органа.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой обществом сумм доначислений по требованию в течение двух месяцев с даты истечения срока его исполнения налоговый орган направил материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в следственные органы в период действия обеспечительных мер, принятых по заявлению налогоплательщика, оспорившего решение налогового органа, которым были доначислены указанные в требовании суммы. По признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, было возбуждено уголовное дело. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению материалов повторной выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер. Суд в удовлетворении требований отказал. Суд отметил, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия решения не влечет недействительности решения и не предполагает незаконность доначислений, а сводится фактически к запрету принудительного взыскания доначисленных решением налогового органа сумм налогов и пени. При этом определение суда о принятии обеспечительных мер не содержит ограничений в отношении совершения иных действий, не связанных с взысканием доначисленных налогов и пеней, принятие обеспечительных мер в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 32 НК РФ. Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на принудительное исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ в рамках информационного обмена. Суд также отметил, что запрет осуществления налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание указанных сумм налогов и пени, не исключает возможность добровольного погашения налогоплательщиком задолженности в случае, когда налогоплательщик хочет избежать передачи материалов проверки в следственные органы. Возбуждение уголовного дела не входит в компетенцию налогового органа, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов, наложение ареста), не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности в результате действий налогового органа. В случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе его обжаловать.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой обществом сумм доначислений по требованию в течение двух месяцев с даты истечения срока его исполнения налоговый орган направил материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы были направлены в следственные органы в период действия обеспечительных мер, принятых по заявлению налогоплательщика, оспорившего решение налогового органа, которым были доначислены указанные в требовании суммы. По признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ, было возбуждено уголовное дело. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по направлению материалов повторной выездной налоговой проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер. Суд в удовлетворении требований отказал. Суд отметил, что принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия решения не влечет недействительности решения и не предполагает незаконность доначислений, а сводится фактически к запрету принудительного взыскания доначисленных решением налогового органа сумм налогов и пени. При этом определение суда о принятии обеспечительных мер не содержит ограничений в отношении совершения иных действий, не связанных с взысканием доначисленных налогов и пеней, принятие обеспечительных мер в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ не исключает исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 32 НК РФ. Действия налогового органа, выраженные в передаче в следственные органы материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на принудительное исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ в рамках информационного обмена. Суд также отметил, что запрет осуществления налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание указанных сумм налогов и пени, не исключает возможность добровольного погашения налогоплательщиком задолженности в случае, когда налогоплательщик хочет избежать передачи материалов проверки в следственные органы. Возбуждение уголовного дела не входит в компетенцию налогового органа, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов, наложение ареста), не свидетельствует о том, что права общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности в результате действий налогового органа. В случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела налогоплательщик вправе его обжаловать.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Запрос налогоплательщика в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)Если запрос не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган по принадлежности и сообщат об этом вам (п. п. 57, 72 Административного регламента ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Если запрос не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган по принадлежности и сообщат об этом вам (п. п. 57, 72 Административного регламента ФНС России).
Статья: Когда и как можно обратиться в ИФНС
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 13)Если запрос в обращении не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган и сообщат об этом направившему его адресанту <11>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 13)Если запрос в обращении не входит в компетенцию налогового органа, его перенаправят в другой госорган и сообщат об этом направившему его адресанту <11>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@
"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55942)44. В случае, если рассмотрение вопросов, содержащихся в запросе в устной форме, не входит в компетенцию налогового органа, получившего этот запрос, или ответ не может быть дан непосредственно в момент обращения, заявителю сообщается о невозможности предоставления в устной форме интересующей его информации и предлагается обратиться в письменной форме или в налоговый орган, в компетенцию которого входит рассмотрение указанных вопросов, при этом заявителю сообщаются необходимые реквизиты такого налогового органа.
"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55942)44. В случае, если рассмотрение вопросов, содержащихся в запросе в устной форме, не входит в компетенцию налогового органа, получившего этот запрос, или ответ не может быть дан непосредственно в момент обращения, заявителю сообщается о невозможности предоставления в устной форме интересующей его информации и предлагается обратиться в письменной форме или в налоговый орган, в компетенцию которого входит рассмотрение указанных вопросов, при этом заявителю сообщаются необходимые реквизиты такого налогового органа.
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)3. Условия применения налоговых льгот при реализации РИП не ставятся в зависимость ни от каких иных показателей, кроме объемов фактически осуществленных капитальных вложений, предусмотренных инвестиционной декларацией, в пределах установленного ст. 25.8 НК РФ срока, что налогоплательщиком в данном случае было выполнено. Оценка налоговым органом достижения или недостижения налогоплательщиками планируемых ими целей реализации инвестиционных проектов не входит в компетенцию налоговых органов.
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)3. Условия применения налоговых льгот при реализации РИП не ставятся в зависимость ни от каких иных показателей, кроме объемов фактически осуществленных капитальных вложений, предусмотренных инвестиционной декларацией, в пределах установленного ст. 25.8 НК РФ срока, что налогоплательщиком в данном случае было выполнено. Оценка налоговым органом достижения или недостижения налогоплательщиками планируемых ими целей реализации инвестиционных проектов не входит в компетенцию налоговых органов.
Статья: Налоговая оговорка, гражданское право и налоговый суверенитет
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Между тем налоговые органы направляют налогоплательщику информационные письма о разрывах экономической цепочки и, таким образом, несформированности налогового вычета, хотя направление таких писем не предусмотрено НК РФ. Налоговые органы при этом ссылаются на п. 4 ст. 32 НК РФ, где записано, что в обязанность налоговых органов входит "бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщика /.../ о действующих налогах и сборах". Однако по смыслу п. 4 ст. 32 НК РФ в системной связи с иными статьями НК РФ, устанавливающими обязанности налогового органа, следует, что информация как обязанность налогового органа может предоставляться им только по запросу налогоплательщика, да и то носить общий праворегулирующий характер, а не характер разъяснений по конкретному делу, ибо последнее возлагается на Министерство финансов РФ (ст. 34-2 НК РФ). Направление же аналитических информационных писем о состоянии дела с уплатой налога конкретного налогоплательщика, что и делает сегодня налоговый орган, не входит в его компетенцию по смыслу подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В противном случае такое компетенционное полномочие налогового органа должно было бы детально определяться в НК РФ как по форме, так и по содержанию, ибо, являясь властным полномочием, оно было бы направлено на получение ответной реакции от налогоплательщика. А кроме того, если бы законодатель наделил налоговый орган правом информировать налогоплательщика по собственной инициативе, то вполне естественно, что слово "бесплатно", стоящее самым первым в подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, было бы более чем странным. Инициатива налогового органа как уполномоченного государством органа на осуществление контроля не может быть платной в любом случае. Слово "бесплатно" в названной статье подчеркивает, что по запросу налогоплательщика налоговый орган не оказывает платную услугу налогоплательщику, а выполняет свое компетенционное полномочие. Более того, сегодня ФНС России рекомендует примерный текст договора о налоговой оговорке <11>, который предлагается использовать налогоплательщику.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Между тем налоговые органы направляют налогоплательщику информационные письма о разрывах экономической цепочки и, таким образом, несформированности налогового вычета, хотя направление таких писем не предусмотрено НК РФ. Налоговые органы при этом ссылаются на п. 4 ст. 32 НК РФ, где записано, что в обязанность налоговых органов входит "бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщика /.../ о действующих налогах и сборах". Однако по смыслу п. 4 ст. 32 НК РФ в системной связи с иными статьями НК РФ, устанавливающими обязанности налогового органа, следует, что информация как обязанность налогового органа может предоставляться им только по запросу налогоплательщика, да и то носить общий праворегулирующий характер, а не характер разъяснений по конкретному делу, ибо последнее возлагается на Министерство финансов РФ (ст. 34-2 НК РФ). Направление же аналитических информационных писем о состоянии дела с уплатой налога конкретного налогоплательщика, что и делает сегодня налоговый орган, не входит в его компетенцию по смыслу подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В противном случае такое компетенционное полномочие налогового органа должно было бы детально определяться в НК РФ как по форме, так и по содержанию, ибо, являясь властным полномочием, оно было бы направлено на получение ответной реакции от налогоплательщика. А кроме того, если бы законодатель наделил налоговый орган правом информировать налогоплательщика по собственной инициативе, то вполне естественно, что слово "бесплатно", стоящее самым первым в подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, было бы более чем странным. Инициатива налогового органа как уполномоченного государством органа на осуществление контроля не может быть платной в любом случае. Слово "бесплатно" в названной статье подчеркивает, что по запросу налогоплательщика налоговый орган не оказывает платную услугу налогоплательщику, а выполняет свое компетенционное полномочие. Более того, сегодня ФНС России рекомендует примерный текст договора о налоговой оговорке <11>, который предлагается использовать налогоплательщику.
Статья: Декларация о доходах Абызова и причины его ареста
(Гайдин Д.)
("Административное право", 2021, N 3)Суд отверг позицию ответчиков о том, что для декларирования не имеет значения тот контролирующий орган, в который государственным служащим направляются сведения о его имущественном положении, поскольку все эти органы представляют государство и последнее имеет возможность осуществить его проверку. Как посчитал суд, из действующего нормативного регулирования следует, что направление Абызовым уведомлений о контролируемых иностранных компаниях не имеет отношения к государственной службе и не является формой отчетности для служащего о своем имущественном положении, предусмотренной антикоррупционным законодательством. Более того, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В компетенцию налоговых органов не входит проведение в отношении налогоплательщиков антикоррупционных проверок, оценка обстоятельств прохождения ими государственной службы и соблюдение возложенных на них запретов, ограничений и других обязанностей. Такую функцию в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
(Гайдин Д.)
("Административное право", 2021, N 3)Суд отверг позицию ответчиков о том, что для декларирования не имеет значения тот контролирующий орган, в который государственным служащим направляются сведения о его имущественном положении, поскольку все эти органы представляют государство и последнее имеет возможность осуществить его проверку. Как посчитал суд, из действующего нормативного регулирования следует, что направление Абызовым уведомлений о контролируемых иностранных компаниях не имеет отношения к государственной службе и не является формой отчетности для служащего о своем имущественном положении, предусмотренной антикоррупционным законодательством. Более того, в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В компетенцию налоговых органов не входит проведение в отношении налогоплательщиков антикоррупционных проверок, оценка обстоятельств прохождения ими государственной службы и соблюдение возложенных на них запретов, ограничений и других обязанностей. Такую функцию в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- представление отчетности в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этих документов.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- представление отчетности в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этих документов.