Не допускается недобросовестная конкуренция
Подборка наиболее важных документов по запросу Не допускается недобросовестная конкуренция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Применимы ли положения о договоре присоединения к разработанному банком кредитному договору, нарушающему баланс интересов сторон, если заемщик не мог влиять на его содержание
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П по делу о проверке конституционности положения статьи 2 статьи 29 Закона о банках право банка на свободное заключение договоров и установление условий в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не учитывает, что конституционная свобода договора не является абсолютной и не должна приводить к отрицанию, умалению других общепризнанных прав и свобод (часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть Конституции Российской Федерации). Исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне с тем, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции Российской Федерации соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Применимы ли положения о договоре присоединения к разработанному банком кредитному договору, нарушающему баланс интересов сторон, если заемщик не мог влиять на его содержание
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П по делу о проверке конституционности положения статьи 2 статьи 29 Закона о банках право банка на свободное заключение договоров и установление условий в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не учитывает, что конституционная свобода договора не является абсолютной и не должна приводить к отрицанию, умалению других общепризнанных прав и свобод (часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть Конституции Российской Федерации). Исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне с тем, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции Российской Федерации соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Создание общества с ограниченной ответственностьюВ соответствии с п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем незаконного использования обозначения, тождественного либо сходного до степени смешения с фирменным наименованием хозяйствующего субъекта - конкурента, посредством его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые вводятся в гражданский оборот на территории РФ, а также посредством его использования в сети Интернет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
(ред. от 08.08.2024)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Статья: К вопросу о недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным получением, использованием, разглашением коммерческой или иной тайны
(Петров А.В.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Если рассматривать этот вопрос с точки зрения использования сведений ноу-хау конкурентом их обладателя, то с учетом охраны ноу-хау в режиме исключительного права необходимо посмотреть шире на гл. 2.1 Федерального закона N 135-ФЗ и также обратиться к ст. 14.5, согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности. Соответственно, актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны несанкционированные действия с ноу-хау как с объектом интеллектуальной собственности через товары (услуги), реализацию (индивидуализацию) которых осуществил хозяйствующий субъект, используя при этом ноу-хау конкурента. Сказанное также подтверждается актуальной судебной практикой <13>.
(Петров А.В.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Если рассматривать этот вопрос с точки зрения использования сведений ноу-хау конкурентом их обладателя, то с учетом охраны ноу-хау в режиме исключительного права необходимо посмотреть шире на гл. 2.1 Федерального закона N 135-ФЗ и также обратиться к ст. 14.5, согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности. Соответственно, актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны несанкционированные действия с ноу-хау как с объектом интеллектуальной собственности через товары (услуги), реализацию (индивидуализацию) которых осуществил хозяйствующий субъект, используя при этом ноу-хау конкурента. Сказанное также подтверждается актуальной судебной практикой <13>.
Статья: Накануне нового этапа регулирования доменных споров
(Серго А.Г., Сусалева Т.Г.)
("Закон", 2022, N 8)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции" "не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: ...незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения... путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации" <36>. Следовательно, расширение действия вновь утвержденных Правил рассмотрения доменных споров на иные объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, а также на наименования некоммерческих организаций, названия государственных органов и организаций и личные имена станет недостающим кирпичом в основании крепкой логичной системы регулирования отношений в сфере доменных имен.
(Серго А.Г., Сусалева Т.Г.)
("Закон", 2022, N 8)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции" "не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: ...незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения... путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации" <36>. Следовательно, расширение действия вновь утвержденных Правил рассмотрения доменных споров на иные объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, а также на наименования некоммерческих организаций, названия государственных органов и организаций и личные имена станет недостающим кирпичом в основании крепкой логичной системы регулирования отношений в сфере доменных имен.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Данные конституционные положения находят свое развитие в Законе о защите конкуренции.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Данные конституционные положения находят свое развитие в Законе о защите конкуренции.
Статья: Защита от неправомерных претензий о нарушении исключительных прав
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)2) обращение в органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с заявлением или в суд с исковым заявлением о пресечении недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя, выразившейся в распространении ложных сведений о товаре конкурента на основании положений статьи 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которым не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)2) обращение в органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с заявлением или в суд с исковым заявлением о пресечении недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя, выразившейся в распространении ложных сведений о товаре конкурента на основании положений статьи 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которым не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
Статья: Использование слов "эко", "био", "органик" в товарных знаках: коллизии правового регулирования
(Соколова К.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 5)Учитывая данное исследование, регистрация товарных знаков, содержащих в себе словесные элементы, указывающие на экологичные свойства товаров, без запроса подтверждающих этот факт документов, способна не просто ввести потребителя в заблуждение, но и нарушить действующее антимонопольное законодательство в части противоречия ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" [14], а именно: "Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей".
(Соколова К.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 5)Учитывая данное исследование, регистрация товарных знаков, содержащих в себе словесные элементы, указывающие на экологичные свойства товаров, без запроса подтверждающих этот факт документов, способна не просто ввести потребителя в заблуждение, но и нарушить действующее антимонопольное законодательство в части противоречия ст. 14.2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" [14], а именно: "Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей".
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации.
Статья: Промышленный образец как объект права интеллектуальной собственности по законодательству Республики Беларусь
(Близнец И.А., Ванюков П.Д., Бойко О.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)По нашему мнению, указанная ситуация вскрывает важную проблему пределов экспертизы и вероятности конкуренции продукции на определенных рынках. В данном случае такая вероятность очень высока в силу связанности рынков Российской Федерации и Республики Беларусь, следовательно, пределы должны быть очень высоки, чтобы не допустить злоупотреблений, недобросовестной конкуренции и нарушений интеллектуальных прав.
(Близнец И.А., Ванюков П.Д., Бойко О.С.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)По нашему мнению, указанная ситуация вскрывает важную проблему пределов экспертизы и вероятности конкуренции продукции на определенных рынках. В данном случае такая вероятность очень высока в силу связанности рынков Российской Федерации и Республики Беларусь, следовательно, пределы должны быть очень высоки, чтобы не допустить злоупотреблений, недобросовестной конкуренции и нарушений интеллектуальных прав.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 2 статьи 14 указанного Закона не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 2 статьи 14 указанного Закона не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Статья: Проблемы гринвошинга и недобросовестной коммерческой практики субъектов предпринимательства в условиях зеленой экономики
(Кожевина О.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)В отношении антимонопольного регулирования гринвошинга следует иметь в виду, что введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает недобросовестного производителя, а не экологически ответственного. Согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" (п. 1 ст. 14.2) не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей <18>.
(Кожевина О.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)В отношении антимонопольного регулирования гринвошинга следует иметь в виду, что введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает недобросовестного производителя, а не экологически ответственного. Согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" (п. 1 ст. 14.2) не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей <18>.
Статья: Риски использования товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)В ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, на которую сослался Верховный Суд РФ, в частности, установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта - конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом - конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ним до степени смешения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)В ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, на которую сослался Верховный Суд РФ, в частности, установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта - конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом - конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку хозяйствующего субъекта - конкурента либо сходного с ним до степени смешения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.