Навязывание товаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Навязывание товаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы права потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.5. Право на отказ от дополнительных, в том числе навязываемых товаров (работ, услуг)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.5. Право на отказ от дополнительных, в том числе навязываемых товаров (работ, услуг)
Статья: Как банки проиграли антимонопольный спор с операторами связи
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Компании нередко несут убытки из-за действий доминирующих на рынке контрагентов. Доминант может установить монопольно высокую цену на товар, навязать невыгодные условия договора и совершить другие незаконные действия. В этом случае взыскать убытки через суд - эффективный способ восстановить нарушенные права пострадавшей стороны.
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Компании нередко несут убытки из-за действий доминирующих на рынке контрагентов. Доминант может установить монопольно высокую цену на товар, навязать невыгодные условия договора и совершить другие незаконные действия. В этом случае взыскать убытки через суд - эффективный способ восстановить нарушенные права пострадавшей стороны.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводятся новые меры против навязывания потребителю дополнительных товаров, работ и услуг (01.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводятся новые меры против навязывания потребителю дополнительных товаров, работ и услуг (01.09.2025)
Обзор: "Основные изменения законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей в 2025 году"
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 сентября 2025 года ввели новые меры против навязывания потребителям дополнительных услуг, работ и товаров
(КонсультантПлюс, 2025)С 1 сентября 2025 года ввели новые меры против навязывания потребителям дополнительных услуг, работ и товаров
Ситуация: Правомерна ли продажа бахил в медучреждении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством РФ признается недопустимым обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом. Это означает, что отказ в доступе в лечебное учреждение из-за отсутствия бахил, равно как и сменной обуви, незаконен, иначе получается, что медицинские услуги будут оказаны, только если купить бахилы. Тем самым гражданам навязывают приобретение товара и нарушают их право на получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ; пп. 5 п. 2, п. 3.1 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством РФ признается недопустимым обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом. Это означает, что отказ в доступе в лечебное учреждение из-за отсутствия бахил, равно как и сменной обуви, незаконен, иначе получается, что медицинские услуги будут оказаны, только если купить бахилы. Тем самым гражданам навязывают приобретение товара и нарушают их право на получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ; пп. 5 п. 2, п. 3.1 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Второе направление в работе налоговых органов - это создание программных продуктов, которые поставлены на службу самим органам для ускорения обработки поступающей от налогоплательщиков информации, возможности ее сопоставления, анализа, обмена в автоматическом режиме с иными органами власти с целью получения необходимой информации для выполнения возложенных нормативными актами полномочий. "Самый главный актив цифрового мира - данные. Кто больше собирает и обрабатывает эти данные, тот получает большую добавленную стоимость. Экономика совместного потребления просто нуждается в этих данных больше, чем в чем-либо: она из них формирует предикативную аналитику, она пытается угадать, как вы будете думать, ей это нужно, чтобы навязать вам предпочтения производителей товаров и услуг. Она так зарабатывает" <1>. Подобное функционирование экономики обусловливает и необходимость аккумулирования значительного объема информации налоговыми органами, превращая их в инструмент управления и контроля со стороны налоговых органов для обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах, позволяя прогнозировать и направлять поведение налогоплательщиков.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Второе направление в работе налоговых органов - это создание программных продуктов, которые поставлены на службу самим органам для ускорения обработки поступающей от налогоплательщиков информации, возможности ее сопоставления, анализа, обмена в автоматическом режиме с иными органами власти с целью получения необходимой информации для выполнения возложенных нормативными актами полномочий. "Самый главный актив цифрового мира - данные. Кто больше собирает и обрабатывает эти данные, тот получает большую добавленную стоимость. Экономика совместного потребления просто нуждается в этих данных больше, чем в чем-либо: она из них формирует предикативную аналитику, она пытается угадать, как вы будете думать, ей это нужно, чтобы навязать вам предпочтения производителей товаров и услуг. Она так зарабатывает" <1>. Подобное функционирование экономики обусловливает и необходимость аккумулирования значительного объема информации налоговыми органами, превращая их в инструмент управления и контроля со стороны налоговых органов для обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах, позволяя прогнозировать и направлять поведение налогоплательщиков.
Статья: Что не так с методами оценки изобретательского уровня?
(Михайлов С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, NN 1, 2)Как отмечено, значение позитивных признаков зависит от их связи с изобретением. Применительно к коммерческому успеху относимы доказательства, отражающие сведения, полученные на рынке, на котором потребитель может свободно выбирать на основе объективных принципов, т.е. успех не определяется маркетинговыми факторами, такими как узнаваемость бренда, масштабная реклама, лидирование на рынке до совершения изобретения, внедрение доступной программы лицензирования, навязывание товаров и услуг в комплексе или другими деловыми мероприятиями, посторонними по существу к заявленному изобретению.
(Михайлов С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, NN 1, 2)Как отмечено, значение позитивных признаков зависит от их связи с изобретением. Применительно к коммерческому успеху относимы доказательства, отражающие сведения, полученные на рынке, на котором потребитель может свободно выбирать на основе объективных принципов, т.е. успех не определяется маркетинговыми факторами, такими как узнаваемость бренда, масштабная реклама, лидирование на рынке до совершения изобретения, внедрение доступной программы лицензирования, навязывание товаров и услуг в комплексе или другими деловыми мероприятиями, посторонними по существу к заявленному изобретению.
Статья: О порядке расчета ПСК с учетом принятых Федеральным законом N 359-ФЗ изменений
("Официальный сайт Банка России", 2024)Кроме того, описываемый пример может иметь признаки навязывания товара/работы/услуги, что является недопустимым условием договора, ущемляющим права потребителя (заемщика), а также может иметь признаки нарушения, например, положений части 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, согласно которой кредитор обязан обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги (работы, товара).
("Официальный сайт Банка России", 2024)Кроме того, описываемый пример может иметь признаки навязывания товара/работы/услуги, что является недопустимым условием договора, ущемляющим права потребителя (заемщика), а также может иметь признаки нарушения, например, положений части 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, согласно которой кредитор обязан обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги (работы, товара).
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Перевес в сторону добросовестности отразился на принципах регулирования сделок, направленных на ограничение конкуренции <1>. Первый подход основан на признании действий хозяйствующего субъекта незаконными без учета их негативных последствий (правило per se). Данная модель правового регулирования направлена на упрощение процесса прекращения деятельности, нарушающей конкуренцию, а определение перечня запрещенных сделок <2> приводит к достаточности доказывания факта нарушения без выяснения субъективной составляющей (целей, намерений сторон, отсутствия в их действиях добросовестности и т.д.). К таким запрещенным действиям относятся, например, действия, направленные на установление монопольно высокой цены, изъятие товаров из оборота, навязывание условий договора, отказ от заключения договора, необоснованно высокая цена финансовых услуг и др.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Перевес в сторону добросовестности отразился на принципах регулирования сделок, направленных на ограничение конкуренции <1>. Первый подход основан на признании действий хозяйствующего субъекта незаконными без учета их негативных последствий (правило per se). Данная модель правового регулирования направлена на упрощение процесса прекращения деятельности, нарушающей конкуренцию, а определение перечня запрещенных сделок <2> приводит к достаточности доказывания факта нарушения без выяснения субъективной составляющей (целей, намерений сторон, отсутствия в их действиях добросовестности и т.д.). К таким запрещенным действиям относятся, например, действия, направленные на установление монопольно высокой цены, изъятие товаров из оборота, навязывание условий договора, отказ от заключения договора, необоснованно высокая цена финансовых услуг и др.
Статья: Современные концепции рыночной власти в конкурентном праве: российский и зарубежный опыт
(Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)- использование договорного условия о необходимости приобрести дополнительные услуги для использования какой-либо услуги владельца цифровой платформы (практика навязывания товаров, работ и услуг).
(Маслов А.О.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)- использование договорного условия о необходимости приобрести дополнительные услуги для использования какой-либо услуги владельца цифровой платформы (практика навязывания товаров, работ и услуг).
Статья: Свобода договора и ее пределы в цифровой среде
(Волос А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Вместе с тем нерешенной остается проблема защиты прав и охраны законных интересов граждан и юридических лиц в цифровой среде. Так, в этой сфере нередко возникают ситуации, которые связаны с использованием новых технологий для навязывания товаров, работ или услуг, незаконным сбором информации и персональных данных, неправомерным распространением контента и пр. В большинстве случаев такие действия совершаются на тех или иных платформах (информационных системах, социальных сетях и др.), функционирующих в силу особых правил и положений, юридически являющихся совокупностью условий договора между пользователями и самой платформой. Таким образом, формальным основанием для признания незаконными действий в цифровой среде являются правила информационных систем. В случаях неэффективности последних выходом из этой ситуации видится применение традиционной доктрины принципа свободы договора, которая предполагает возможность ее ограничения в определенных случаях [9]. В наиболее сжатом, но при этом системном для практики виде эта доктрина представлена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление "О свободе договора") <5>.
(Волос А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Вместе с тем нерешенной остается проблема защиты прав и охраны законных интересов граждан и юридических лиц в цифровой среде. Так, в этой сфере нередко возникают ситуации, которые связаны с использованием новых технологий для навязывания товаров, работ или услуг, незаконным сбором информации и персональных данных, неправомерным распространением контента и пр. В большинстве случаев такие действия совершаются на тех или иных платформах (информационных системах, социальных сетях и др.), функционирующих в силу особых правил и положений, юридически являющихся совокупностью условий договора между пользователями и самой платформой. Таким образом, формальным основанием для признания незаконными действий в цифровой среде являются правила информационных систем. В случаях неэффективности последних выходом из этой ситуации видится применение традиционной доктрины принципа свободы договора, которая предполагает возможность ее ограничения в определенных случаях [9]. В наиболее сжатом, но при этом системном для практики виде эта доктрина представлена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление "О свободе договора") <5>.