Наставник для инвалида
Подборка наиболее важных документов по запросу Наставник для инвалида (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)3. В целях оказания квалифицированной правовой, методической и практической помощи работодателям целесообразно поручить Минтруду России разработать и впоследствии сопровождать единый информационно-методический портал для работодателей, размещенный в сети Интернет, содержащий в доступной форме: нормативно-правовую информацию; методический и инструктивный материал в наглядной форме по созданию доступной среды перед предприятием и внутри него; по созданию специализированных рабочих мест с учетом нарушений функций организма; описание технического и технологического оборудования, способствующего созданию инклюзии для этой категории инвалидов; подходы и требования к формированию условий для социальной занятости, сопровождаемой трудовой деятельности, работы инвалида с наставником и пр. А также необходимо предусмотреть возможность обмена опытом работы между работодателями внутри портала и другие функции.
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)3. В целях оказания квалифицированной правовой, методической и практической помощи работодателям целесообразно поручить Минтруду России разработать и впоследствии сопровождать единый информационно-методический портал для работодателей, размещенный в сети Интернет, содержащий в доступной форме: нормативно-правовую информацию; методический и инструктивный материал в наглядной форме по созданию доступной среды перед предприятием и внутри него; по созданию специализированных рабочих мест с учетом нарушений функций организма; описание технического и технологического оборудования, способствующего созданию инклюзии для этой категории инвалидов; подходы и требования к формированию условий для социальной занятости, сопровождаемой трудовой деятельности, работы инвалида с наставником и пр. А также необходимо предусмотреть возможность обмена опытом работы между работодателями внутри портала и другие функции.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на обеспечение реализации мероприятий по проведению национального чемпионата "Абилимпикс" и подготовки экспертного сообщества для участия в чемпионатах профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на обеспечение реализации мероприятий по проведению национального чемпионата "Абилимпикс" и подготовки экспертного сообщества для участия в чемпионатах профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ (28.04.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ (28.04.2025)
Интервью: Лилия Пастушкова: "Системная помощь лучше мандариновой благотворительности"
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Когда мы говорим о разовых акциях, подарках и концертах в детских домах или социально-реабилитационных центрах, важно примерить это на себя. Хотели бы вы, чтобы в ваш дом к вашим детям перед каждым праздником массово приходили чужие люди, обнимали их, ходили по комнатам, дарили подарки (вне зависимости от пожеланий детей или ограничений)? Вы бы хотели, чтобы с вашими детьми фотографировались чужие люди, а дети не ходили бы в школу неделями, чтобы принять гостей? Вряд ли родители желали бы такого для своих детей. Кроме того, такая благотворительность формирует иждивенческую позицию у детей, разрушает и так нарушенную привязанность. Они выходят из госучреждения - подарки и благотворители заканчиваются, начинается взрослая, самостоятельная жизнь, в которой придется жить одному. Так что же лучше: стать наставником или репетитором для ребенка, чтобы он приобрел необходимые жизненные навыки, или привезти ему 15-й сладкий подарок перед Новым годом? Нам кажется, ответ очевиден. Проблема, конечно, давно известная и описанная на самых разных уровнях многими классиками (наиболее ярким примером является роман Стефана Цвейга "Нетерпение сердца"), но от этого она не становится менее важной. Исключением из этого правила являются госучреждения, в которых воспитываются дети-инвалиды. Для них праздники и подарки являются одним из актуальных видов помощи.
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Когда мы говорим о разовых акциях, подарках и концертах в детских домах или социально-реабилитационных центрах, важно примерить это на себя. Хотели бы вы, чтобы в ваш дом к вашим детям перед каждым праздником массово приходили чужие люди, обнимали их, ходили по комнатам, дарили подарки (вне зависимости от пожеланий детей или ограничений)? Вы бы хотели, чтобы с вашими детьми фотографировались чужие люди, а дети не ходили бы в школу неделями, чтобы принять гостей? Вряд ли родители желали бы такого для своих детей. Кроме того, такая благотворительность формирует иждивенческую позицию у детей, разрушает и так нарушенную привязанность. Они выходят из госучреждения - подарки и благотворители заканчиваются, начинается взрослая, самостоятельная жизнь, в которой придется жить одному. Так что же лучше: стать наставником или репетитором для ребенка, чтобы он приобрел необходимые жизненные навыки, или привезти ему 15-й сладкий подарок перед Новым годом? Нам кажется, ответ очевиден. Проблема, конечно, давно известная и описанная на самых разных уровнях многими классиками (наиболее ярким примером является роман Стефана Цвейга "Нетерпение сердца"), но от этого она не становится менее важной. Исключением из этого правила являются госучреждения, в которых воспитываются дети-инвалиды. Для них праздники и подарки являются одним из актуальных видов помощи.
Статья: Характеристики реализации Концепции воспитательной работы с работниками УИС на период до 2030 года в 2024 году
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)- материального стимулирования сотрудников, добившихся высоких результатов в воспитании подшефных по программам наставничества;
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)- материального стимулирования сотрудников, добившихся высоких результатов в воспитании подшефных по программам наставничества;
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Во время первой волны пандемии COVID-19 Минтрудом России совместно с субъектами РФ с учетом специфики региональных рынков труда и структуры безработицы был разработан комплекс мер, включающих субсидирование найма граждан, признанных безработными на 1 января 2021 г. <45>. Получить субсидию мог любой работодатель, принявший на работу безработного гражданина, в том числе инвалида, зарегистрированного в центре занятости по состоянию на 1 января 2021 г. Эти средства могли направляться на создание (оборудование) специального рабочего места для инвалида, субсидирование заработной платы, компенсацию расходов по наставничеству и других расходов, связанных с трудоустройством и адаптацией инвалида на рабочем месте.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Во время первой волны пандемии COVID-19 Минтрудом России совместно с субъектами РФ с учетом специфики региональных рынков труда и структуры безработицы был разработан комплекс мер, включающих субсидирование найма граждан, признанных безработными на 1 января 2021 г. <45>. Получить субсидию мог любой работодатель, принявший на работу безработного гражданина, в том числе инвалида, зарегистрированного в центре занятости по состоянию на 1 января 2021 г. Эти средства могли направляться на создание (оборудование) специального рабочего места для инвалида, субсидирование заработной платы, компенсацию расходов по наставничеству и других расходов, связанных с трудоустройством и адаптацией инвалида на рабочем месте.
Статья: ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)В конце 2024 года и в текущем, 2025 году произошел (и еще произойдет) целый ряд изменений трудового законодательства. Многие из них требуют внесения правок в действующие локальные нормативные акты работодателя. Показываем, на какие новации следует обратить внимание, и приводим образцы формулировок, которые рекомендуем включить во внутреннюю документацию. Коснемся порядка расчета сверхурочных выплат, предоставления отгулов, отправки трудовых книжек за границу, наставничества, квотирования рабочих мест для инвалидов, аптечки первой помощи для работников.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)В конце 2024 года и в текущем, 2025 году произошел (и еще произойдет) целый ряд изменений трудового законодательства. Многие из них требуют внесения правок в действующие локальные нормативные акты работодателя. Показываем, на какие новации следует обратить внимание, и приводим образцы формулировок, которые рекомендуем включить во внутреннюю документацию. Коснемся порядка расчета сверхурочных выплат, предоставления отгулов, отправки трудовых книжек за границу, наставничества, квотирования рабочих мест для инвалидов, аптечки первой помощи для работников.
Последние изменения: Особенности трудовых отношений с инвалидами
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатели, в частности, могут привлекать за счет собственных средств для принимаемых на работу инвалидов наставников из числа работников общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов (п. 8 ст. 13.1 Закона о занятости).
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатели, в частности, могут привлекать за счет собственных средств для принимаемых на работу инвалидов наставников из числа работников общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов (п. 8 ст. 13.1 Закона о занятости).
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что вам потребуется выполнить дополнительные обязанности, о которых упоминали ранее в этом разделе, в частности создать инвалиду условия труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА). Для этого может потребоваться, например, оборудовать для него рабочее место, а при необходимости создать специальное рабочее место с учетом особых требований, предоставить наставника. Также проинформируйте государственную службу занятости о выполнении квоты (см. разд. 2.1 настоящего материала). Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 214, ч. 10 ст. 216.1 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, ст. 40, п. 7 ч. 1 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ, п. 3.3 СП 2.2.3670-20, п. 4, пп. "л" п. 5 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.11.2017 N 777.
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что вам потребуется выполнить дополнительные обязанности, о которых упоминали ранее в этом разделе, в частности создать инвалиду условия труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА). Для этого может потребоваться, например, оборудовать для него рабочее место, а при необходимости создать специальное рабочее место с учетом особых требований, предоставить наставника. Также проинформируйте государственную службу занятости о выполнении квоты (см. разд. 2.1 настоящего материала). Это следует, в частности, из ч. 3 ст. 214, ч. 10 ст. 216.1 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, ст. 40, п. 7 ч. 1 ст. 53 Закона о занятости N 565-ФЗ, п. 3.3 СП 2.2.3670-20, п. 4, пп. "л" п. 5 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.11.2017 N 777.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Для трудоустройства инвалида работодателю необходимо принять дополнительные меры разумного приспособления. Примерами действий работодателя по обеспечению разумных приспособлений являются приспособление помещения, обстановки и оборудования под нужды инвалида; предоставление информации в доступной для инвалида форме; изменение режима работы или обучения; предоставление инвалиду другого рабочего места или места обучения, или перевод на работу на дому; перевод инвалида на другую работу в соответствии с рекомендациями ИПРА; освобождение инвалида от работы или обучения для прохождения курса реабилитации в период временной нетрудоспособности и лечения; корректировка проведения обучения или переподготовки, или предоставление наставника; приобретение или модификация оборудования в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма; изменение процедуры тестирования при приеме на работу инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений его жизнедеятельности; предоставление помощи сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика; предоставление помощи наставника или другой поддержки (п. 4, 5 Методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.11.2017 N 777).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Для трудоустройства инвалида работодателю необходимо принять дополнительные меры разумного приспособления. Примерами действий работодателя по обеспечению разумных приспособлений являются приспособление помещения, обстановки и оборудования под нужды инвалида; предоставление информации в доступной для инвалида форме; изменение режима работы или обучения; предоставление инвалиду другого рабочего места или места обучения, или перевод на работу на дому; перевод инвалида на другую работу в соответствии с рекомендациями ИПРА; освобождение инвалида от работы или обучения для прохождения курса реабилитации в период временной нетрудоспособности и лечения; корректировка проведения обучения или переподготовки, или предоставление наставника; приобретение или модификация оборудования в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма; изменение процедуры тестирования при приеме на работу инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений его жизнедеятельности; предоставление помощи сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика; предоставление помощи наставника или другой поддержки (п. 4, 5 Методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.11.2017 N 777).
Статья: Термин "инвалид" с позиций современной модели инвалидности
(Рочева Я.С., Свинцов А.А., Радуто В.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)5) научно обоснованный подбор профессии, создание специального рабочего места в оптимальных и допустимых условиях труда, нормативное закрепление индивидуального режима труда и видов помощи наставника в зависимости от нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности;
(Рочева Я.С., Свинцов А.А., Радуто В.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)5) научно обоснованный подбор профессии, создание специального рабочего места в оптимальных и допустимых условиях труда, нормативное закрепление индивидуального режима труда и видов помощи наставника в зависимости от нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности;
Вопрос: Работник после продолжительной болезни представил справку об инвалидности и ИПРА. Обязан ли работодатель отстранить его для создания условий труда в соответствии с ИПРА и оплатить время отстранения?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)После получения от работника документов, подтверждающих статус инвалида, условия трудового договора пересматриваются и переоформляются. Работодатель обязан обеспечить своему работнику условия работы, отвечающие условиям ИПРА, а именно: приспособить помещение и оборудование для работы инвалида; предоставить работнику всю необходимую информацию по работе в доступной для него форме; составить удобный для инвалида график рабочего времени; при необходимости предоставить наставника для обучения (пп. 10 п. 1, пп. 14 п. 2 Письма Минпросвещения России от 14.03.2022 N 05-301).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)После получения от работника документов, подтверждающих статус инвалида, условия трудового договора пересматриваются и переоформляются. Работодатель обязан обеспечить своему работнику условия работы, отвечающие условиям ИПРА, а именно: приспособить помещение и оборудование для работы инвалида; предоставить работнику всю необходимую информацию по работе в доступной для него форме; составить удобный для инвалида график рабочего времени; при необходимости предоставить наставника для обучения (пп. 10 п. 1, пп. 14 п. 2 Письма Минпросвещения России от 14.03.2022 N 05-301).
Вопрос: У работника I группа инвалидности, 3-я степень ограничения способности к трудовой деятельности. Работодатель не может оплачивать помощь третьих лиц для сопровождения его трудовой деятельности. Установлена ли законодательно такая обязанность работодателя? Правомерно ли увольнение в связи с отсутствием подходящей работы?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2024)В целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида работодатель может на возмездной основе привлекать наставников, которые могут быть определены из числа работников организации или привлекаться из соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов (п. п. 7, 8 ст. 13.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2024)В целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида работодатель может на возмездной основе привлекать наставников, которые могут быть определены из числа работников организации или привлекаться из соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов (п. п. 7, 8 ст. 13.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").