Наставничество обучающихся
Подборка наиболее важных документов по запросу Наставничество обучающихся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Ученический договор- закрепить за учеником высококвалифицированного специалиста - наставника из числа работников организации для консультирования, обучения и руководства, если ученик получает образование на территории работодателя;
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда
(КонсультантПлюс, 2025)Доплату за наставничество (обучение стажеров) можно признать в составе расходов на оплату труда при условии, что она предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором и отвечает требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (ч. 1, п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ, ст. 135 ТК РФ, Письмо Минфина России от 27.07.2010 N 03-03-06/1/489, п. 1 Письма Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115).
(КонсультантПлюс, 2025)Доплату за наставничество (обучение стажеров) можно признать в составе расходов на оплату труда при условии, что она предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором и отвечает требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (ч. 1, п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ, ст. 135 ТК РФ, Письмо Минфина России от 27.07.2010 N 03-03-06/1/489, п. 1 Письма Минфина России от 22.02.2007 N 03-03-06/1/115).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.07.2022 N 261-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О российском движении детей и молодежи"Статья 9. Права и обязанности участников-обучающихся, участников-наставников и коллективных участников Движения
(ред. от 08.08.2024)
"О российском движении детей и молодежи"Статья 9. Права и обязанности участников-обучающихся, участников-наставников и коллективных участников Движения
"Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита"1.5.3 Партнерами и старшими членами аудиторской группы в отношении менее опытных сотрудников осуществляется своевременная оценка их работы, наставничество и обучение в процессе работы
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)К сожалению, мало внимания уделяется такой проблеме, как специфика деятельности работников умственного труда. Можно спорить с П.Ф. Друкером, который считает, что умственные способности исчерпываются до 50 лет и этим людям нужно будет уходить с работы не при наступлении пенсионного возраста, а гораздо раньше <1>. Вместо "высиживания заработной платы" до достижения 65 лет таким работникам требуется разработка программ, связанных, на наш взгляд, с некритичным изменением трудовых функций, а именно: с увеличением участия в процессе принятия решений, в ситуациях, требующих опыта и объективности, с включением в процессы наставничества, обучения молодых специалистов. И тогда организации не понадобится избавляться от тех, кто не может больше работать с той же эффективностью, что и прежде.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)К сожалению, мало внимания уделяется такой проблеме, как специфика деятельности работников умственного труда. Можно спорить с П.Ф. Друкером, который считает, что умственные способности исчерпываются до 50 лет и этим людям нужно будет уходить с работы не при наступлении пенсионного возраста, а гораздо раньше <1>. Вместо "высиживания заработной платы" до достижения 65 лет таким работникам требуется разработка программ, связанных, на наш взгляд, с некритичным изменением трудовых функций, а именно: с увеличением участия в процессе принятия решений, в ситуациях, требующих опыта и объективности, с включением в процессы наставничества, обучения молодых специалистов. И тогда организации не понадобится избавляться от тех, кто не может больше работать с той же эффективностью, что и прежде.
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Физическое лицо не может купить или позаимствовать опыт у другого человека (если только мы не говорим о наставничестве и обучении). Но это правило работает только в отношении физических лиц, а вот лица юридические могут таким опытом торговать. Достаточно вбить в поисковую строку любого интернет-браузера словосочетание: "купить компанию с опытом в госзакупках", чтобы получить массу предложений о продаже компаний, имеющих исполненные и размещенные в ЕИС контракты. Существуют целые сайты, предлагающие подобрать компанию с требуемым опытом и оборотом.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Физическое лицо не может купить или позаимствовать опыт у другого человека (если только мы не говорим о наставничестве и обучении). Но это правило работает только в отношении физических лиц, а вот лица юридические могут таким опытом торговать. Достаточно вбить в поисковую строку любого интернет-браузера словосочетание: "купить компанию с опытом в госзакупках", чтобы получить массу предложений о продаже компаний, имеющих исполненные и размещенные в ЕИС контракты. Существуют целые сайты, предлагающие подобрать компанию с требуемым опытом и оборотом.
Статья: Инклюзивная среда. Как построить такую компанию, где на благо всех работают разные люди
(Никулина С.)
("Трудовое право", 2024, N 11)Поддержка и развитие означают равный доступ к обучению и наставничеству. Обучение позволяет каждому сотруднику развивать свои навыки и повышать квалификацию, независимо от исходного уровня знаний. Наставничество - находить поддержку у более опытных коллег. Инклюзивная среда учитывает необходимость сотрудников в гибкости и поддерживает их в стремлении к здоровому балансу между работой и личной жизнью. Это может включать, например, гибкий график или возможность удаленной работы.
(Никулина С.)
("Трудовое право", 2024, N 11)Поддержка и развитие означают равный доступ к обучению и наставничеству. Обучение позволяет каждому сотруднику развивать свои навыки и повышать квалификацию, независимо от исходного уровня знаний. Наставничество - находить поддержку у более опытных коллег. Инклюзивная среда учитывает необходимость сотрудников в гибкости и поддерживает их в стремлении к здоровому балансу между работой и личной жизнью. Это может включать, например, гибкий график или возможность удаленной работы.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Получение экспертами ДПО, независимо от его формы, связано не только с получением теоретических знаний, но и с проведением практических занятий под контролем наставника, где обучающиеся выполняют контрольные экспертизы, как это делается при освоении программ специалитета высших учебных заведений. В этой связи предлагаем предусмотреть разработку практикума (рабочих тетрадей) по дисциплинам прикладного характера ("Основы криминалистики", "Основы трасологии", "Основы судебной фотографии и видеозаписи", "Судебная транспортная экспертиза" (конкретного рода)), целями выполнения которого будут являться закрепление обучающимися теоретических положений пройденных тем, выработка у них определенных знаний, умений и навыков. Выполнение практикума представляет собой написание ответов на теоретические вопросы в рамках лабораторных работ, а также выполнение практических заданий в виде описания различных объектов, составления фототаблиц, контрольных заключений эксперта.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Получение экспертами ДПО, независимо от его формы, связано не только с получением теоретических знаний, но и с проведением практических занятий под контролем наставника, где обучающиеся выполняют контрольные экспертизы, как это делается при освоении программ специалитета высших учебных заведений. В этой связи предлагаем предусмотреть разработку практикума (рабочих тетрадей) по дисциплинам прикладного характера ("Основы криминалистики", "Основы трасологии", "Основы судебной фотографии и видеозаписи", "Судебная транспортная экспертиза" (конкретного рода)), целями выполнения которого будут являться закрепление обучающимися теоретических положений пройденных тем, выработка у них определенных знаний, умений и навыков. Выполнение практикума представляет собой написание ответов на теоретические вопросы в рамках лабораторных работ, а также выполнение практических заданий в виде описания различных объектов, составления фототаблиц, контрольных заключений эксперта.
Статья: Наставничество в ТК РФ: оформляем, назначаем, оплачиваем
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 4)"Доплаты наставникам за обучение стажеров нет, такая работа никак не оформляется, обязанность обучать в трудовых договорах не закреплена". С такими жалобами систематически сталкивались трудинспекции, потому что ТК РФ не предусматривал правил для установления наставничества и его оплаты. И работодатели по своему хотению платили за него сотруднику-наставнику или не платили. С 1 марта 2025 г. вариант "не платить" исключен.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 4)"Доплаты наставникам за обучение стажеров нет, такая работа никак не оформляется, обязанность обучать в трудовых договорах не закреплена". С такими жалобами систематически сталкивались трудинспекции, потому что ТК РФ не предусматривал правил для установления наставничества и его оплаты. И работодатели по своему хотению платили за него сотруднику-наставнику или не платили. С 1 марта 2025 г. вариант "не платить" исключен.
Статья: Об особенностях организации и проведения преддипломной практики обучающихся ведомственного вуза
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Изложенное позволяет констатировать, что ввиду того, что к прохождению преддипломной практики допускаются обучающиеся, освоившие все дисциплины оперативно-разыскной специализации и обладающие широким багажом теоретических знаний, содержание практики должно быть максимально приближено к повседневной деятельности оперативного подразделения. Следует отметить, что наставникам обучающихся целесообразно организовать проведение занятий для дополнительного изучения требований по обеспечению режима секретности в оперативных подразделениях учреждений и органов УИС с привлечением сотрудников режимно-секретного подразделения, с последующим принятием зачета. Закрепление знаний в области соблюдения и обеспечения режима секретности следует проводить в сочетании с установлением текущего уровня подготовленности обучающихся в области оперативно-разыскной деятельности также путем принятия зачета, который должен включать в себя теоретические вопросы и конкретные ситуации, возникающие в деятельности оперативного сотрудника, предполагающие анализ, принятие решения, составление оперативно-служебного документа. Изучение результатов зачета позволит определить проблемные области теоретико-прикладной подготовленности обучающихся, на которых следует сделать акцент в процессе прохождения практики (например, правильность оформления документов по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий и т.д.).
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Изложенное позволяет констатировать, что ввиду того, что к прохождению преддипломной практики допускаются обучающиеся, освоившие все дисциплины оперативно-разыскной специализации и обладающие широким багажом теоретических знаний, содержание практики должно быть максимально приближено к повседневной деятельности оперативного подразделения. Следует отметить, что наставникам обучающихся целесообразно организовать проведение занятий для дополнительного изучения требований по обеспечению режима секретности в оперативных подразделениях учреждений и органов УИС с привлечением сотрудников режимно-секретного подразделения, с последующим принятием зачета. Закрепление знаний в области соблюдения и обеспечения режима секретности следует проводить в сочетании с установлением текущего уровня подготовленности обучающихся в области оперативно-разыскной деятельности также путем принятия зачета, который должен включать в себя теоретические вопросы и конкретные ситуации, возникающие в деятельности оперативного сотрудника, предполагающие анализ, принятие решения, составление оперативно-служебного документа. Изучение результатов зачета позволит определить проблемные области теоретико-прикладной подготовленности обучающихся, на которых следует сделать акцент в процессе прохождения практики (например, правильность оформления документов по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий и т.д.).
Готовое решение: Как оформить стажировку студентов
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок наставничества при стажировке обучающихся можете закрепить, в частности, в локальном нормативном акте, например в положении о наставничестве (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 351.8 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок наставничества при стажировке обучающихся можете закрепить, в частности, в локальном нормативном акте, например в положении о наставничестве (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 351.8 ТК РФ).
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, в кадровой политике значимой составляющей выступает внутриорганизационная передача информации - практика наставничества, организация ситуативных обучающих кейсов, практических семинаров и т.п.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, в кадровой политике значимой составляющей выступает внутриорганизационная передача информации - практика наставничества, организация ситуативных обучающих кейсов, практических семинаров и т.п.
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях (абз. 10 п. 2 Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях (абз. 10 п. 2 Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утв. Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145).