Наследование медалей
Подборка наиболее важных документов по запросу Наследование медалей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 264 ГПК РФМесто открытия наследства устанавливают с учетом длительности проживания там наследодателя, наличия имущества и др. >>>
Апелляционное определение Московского городского суда от 24.07.2024 по делу N 33-29568/2024 (УИД 77RS0021-02-2022-010575-11)
Категория: Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О признании права собственности в порядке наследования; 2) О включении имущества в наследственную массу; 3) Об установлении факта принятия наследства.
Требования наследников: 4) О признании права собственности в порядке наследования; 5) Об установлении факта принятия наследства.
Обстоятельства: Истцы указали, что доля домовладения была фактически принята наследником второй очереди путем проживания, поддержания в надлежащем состоянии наследственного имущества и впоследствии была унаследована его супругой, а после - ими.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.В свою очередь, факт представления фио в заседание судебной коллегии медалей умершего фио, также не подтверждают факт принятия наследства фио данного имущества в течение 6-ти месяцев после смерти наследодателя - ее отца.
Категория: Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О признании права собственности в порядке наследования; 2) О включении имущества в наследственную массу; 3) Об установлении факта принятия наследства.
Требования наследников: 4) О признании права собственности в порядке наследования; 5) Об установлении факта принятия наследства.
Обстоятельства: Истцы указали, что доля домовладения была фактически принята наследником второй очереди путем проживания, поддержания в надлежащем состоянии наследственного имущества и впоследствии была унаследована его супругой, а после - ими.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Отказано.В свою очередь, факт представления фио в заседание судебной коллегии медалей умершего фио, также не подтверждают факт принятия наследства фио данного имущества в течение 6-ти месяцев после смерти наследодателя - ее отца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты наследования объектов, представляющих культурную ценность
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Рассмотренные требования не распространяются на культурные ценности, которые в составе Музейного фонда Российской Федерации не учтены. Подавляющее большинство ценностей, находящихся в частных коллекциях физических лиц, именно таковыми и являются, что во многом обусловлено нежеланием коллекционеров принимать на себя установленные законодательством обязанности по обеспечению их сохранности при сопутствующих финансовых затратах, а также нежеланием быть связанными серьезными ограничениями в возможности их свободного обращения. Может сложиться и такая ситуация, при которой предметы, находящиеся в таких коллекциях, вовсе не учтены их владельцами (либо учтены лишь некоторые из них, как правило переданные в собрания музеев), в связи с чем наследники будут иметь весьма смутное представление как о полном составе наследуемой коллекции, так и о ценности входящих в ее состав предметов. Такие предметы и коллекции, нередко уникальные, вместе с остальными вещами, принадлежащими наследодателю, в составе наследственной массы перейдут к наследникам, которые после оформления наследственных прав и выдачи свидетельства о праве на наследство уже не будут связанными какими-либо ограничениями в части распоряжения ими. В такой ситуации особенности наследования будут зависеть исключительно от вида имущества, к которому относятся объекты наследования, представляющие культурную ценность. ГК РФ такие особенности для некоторых видов имущества определены в главе 65, а также в других его положениях. Особым правилам подчинено, в частности, наследование орденов, медалей, почетных и памятных знаков, поэтому представляющие культурную ценность предметы фалеристики будут наследоваться в соответствии с положениями статьи 1185 ГК РФ и иных актов <12>.
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Рассмотренные требования не распространяются на культурные ценности, которые в составе Музейного фонда Российской Федерации не учтены. Подавляющее большинство ценностей, находящихся в частных коллекциях физических лиц, именно таковыми и являются, что во многом обусловлено нежеланием коллекционеров принимать на себя установленные законодательством обязанности по обеспечению их сохранности при сопутствующих финансовых затратах, а также нежеланием быть связанными серьезными ограничениями в возможности их свободного обращения. Может сложиться и такая ситуация, при которой предметы, находящиеся в таких коллекциях, вовсе не учтены их владельцами (либо учтены лишь некоторые из них, как правило переданные в собрания музеев), в связи с чем наследники будут иметь весьма смутное представление как о полном составе наследуемой коллекции, так и о ценности входящих в ее состав предметов. Такие предметы и коллекции, нередко уникальные, вместе с остальными вещами, принадлежащими наследодателю, в составе наследственной массы перейдут к наследникам, которые после оформления наследственных прав и выдачи свидетельства о праве на наследство уже не будут связанными какими-либо ограничениями в части распоряжения ими. В такой ситуации особенности наследования будут зависеть исключительно от вида имущества, к которому относятся объекты наследования, представляющие культурную ценность. ГК РФ такие особенности для некоторых видов имущества определены в главе 65, а также в других его положениях. Особым правилам подчинено, в частности, наследование орденов, медалей, почетных и памятных знаков, поэтому представляющие культурную ценность предметы фалеристики будут наследоваться в соответствии с положениями статьи 1185 ГК РФ и иных актов <12>.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, указанные государственные награды не входят в состав наследственного имущества. С практической точки зрения это означает, что такие ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям, знаки отличия не могут быть завещаны, передаваться наследникам других очередей, а также включаться в наследственную массу. Соответственно не может быть присуждена денежная либо иная компенсация другим наследникам с лица, которому награды переданы по решению суда, несмотря на то что те или иные из них могут иметь значительную материальную ценность, а в дальнейшем и переходить по наследству без каких-либо изъятий.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, указанные государственные награды не входят в состав наследственного имущества. С практической точки зрения это означает, что такие ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям, знаки отличия не могут быть завещаны, передаваться наследникам других очередей, а также включаться в наследственную массу. Соответственно не может быть присуждена денежная либо иная компенсация другим наследникам с лица, которому награды переданы по решению суда, несмотря на то что те или иные из них могут иметь значительную материальную ценность, а в дальнейшем и переходить по наследству без каких-либо изъятий.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.02.2020 N 10-П
"По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.М. Деменьшиной"Сторона защиты обжаловала приговор, ссылаясь на то, что примененный Указ Президиума Верховного Совета СССР не может считаться действующим, а названная медаль - входящей в государственную наградную систему Российской Федерации, в связи с чем Н.М. Деменьшина, являющаяся наследницей имущества, перешедшего к ней после смерти родителей (свидетельства о праве на наследство от 4 августа 2017 года), в статусе собственника данного имущества могла распорядиться им по своему усмотрению. Однако приведенные доводы отвергнуты апелляционным постановлением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 27 апреля 2018 года, оставившим приговор без изменения. В свою очередь, прокурор Свердловской области обратился в президиум Свердловского областного суда с кассационным представлением, полагая, что действия осужденной лишь формально содержат признаки преступления, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности. Отменяя апелляционное постановление и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 19 декабря 2018 года отметил, что нижестоящие суды не изучили вопрос о возможности освобождения Н.М. Деменьшиной от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
"По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.М. Деменьшиной"Сторона защиты обжаловала приговор, ссылаясь на то, что примененный Указ Президиума Верховного Совета СССР не может считаться действующим, а названная медаль - входящей в государственную наградную систему Российской Федерации, в связи с чем Н.М. Деменьшина, являющаяся наследницей имущества, перешедшего к ней после смерти родителей (свидетельства о праве на наследство от 4 августа 2017 года), в статусе собственника данного имущества могла распорядиться им по своему усмотрению. Однако приведенные доводы отвергнуты апелляционным постановлением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 27 апреля 2018 года, оставившим приговор без изменения. В свою очередь, прокурор Свердловской области обратился в президиум Свердловского областного суда с кассационным представлением, полагая, что действия осужденной лишь формально содержат признаки преступления, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности. Отменяя апелляционное постановление и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 19 декабря 2018 года отметил, что нижестоящие суды не изучили вопрос о возможности освобождения Н.М. Деменьшиной от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
Письмо Госналогслужбы РФ от 03.02.1993 N ВЗ-6-04/62
"О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах"Что касается орденов и медалей умерших награжденных, то в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. N 5168-IX они могут оставаться в семьях - как память применительно к гражданскому законодательству о порядке наследования или с согласия наследников могут быть переданы музеям. Если у умершего нет наследников, то ордена и медали возвращаются в Президиум Верховного Совета.
"О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах"Что касается орденов и медалей умерших награжденных, то в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. N 5168-IX они могут оставаться в семьях - как память применительно к гражданскому законодательству о порядке наследования или с согласия наследников могут быть переданы музеям. Если у умершего нет наследников, то ордена и медали возвращаются в Президиум Верховного Совета.
Статья: "Классный чин": содержание понятия и его трансформация в сфере государственной гражданской службы XVII - XXI вв.
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Для России того времени характерен значительный рост "новых дворян", то есть лиц, изменивших свой социальный статус посредством получения чина. Именно чин давал личное, а с достижением VIII класса ("коллежский асессор") - потомственное дворянство, которое служащий мог передавать по наследству. Поэтому данный факт служил сильным стимулом для привлечения на службу представителей неблагородных сословий.
(Патова Е.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Для России того времени характерен значительный рост "новых дворян", то есть лиц, изменивших свой социальный статус посредством получения чина. Именно чин давал личное, а с достижением VIII класса ("коллежский асессор") - потомственное дворянство, которое служащий мог передавать по наследству. Поэтому данный факт служил сильным стимулом для привлечения на службу представителей неблагородных сословий.
Статья: К вопросу о понятийном аппарате семейного права: определение юридических категорий "семья" и "брак"
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)В истории России существовали периоды либо признания правовых последствий за фактическими сожительствами, либо запрета, либо полного юридического безразличия <22>. Так, дореволюционное брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Объяснялась такая позиция тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, имеющего в виду идеал нравственности. Хотя требования на обеспечение необходимых потребностей матери и ребенка, таких как жилище, пища, одежда, подлежали удовлетворению со стороны виновного <23>. Советская власть, отказываясь от всего старого, тем не менее сохранила форму учета населения в виде регистрации актов гражданского состояния (рождение, вступление в брак и смерть), передав эти функции НКВД <24>. И если в отношении необходимости записей о рождении и смерти сомнений у молодого государства не было, то в обязательности регистрации брака не было единой позиции. И как результат, в 1926 г. с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке <25> произошла деформализация брака, правовую охрану предоставляли наряду с зарегистрированным и фактическим сожительствам, продвигая идею классиков марксизма-ленинизма о "раскрепощении семьи" <26>. Фактическими стали развод и отцовство. Однако такое законодательное решение не способствовало укреплению семьи как "ячейки общества" и порождало много проблем в правоприменительной практике, особенно при разрешении споров по наследственным делам. Сложность была именно в доказывании самих фактов сожительства или кровного родства <27>. Ситуация была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <28>, которым было введено требование об обязательности регистрации браков, а лицам, состоявшим в незарегистрированных супружеских союзах, следовало официально оформить свои брачные отношения, указав дату их начала. С принятием этого нормативного правового акта началась "эпоха игнорирования фактических сожительств": если сожители игнорируют право, то и государство игнорирует факт их сожительства. Действительно, одна из функций государственной регистрации брака - это учетная. Государству, бесспорно, необходимо иметь сведения о количестве зарегистрированных браков для правильного планирования государственной семейной политики, но вместе с тем ограниченное признание семейных прав лиц, состоящих в фактических сожительствах, способствовало бы стабильности брака как социального института. Следует разработать критерии для установления охраны прав сожителей, например, длительность и устойчивость отношений (более 5 лет), наличие общих детей, приобретение имущества на общие средства и т.п. Один из аргументов в пользу правовой охраны фактических сожительств - это установление отцовства в отношении детей, рожденных в таких семьях. Законодатель не делает различия между детьми, рожденными у родителей, состоящих или не состоящих в браке, тем самым косвенно признает такой социальный институт, как незарегистрированный брак (супружеский союз). У фактических сожителей должен быть меньше объем взаимных прав и обязанностей, чем у супругов: например, не может быть такого личного неимущественного права - право на общую фамилию, наследственные права в отношении друг друга.
(Трофимец И.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 3)В истории России существовали периоды либо признания правовых последствий за фактическими сожительствами, либо запрета, либо полного юридического безразличия <22>. Так, дореволюционное брачное право обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей. Объяснялась такая позиция тем, что иные правовые установления делали бы внебрачный союз выгоднее и привлекательнее брачного, что немыслимо с точки зрения закона, имеющего в виду идеал нравственности. Хотя требования на обеспечение необходимых потребностей матери и ребенка, таких как жилище, пища, одежда, подлежали удовлетворению со стороны виновного <23>. Советская власть, отказываясь от всего старого, тем не менее сохранила форму учета населения в виде регистрации актов гражданского состояния (рождение, вступление в брак и смерть), передав эти функции НКВД <24>. И если в отношении необходимости записей о рождении и смерти сомнений у молодого государства не было, то в обязательности регистрации брака не было единой позиции. И как результат, в 1926 г. с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке <25> произошла деформализация брака, правовую охрану предоставляли наряду с зарегистрированным и фактическим сожительствам, продвигая идею классиков марксизма-ленинизма о "раскрепощении семьи" <26>. Фактическими стали развод и отцовство. Однако такое законодательное решение не способствовало укреплению семьи как "ячейки общества" и порождало много проблем в правоприменительной практике, особенно при разрешении споров по наследственным делам. Сложность была именно в доказывании самих фактов сожительства или кровного родства <27>. Ситуация была изменена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня", учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <28>, которым было введено требование об обязательности регистрации браков, а лицам, состоявшим в незарегистрированных супружеских союзах, следовало официально оформить свои брачные отношения, указав дату их начала. С принятием этого нормативного правового акта началась "эпоха игнорирования фактических сожительств": если сожители игнорируют право, то и государство игнорирует факт их сожительства. Действительно, одна из функций государственной регистрации брака - это учетная. Государству, бесспорно, необходимо иметь сведения о количестве зарегистрированных браков для правильного планирования государственной семейной политики, но вместе с тем ограниченное признание семейных прав лиц, состоящих в фактических сожительствах, способствовало бы стабильности брака как социального института. Следует разработать критерии для установления охраны прав сожителей, например, длительность и устойчивость отношений (более 5 лет), наличие общих детей, приобретение имущества на общие средства и т.п. Один из аргументов в пользу правовой охраны фактических сожительств - это установление отцовства в отношении детей, рожденных в таких семьях. Законодатель не делает различия между детьми, рожденными у родителей, состоящих или не состоящих в браке, тем самым косвенно признает такой социальный институт, как незарегистрированный брак (супружеский союз). У фактических сожителей должен быть меньше объем взаимных прав и обязанностей, чем у супругов: например, не может быть такого личного неимущественного права - право на общую фамилию, наследственные права в отношении друг друга.