Нарушения при заполнении справок о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушения при заполнении справок о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 19.12.2024 N 33-3479/2024 (УИД 67RS0004-01-2024-001621-73)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда; 2) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 3) О признании незаконным увольнения, о восстановлении на работе; 4) О признании незаконным протокола комиссии; 5) Об исключении информации из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Обстоятельства: Суд пришел к выводу о том, что были подтверждены факты неисполнения истцом обязанности по предотвращению и урегулированию возможного конфликта интересов, а также предоставления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то, что допущенные им нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения ввиду их несущественности и малозначительности, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они могут быть расценены как значительные, влекущие увольнение государственного служащего, в каждом конкретном случае работодатель принимает решение самостоятельно. В ходе проверки достоверности представленных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера в отношении Б. были выявлены факты предоставления недостоверных сведений в справке о доходах, сокрытия счетов, доход в виде арендных платежей за сдачу нежилого помещения.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда; 2) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 3) О признании незаконным увольнения, о восстановлении на работе; 4) О признании незаконным протокола комиссии; 5) Об исключении информации из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Обстоятельства: Суд пришел к выводу о том, что были подтверждены факты неисполнения истцом обязанности по предотвращению и урегулированию возможного конфликта интересов, а также предоставления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то, что допущенные им нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения ввиду их несущественности и малозначительности, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они могут быть расценены как значительные, влекущие увольнение государственного служащего, в каждом конкретном случае работодатель принимает решение самостоятельно. В ходе проверки достоверности представленных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера в отношении Б. были выявлены факты предоставления недостоверных сведений в справке о доходах, сокрытия счетов, доход в виде арендных платежей за сдачу нежилого помещения.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 по делу N 88-23651/2023 (УИД 62RS0001-01-2020-000992-46)
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец считает, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении подлежат отмене как незаконные и необоснованные в связи с отсутствием оснований для увольнения и нарушением процедуры проведения проверки и применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца со ссылкой на позицию Минтруда России, изложенную в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073), о том, что допущенные К. нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения, ввиду их несущественности и малозначительности.
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец считает, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении подлежат отмене как незаконные и необоснованные в связи с отсутствием оснований для увольнения и нарушением процедуры проведения проверки и применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца со ссылкой на позицию Минтруда России, изложенную в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073), о том, что допущенные К. нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения, ввиду их несущественности и малозначительности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Организация системной работы в рассматриваемом аспекте будет в немалой степени способствовать недопущению нарушений при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Организация системной работы в рассматриваемом аспекте будет в немалой степени способствовать недопущению нарушений при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Путеводитель по судебной практике: Заем.
Подтверждают ли документы о передаче наличных денег существование отношений по займу при рассмотрении дел о банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив данные документы, суд апелляционной инстанции признал недоказанным факт наличия у Веселова В.В. финансовой возможности предоставить в марте 2011 года заем на сумму 15 млн. рублей. Представив копии договоров купли-продажи, Веселов В.В. не доказал, что получил по данным сделкам денежные средства. Соответствующие платежные документы в деле отсутствуют. Договор купли-продажи нежилого помещения заключен 20.04.2011, тогда как договор займа заключен 01.03.2011. Довод Веселова В.В. о том, что по указанному договору купли-продажи денежные средства поступили ему ранее на основании предварительного договора, также не подтвержден документально. Согласно справке о доходах за 2011 год доход Веселова В.В. составил чуть больше 4,5 млн. рублей. Налоговые декларации за предыдущие годы, в том числе за 2010 год, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил.
Подтверждают ли документы о передаче наличных денег существование отношений по займу при рассмотрении дел о банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив данные документы, суд апелляционной инстанции признал недоказанным факт наличия у Веселова В.В. финансовой возможности предоставить в марте 2011 года заем на сумму 15 млн. рублей. Представив копии договоров купли-продажи, Веселов В.В. не доказал, что получил по данным сделкам денежные средства. Соответствующие платежные документы в деле отсутствуют. Договор купли-продажи нежилого помещения заключен 20.04.2011, тогда как договор займа заключен 01.03.2011. Довод Веселова В.В. о том, что по указанному договору купли-продажи денежные средства поступили ему ранее на основании предварительного договора, также не подтвержден документально. Согласно справке о доходах за 2011 год доход Веселова В.В. составил чуть больше 4,5 млн. рублей. Налоговые декларации за предыдущие годы, в том числе за 2010 год, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, указал на то, что в материалах дела отсутствуют документы, достоверно свидетельствующие о занятости М. в период его работы в акционерном обществе на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение 80 процентов рабочего времени и более. Трудовая книжка, должностная инструкция электрогазосварщика 4 разряда, графики учета рабочего времени, расчетные листки и справки о доходах М. не свидетельствуют в должной мере о занятости М. не менее 80 процентов рабочего времени на работах с тяжелыми условиями труда. Согласно хронометражу рабочего времени М. его занятость на работах с тяжелыми условиями труда в течение рабочего времени составляет 51 процент.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, указал на то, что в материалах дела отсутствуют документы, достоверно свидетельствующие о занятости М. в период его работы в акционерном обществе на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение 80 процентов рабочего времени и более. Трудовая книжка, должностная инструкция электрогазосварщика 4 разряда, графики учета рабочего времени, расчетные листки и справки о доходах М. не свидетельствуют в должной мере о занятости М. не менее 80 процентов рабочего времени на работах с тяжелыми условиями труда. Согласно хронометражу рабочего времени М. его занятость на работах с тяжелыми условиями труда в течение рабочего времени составляет 51 процент.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
Статья: Нюансы подачи справок о доходах за 2022 год
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)Одна из распространенных ошибок при заполнении данного раздела тоже заключается в том, что лица, на которых возлагается обязанность декларировать доходы, раскрывают не все из имеющихся у них счетов. Например, в деле N 2-1736/2021 среди нарушений, допущенных руководителем управления образования районной администрации, фигурировали факты неуказания в справках двух банковских счетов - самой руководительницы и супруга. А в рамках дела N 88-20264/2022 судьи установили, что служащий не отразил в справках четыре действующих счета с минимальными остатками средств на них, причем один счет не декларировался на протяжении трех отчетных периодов.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)Одна из распространенных ошибок при заполнении данного раздела тоже заключается в том, что лица, на которых возлагается обязанность декларировать доходы, раскрывают не все из имеющихся у них счетов. Например, в деле N 2-1736/2021 среди нарушений, допущенных руководителем управления образования районной администрации, фигурировали факты неуказания в справках двух банковских счетов - самой руководительницы и супруга. А в рамках дела N 88-20264/2022 судьи установили, что служащий не отразил в справках четыре действующих счета с минимальными остатками средств на них, причем один счет не декларировался на протяжении трех отчетных периодов.
Статья: Заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе за 2022 год с учетом нововведений
(Павлова А.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Сведения о доходах. Как и прежде, при заполнении разд. 1 "Сведения о доходах" справки не следует руководствоваться только содержанием термина "доход", определенным в ст. 41 НК РФ, поскольку в целях представления сведений данный термин применяется в более широком смысле.
(Павлова А.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Сведения о доходах. Как и прежде, при заполнении разд. 1 "Сведения о доходах" справки не следует руководствоваться только содержанием термина "доход", определенным в ст. 41 НК РФ, поскольку в целях представления сведений данный термин применяется в более широком смысле.
Готовое решение: Виды налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет (п. 1 ст. 100 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)2.2. При заполнении раздела "Сведения о доходах" справки:
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)2.2. При заполнении раздела "Сведения о доходах" справки:
Статья: Что будет, если не сообщили инспекции о неудержанном НДФЛ
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2025, N 11)Дело в том, что в Порядке заполнения расчета 6-НДФЛ прямо указано, что он должен заполняться переносом в него данных из регистров <9>. Поэтому отсутствие регистра с учетом дохода и налога по физлицу автоматически означает отсутствие и данных об этих доходе и налоге в расчете 6-НДФЛ, и в справке о доходах, которая должна быть частью годового расчета. То есть по сути это одно и то же деяние. А за одно нарушение нельзя наказывать дважды разными штрафами <10>. Из двух этих штрафов должен быть выбран специально предназначенный налоговым агентам штраф по ст. 126.1 НК.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2025, N 11)Дело в том, что в Порядке заполнения расчета 6-НДФЛ прямо указано, что он должен заполняться переносом в него данных из регистров <9>. Поэтому отсутствие регистра с учетом дохода и налога по физлицу автоматически означает отсутствие и данных об этих доходе и налоге в расчете 6-НДФЛ, и в справке о доходах, которая должна быть частью годового расчета. То есть по сути это одно и то же деяние. А за одно нарушение нельзя наказывать дважды разными штрафами <10>. Из двух этих штрафов должен быть выбран специально предназначенный налоговым агентам штраф по ст. 126.1 НК.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Таким образом, полагает, что ввиду нахождения на лечении и в силу тяжелого состояния здоровья он не имел возможности в установленные сроки подать справку о доходах, что не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Таким образом, полагает, что ввиду нахождения на лечении и в силу тяжелого состояния здоровья он не имел возможности в установленные сроки подать справку о доходах, что не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий.
Статья: Техника добровольной уплаты НДФЛ за счет налогового агента
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)- Поскольку фактически НДФЛ не был удержан в отчетном и налоговом периодах, за которые представляется уточненный расчет 6-НДФЛ, данные в строках 160 - 166 раздела 2 исправлять не нужно. И действительно, возникнет несоответствие между парными строками в блоках 021 - 026 и 161 - 166 того отчетного периода, в котором налог следовало удержать в соответствии с требованиями НК. В приведенном примере будет расхождение на сумму налога 13 тыс. руб. между строками 021 и 161 уточненного расчета за 9 месяцев 2024 г. В случае получения от инспекции требования из-за нарушения соответствующего контрольного соотношения достаточно дать пояснения относительно причины такого заполнения расчета.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)- Поскольку фактически НДФЛ не был удержан в отчетном и налоговом периодах, за которые представляется уточненный расчет 6-НДФЛ, данные в строках 160 - 166 раздела 2 исправлять не нужно. И действительно, возникнет несоответствие между парными строками в блоках 021 - 026 и 161 - 166 того отчетного периода, в котором налог следовало удержать в соответствии с требованиями НК. В приведенном примере будет расхождение на сумму налога 13 тыс. руб. между строками 021 и 161 уточненного расчета за 9 месяцев 2024 г. В случае получения от инспекции требования из-за нарушения соответствующего контрольного соотношения достаточно дать пояснения относительно причины такого заполнения расчета.
Статья: Комментарий к Информации Минтруда России от 30.12.2022 "Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)"
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Отметим, что при заполнении и последующей проверке сведений о доходах полезно учесть опыт предыдущих декларационных кампаний. В помощь лицам, обязанным представлять справки о доходах, будет Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Минтрудом в марте 2022 года (см. Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479).
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Отметим, что при заполнении и последующей проверке сведений о доходах полезно учесть опыт предыдущих декларационных кампаний. В помощь лицам, обязанным представлять справки о доходах, будет Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Минтрудом в марте 2022 года (см. Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479).