Нарушение водоохранной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение водоохранной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Гражданин, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за использование прибрежной защитной полосы водного объекта (его водоохранной зоны) с нарушением ограничений деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Гражданин, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за использование прибрежной защитной полосы водного объекта (его водоохранной зоны) с нарушением ограничений деятельности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, в том числе ГТС, находящимися в собственности субъектов РФ, направляют их в территориальные органы Росводресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных и сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 и от 14 марта 2024 г. N 300).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, в том числе ГТС, находящимися в собственности субъектов РФ, направляют их в территориальные органы Росводресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных и сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 и от 14 марта 2024 г. N 300).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)9. Добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны не допускается, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)9. Добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны не допускается, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<43> См., например: п. 9 Обзора ВС РФ 2022 г. (добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами, признана незаконной); Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июля 2022 г. по делу N 88-12611/2022, 2-8790/2021 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2023 г. N Ф04-1793/2023 по делу N А70-5011/2022 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2011 г. по делу N А53-9470/2010 (в этом Постановлении была применена ст. 222 ГК РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<43> См., например: п. 9 Обзора ВС РФ 2022 г. (добыча общераспространенных полезных ископаемых с нарушением правового режима водоохранной зоны, в том числе при наличии лицензии на право пользования недрами, признана незаконной); Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июля 2022 г. по делу N 88-12611/2022, 2-8790/2021 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2023 г. N Ф04-1793/2023 по делу N А70-5011/2022 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2011 г. по делу N А53-9470/2010 (в этом Постановлении была применена ст. 222 ГК РФ) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В статье раскрывается содержание понятия "охрана водных объектов", особое внимание уделяется рассмотрению правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос как одного из правовых механизмов охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления. Проводится анализ особенностей правового режима водоохранных зон советского и действующего российского законодательства. На основе действующего законодательства и актуальной судебной практики рассмотрены характеристики правового режима вышеуказанных зон и некоторые проблемы соблюдения режима (например, нарушения правового режима водоохранной зоны в связи с отсутствием на местности информационных знаков), с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности. В этой связи отдельное внимание уделено необходимости информирования природопользователей и повышения их уровня экологической культуры. Автор приходит к выводу о несоответствии действующего водного законодательства в контексте правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос экосистемному подходу в природопользовании. Формально предусмотренное правовое регулирование создает лишь видимость наличия эффективных механизмов охраны вод.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В статье раскрывается содержание понятия "охрана водных объектов", особое внимание уделяется рассмотрению правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос как одного из правовых механизмов охраны водных объектов от загрязнения, засорения, заиления. Проводится анализ особенностей правового режима водоохранных зон советского и действующего российского законодательства. На основе действующего законодательства и актуальной судебной практики рассмотрены характеристики правового режима вышеуказанных зон и некоторые проблемы соблюдения режима (например, нарушения правового режима водоохранной зоны в связи с отсутствием на местности информационных знаков), с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности. В этой связи отдельное внимание уделено необходимости информирования природопользователей и повышения их уровня экологической культуры. Автор приходит к выводу о несоответствии действующего водного законодательства в контексте правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос экосистемному подходу в природопользовании. Формально предусмотренное правовое регулирование создает лишь видимость наличия эффективных механизмов охраны вод.