Нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 395 ГК РФ "Ответственность за неисполнение денежного обязательства"1.2.4.3. Проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются на сумму предоплаты за несвоевременно переданный товар, если законом или договором не предусмотрено иное (позиция ВАС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Обеспечительная купля-продажа, отказ в продаже товара
(КонсультантПлюс, 2025)02.03.2023 в 15:38:24 часов потребитель направил в адрес общества... претензию о нарушении срока передачи предварительно оплаченного товара...
(КонсультантПлюс, 2025)02.03.2023 в 15:38:24 часов потребитель направил в адрес общества... претензию о нарушении срока передачи предварительно оплаченного товара...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара (пункт 2).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара (пункт 2).
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Неустойка реализуется также в случае нарушения продавцом установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара за каждый день просрочки со дня, когда по указанному договору передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Неустойка реализуется также в случае нарушения продавцом установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара за каждый день просрочки со дня, когда по указанному договору передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Статья: Бремя доказывания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приведенные требования не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 5 той же статьи).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приведенные требования не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 5 той же статьи).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель может прибегнуть к средствам защиты, предусмотренным ст. 23 п. 2 Закона о защите прав потребителей, если только продавец не докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель может прибегнуть к средствам защиты, предусмотренным ст. 23 п. 2 Закона о защите прав потребителей, если только продавец не докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Готовое решение: Как юридическое лицо может продать автомобиль физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что, если покупатель приобретает автомобиль для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и вы включаете в договор обязанность потребителя предварительно оплатить товар, такой договор обязательно должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (п. 1 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю может повлечь последствия, предусмотренные в п. п. 2, 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что, если покупатель приобретает автомобиль для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и вы включаете в договор обязанность потребителя предварительно оплатить товар, такой договор обязательно должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (п. 1 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю может повлечь последствия, предусмотренные в п. п. 2, 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Штрафная неустойка как "сверхкомпенсационная" санкция и особенности ее применения в делах с участием потребителей
(Слесарев В.Л., Кравец В.Д.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)В отношениях с участием потребителей неустойка устанавливается законом, в частности: ст. 23 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7> за просрочку выполнения требований потребителя; ст. 23.1 за нарушения сроков передачи продавцом предварительно оплаченного товара; ст. 28 за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг); ст. 30 за нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и др. Неустойка может быть также предусмотрена соглашением между потребителем и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Изменение размера неустойки, предусмотренной законом, возможно только в большую сторону, если законом не установлено прямого запрета на ее изменение. В силу п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Рассматриваемая норма позволяет сделать вывод о штрафном характере неустойки, взыскиваемой в пользу потребителя <8>. Для взыскания неустойки потребителю достаточно доказать факт нарушения обязательств контрагентом. Сказанное обосновывает отнесение неустойки, применяемой в отношениях с участием потребителей, к числу штрафных (сверхкомпенсационных) санкций <9>.
(Слесарев В.Л., Кравец В.Д.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 3)В отношениях с участием потребителей неустойка устанавливается законом, в частности: ст. 23 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <7> за просрочку выполнения требований потребителя; ст. 23.1 за нарушения сроков передачи продавцом предварительно оплаченного товара; ст. 28 за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг); ст. 30 за нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и др. Неустойка может быть также предусмотрена соглашением между потребителем и лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Изменение размера неустойки, предусмотренной законом, возможно только в большую сторону, если законом не установлено прямого запрета на ее изменение. В силу п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Рассматриваемая норма позволяет сделать вывод о штрафном характере неустойки, взыскиваемой в пользу потребителя <8>. Для взыскания неустойки потребителю достаточно доказать факт нарушения обязательств контрагентом. Сказанное обосновывает отнесение неустойки, применяемой в отношениях с участием потребителей, к числу штрафных (сверхкомпенсационных) санкций <9>.
Готовое решение: Потребитель требует с вас неустойку. В каком размере ее придется уплатить
(КонсультантПлюс, 2025)если продавец нарушил срок передачи предварительно оплаченного товара. В этом случае неустойка не может превышать сумму предоплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей);
(КонсультантПлюс, 2025)если продавец нарушил срок передачи предварительно оплаченного товара. В этом случае неустойка не может превышать сумму предоплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей);
Путеводитель по судебной практике. Купля-продажа. Общие положения13. Условие освобождения продавца от ответственности за просрочку передачи предварительно оплаченного товара по договору купли-продажи
Ситуация: Каков порядок взыскания неустойки потребителем?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушен установленный договором купли-продажи срок передачи предоплаченного товара;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)нарушен установленный договором купли-продажи срок передачи предоплаченного товара;
Статья: Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)К числу опорных элементов в механизме защиты прав потребителей можно отнести достаточно детальную регламентацию порядка, формы и способов оплаты товара. Применительно к способу и форме оплаты товаров законодатель ясно выразил свою позицию в положениях ст. 16 и 16.1 Закона о защите прав потребителей, закрепляя в числе недопустимых условий договора, запретов и обязанностей, налагаемых на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), неприемлемость лишения потребителя права на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг). Касательно же самого момента оплаты, действует лишь общее правило ГК РФ об оплате товара покупателем непосредственно до или после передачи его продавцом, если иное не установлено законом или договором. Такие нормативно допустимые отступления позволяют продавцам-участникам дистанционной продажи безальтернативно навязывать покупателям предварительную оплату товаров. Тем самым покупатель, принимая во внимание невозможность участия в согласовании условий договора, лишен вариативности исполнения своей основной обязанности, в том числе посредством наличной формы расчетов, как это предполагается ст. 16.1 указанного Закона. Однако, как показывает практика, нередки случаи задержки доставки товара, последующего отказа продавца от исполнения договора в связи с отсутствием товара на складе, нежелания продавца передавать товары, приобретенные покупателем со значительной скидкой, а в некоторых ситуациях и вовсе - поиска несуществующего продавца. Нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю применительно к дистанционному формату торговли нельзя признать эффективными (по крайней мере на данном этапе, при отсутствии единых и контролируемых платформ по онлайн-урегулированию претензий). Отсутствие личного взаимодействия определенным образом сказывается на предъявлении соответствующих требований. Покупатели периодически сталкиваются с трудностями по возврату денежных средств, они лишены возможности незамедлительно перезаказать товар, учитывая, что даже при благоприятном исходе процедура перевода денежных средств занимает определенное (а иной раз и длительное) время. К сожалению, такого рода случаи не единичны в судебной практике <12>. Полагаем, во избежание подобных конфликтов и принимая во внимание масштабность поставленной проблемы, в качестве дополнительных гарантий для потребителя можно настаивать на усилении мер ответственности за такие нарушения, например посредством закрепления фиксированных штрафов в пользу потребителя или иным подобным образом.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)К числу опорных элементов в механизме защиты прав потребителей можно отнести достаточно детальную регламентацию порядка, формы и способов оплаты товара. Применительно к способу и форме оплаты товаров законодатель ясно выразил свою позицию в положениях ст. 16 и 16.1 Закона о защите прав потребителей, закрепляя в числе недопустимых условий договора, запретов и обязанностей, налагаемых на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), неприемлемость лишения потребителя права на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг). Касательно же самого момента оплаты, действует лишь общее правило ГК РФ об оплате товара покупателем непосредственно до или после передачи его продавцом, если иное не установлено законом или договором. Такие нормативно допустимые отступления позволяют продавцам-участникам дистанционной продажи безальтернативно навязывать покупателям предварительную оплату товаров. Тем самым покупатель, принимая во внимание невозможность участия в согласовании условий договора, лишен вариативности исполнения своей основной обязанности, в том числе посредством наличной формы расчетов, как это предполагается ст. 16.1 указанного Закона. Однако, как показывает практика, нередки случаи задержки доставки товара, последующего отказа продавца от исполнения договора в связи с отсутствием товара на складе, нежелания продавца передавать товары, приобретенные покупателем со значительной скидкой, а в некоторых ситуациях и вовсе - поиска несуществующего продавца. Нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю применительно к дистанционному формату торговли нельзя признать эффективными (по крайней мере на данном этапе, при отсутствии единых и контролируемых платформ по онлайн-урегулированию претензий). Отсутствие личного взаимодействия определенным образом сказывается на предъявлении соответствующих требований. Покупатели периодически сталкиваются с трудностями по возврату денежных средств, они лишены возможности незамедлительно перезаказать товар, учитывая, что даже при благоприятном исходе процедура перевода денежных средств занимает определенное (а иной раз и длительное) время. К сожалению, такого рода случаи не единичны в судебной практике <12>. Полагаем, во избежание подобных конфликтов и принимая во внимание масштабность поставленной проблемы, в качестве дополнительных гарантий для потребителя можно настаивать на усилении мер ответственности за такие нарушения, например посредством закрепления фиксированных штрафов в пользу потребителя или иным подобным образом.
Готовое решение: Особенности взыскания неустойки по договору купли-продажи (поставки)
(КонсультантПлюс, 2025)Договор расторгается и тогда, когда покупатель, который не получил в срок предоплаченный товар, требует вернуть предоплату (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Полагаем, в этом случае он может потребовать неустойку за просрочку передачи товара только за период до предъявления требования о возврате предоплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Договор расторгается и тогда, когда покупатель, который не получил в срок предоплаченный товар, требует вернуть предоплату (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Полагаем, в этом случае он может потребовать неустойку за просрочку передачи товара только за период до предъявления требования о возврате предоплаты.