Нарушение прав обучающегося
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение прав обучающегося (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 209, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6, 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требований ГОСТ 31937-2011, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из отсутствия должного эксплуатационного контроля за состоянием здания школы, которое может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью и иных лиц, посещающих здание."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обучение по охране труда: когда необходимо, как оплачивать
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 20)Обучение по охране труда - не нарушение прав работников
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 20)Обучение по охране труда - не нарушение прав работников
Готовое решение: Как уволить педагогического работника
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение прав обучающихся на участие в управлении Организацией в порядке, предусмотренном Уставом;
(КонсультантПлюс, 2025)нарушение прав обучающихся на участие в управлении Организацией в порядке, предусмотренном Уставом;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
Статья: Прокурорская проверка подготовки научно-педагогических кадров
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)В статье рассматривается специфика прокурорской проверки подготовки аспирантов (адъюнктов). Обозначены проверочные действия, позволяющие установить нарушение образовательных прав обучающихся, и меры прокурорского реагирования по их восстановлению.
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)В статье рассматривается специфика прокурорской проверки подготовки аспирантов (адъюнктов). Обозначены проверочные действия, позволяющие установить нарушение образовательных прав обучающихся, и меры прокурорского реагирования по их восстановлению.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> Н.И. Клейн, сравнивая легальные списки способов защиты по действующему ГК и ГК РСФСР 1964 г., утверждает: "Самозащита - новый для законодательства РФ способ защиты гражданских прав" (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Изд. М.Ю. Тихомирова, 1997. С. 35, 32). По мнению Б.М. Гонгало, Т.И. Илларионовой и В.А. Плетнева, "по признаку управомоченного способы защиты могут быть классифицированы на... применяемые непосредственно управомоченными лицами, чьи права нарушены" (Гражданское право. Учеб. для вузов. Ч. 1 / Под ред. Б.М. Гонгало, Т.И. Илларионовой, В.А. Плетнева. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С. 54).
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> Н.И. Клейн, сравнивая легальные списки способов защиты по действующему ГК и ГК РСФСР 1964 г., утверждает: "Самозащита - новый для законодательства РФ способ защиты гражданских прав" (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Изд. М.Ю. Тихомирова, 1997. С. 35, 32). По мнению Б.М. Гонгало, Т.И. Илларионовой и В.А. Плетнева, "по признаку управомоченного способы защиты могут быть классифицированы на... применяемые непосредственно управомоченными лицами, чьи права нарушены" (Гражданское право. Учеб. для вузов. Ч. 1 / Под ред. Б.М. Гонгало, Т.И. Илларионовой, В.А. Плетнева. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С. 54).
Статья: Персональные данные и этика в эру искусственного интеллекта: правовые аспекты цифровизации образования
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 6)Несмотря на наличие отдельных законодательных инициатив, в российском правовом поле отсутствует комплексное регулирование использования технологий искусственного интеллекта в образовании. Это создает правовую неопределенность для образовательных учреждений, внедряющих такие технологии, и может привести к нарушению прав обучающихся на защиту персональных данных и доступ к качественному образованию.
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 6)Несмотря на наличие отдельных законодательных инициатив, в российском правовом поле отсутствует комплексное регулирование использования технологий искусственного интеллекта в образовании. Это создает правовую неопределенность для образовательных учреждений, внедряющих такие технологии, и может привести к нарушению прав обучающихся на защиту персональных данных и доступ к качественному образованию.
Статья: Административно-правовые средства защиты прав обучающихся
(Гольтяпина И.Ю., Банщикова С.Л.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Часть 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством об образовании порядка реализации прав и свобод обучающихся, но вместе с тем анализ соответствующих правовых норм не позволяет увидеть прямого запрета на организацию обучения в социальных сетях, что создает почву для нарушения прав обучающихся. Обусловлено это и тем, что легального определения категории ЭИОСО в настоящее время нет. Полагаем, что перечисленные выше обязанности образовательной организации по обеспечению требований к ЭИОСО обусловливают реализацию соответствующих прав обучающихся, и в этой связи невыполнение подобных требований может быть квалифицировано как нарушение прав обучающегося по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ. Имеющаяся в настоящее время неопределенность правоприменения обусловлена в том числе и неточными формулировками, поскольку соответствующие пункты образовательных стандартов не оперируют такими категориями, как "права обучающихся". Аргументировать наличие прав обучающихся с целью составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ на практике достаточно сложно. Уровень правовой культуры образовательной организации ориентирован на конкретные формулировки, очевидная необходимость расширительного толкования становится затруднительной.
(Гольтяпина И.Ю., Банщикова С.Л.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Часть 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством об образовании порядка реализации прав и свобод обучающихся, но вместе с тем анализ соответствующих правовых норм не позволяет увидеть прямого запрета на организацию обучения в социальных сетях, что создает почву для нарушения прав обучающихся. Обусловлено это и тем, что легального определения категории ЭИОСО в настоящее время нет. Полагаем, что перечисленные выше обязанности образовательной организации по обеспечению требований к ЭИОСО обусловливают реализацию соответствующих прав обучающихся, и в этой связи невыполнение подобных требований может быть квалифицировано как нарушение прав обучающегося по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ. Имеющаяся в настоящее время неопределенность правоприменения обусловлена в том числе и неточными формулировками, поскольку соответствующие пункты образовательных стандартов не оперируют такими категориями, как "права обучающихся". Аргументировать наличие прав обучающихся с целью составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ на практике достаточно сложно. Уровень правовой культуры образовательной организации ориентирован на конкретные формулировки, очевидная необходимость расширительного толкования становится затруднительной.
Статья: Проблемы и перспективы развития административной ответственности за совершение правонарушений в сфере высшего образования
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Учитывая значительную автономию вузов в принятии локальных нормативных актов, важным представляется определение возможности наступления административной ответственности за нарушение прав обучающихся, предусмотренных локальными нормативными актами. Закон об образовании содержит открытый перечень прав обучающихся, предусматривая также отнесение к ним прав, установленных локальными нормативными актами (ст. 34). Более того, как отмечает Е.В. Пуляева, на уровень локальных актов перенесено регулирование процедурных механизмов реализации этих прав <5>.
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Учитывая значительную автономию вузов в принятии локальных нормативных актов, важным представляется определение возможности наступления административной ответственности за нарушение прав обучающихся, предусмотренных локальными нормативными актами. Закон об образовании содержит открытый перечень прав обучающихся, предусматривая также отнесение к ним прав, установленных локальными нормативными актами (ст. 34). Более того, как отмечает Е.В. Пуляева, на уровень локальных актов перенесено регулирование процедурных механизмов реализации этих прав <5>.
Статья: Образовательные организации как операторы обработки персональных данных: проблемы защиты конституционного права на частную жизнь
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Вместе с тем действующие и будущие размеры административных штрафов для операторов не направлены на решение проблемы восстановления нарушенных прав субъектов персональных данных, чьи данные попадают в открытый доступ записей, относящихся к персональным данным граждан России. Штраф как административная санкция, установленная государством за совершение административного правонарушения, по-нашему мнению, только косвенно влияет на предупреждение совершения новых правонарушений. Данный штраф носит лишь "карательный" характер и взыскивается в пользу государства <14>. Применение такой меры в отношении операторов - образовательных организаций автоматически не восстанавливает нарушенные права обучающихся, их родителей (законных представителей) как субъектов персональных данных на неприкосновенность их частной жизни. Данные лица вправе лишь в порядке гражданского судопроизводства требовать от оператора обработки персональных данных компенсации морального вреда, возмещения убытков за совершение нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, что в настоящее время также стало затруднительным в виду увеличения с 9 сентября 2024 г. размеров государственных пошлин, которые необходимо уплачивать при подаче в суд исковых заявлений имущественного характера <15>.
(Пибаева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Вместе с тем действующие и будущие размеры административных штрафов для операторов не направлены на решение проблемы восстановления нарушенных прав субъектов персональных данных, чьи данные попадают в открытый доступ записей, относящихся к персональным данным граждан России. Штраф как административная санкция, установленная государством за совершение административного правонарушения, по-нашему мнению, только косвенно влияет на предупреждение совершения новых правонарушений. Данный штраф носит лишь "карательный" характер и взыскивается в пользу государства <14>. Применение такой меры в отношении операторов - образовательных организаций автоматически не восстанавливает нарушенные права обучающихся, их родителей (законных представителей) как субъектов персональных данных на неприкосновенность их частной жизни. Данные лица вправе лишь в порядке гражданского судопроизводства требовать от оператора обработки персональных данных компенсации морального вреда, возмещения убытков за совершение нарушений законодательства Российской Федерации в области персональных данных, что в настоящее время также стало затруднительным в виду увеличения с 9 сентября 2024 г. размеров государственных пошлин, которые необходимо уплачивать при подаче в суд исковых заявлений имущественного характера <15>.
Ситуация: Что делать в случае отчисления ребенка из школы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отчисление ребенка из школы возможно, только если он совершил проступки, при которых его дальнейшее пребывание в школе может быть расценено как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся и нарушающее права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отчисление ребенка из школы возможно, только если он совершил проступки, при которых его дальнейшее пребывание в школе может быть расценено как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся и нарушающее права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона N 273-ФЗ).
Готовое решение: Как составить договор возмездного оказания услуг между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности сторон по отдельным видам договоров оказания услуг могут быть закреплены также в нормативно-правовых актах, регулирующих соответствующий вид услуг. Например, исполнитель по договору об оказании платных образовательных услуг вправе отказаться от договора при нарушении обучающимся обязанности добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план (пп. "б" п. 22 Правил оказания платных образовательных услуг). Отражать такие права и обязанности в договоре не требуется.
(КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности сторон по отдельным видам договоров оказания услуг могут быть закреплены также в нормативно-правовых актах, регулирующих соответствующий вид услуг. Например, исполнитель по договору об оказании платных образовательных услуг вправе отказаться от договора при нарушении обучающимся обязанности добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план (пп. "б" п. 22 Правил оказания платных образовательных услуг). Отражать такие права и обязанности в договоре не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)7. Частью 7 комментируемой статьи установлено, что взимание платы за прохождение промежуточной аттестации не допускается. Включение данной нормы в комментируемый Закон объясняется тем, что в период обсуждения законопроекта возникало множество споров между органами Роспотребнадзора и вузами (ссузами) относительно включения в текст договоров об оказании платных образовательных услуг положений о том, что учебное заведение вправе взимать дополнительную плату за пересдачу экзаменов и зачетов. Если Роспотребнадзор считал указанные положения ущемляющими права потребителя, то учебные заведения настаивали на правомерности условий договора, ссылаясь на отсутствие законодательного запрета. Принятием комментируемой нормы в споре была поставлена "окончательная точка", нарушения прав обучающихся прекратились.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)7. Частью 7 комментируемой статьи установлено, что взимание платы за прохождение промежуточной аттестации не допускается. Включение данной нормы в комментируемый Закон объясняется тем, что в период обсуждения законопроекта возникало множество споров между органами Роспотребнадзора и вузами (ссузами) относительно включения в текст договоров об оказании платных образовательных услуг положений о том, что учебное заведение вправе взимать дополнительную плату за пересдачу экзаменов и зачетов. Если Роспотребнадзор считал указанные положения ущемляющими права потребителя, то учебные заведения настаивали на правомерности условий договора, ссылаясь на отсутствие законодательного запрета. Принятием комментируемой нормы в споре была поставлена "окончательная точка", нарушения прав обучающихся прекратились.
Статья: Некоторые проблемы установления пределов правового регулирования общественных отношений в сфере образования
(Матвеев В.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)При этом наложение мер дисциплинарного взыскания является достаточно длительной процедурой и не может решить проблему "здесь и сейчас", если обучающийся появился в образовательной организации в одежде, не соответствующей установленным требованиям. Иными словами, привлечение к дисциплинарной ответственности является лишь мерой ответственности за уже совершенный проступок. При этом мер пресечения совершаемых обучающимися проступков, а также способов быстрого привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности федеральное законодательство не предусматривает. В связи с этим у администрации образовательной организации и педагогических работников может появиться соблазн решения данной проблемы путем запрета допуска к занятиям или удаления с занятий до устранения нарушения требований. В данном случае это будет являться нарушением права на общее образование, которое является обязательным и общедоступным, так как возможность применения таких ограничительных мер не предусмотрена законодательно. Такое нарушение прав обучающегося может повлечь привлечение виновных к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.
(Матвеев В.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)При этом наложение мер дисциплинарного взыскания является достаточно длительной процедурой и не может решить проблему "здесь и сейчас", если обучающийся появился в образовательной организации в одежде, не соответствующей установленным требованиям. Иными словами, привлечение к дисциплинарной ответственности является лишь мерой ответственности за уже совершенный проступок. При этом мер пресечения совершаемых обучающимися проступков, а также способов быстрого привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности федеральное законодательство не предусматривает. В связи с этим у администрации образовательной организации и педагогических работников может появиться соблазн решения данной проблемы путем запрета допуска к занятиям или удаления с занятий до устранения нарушения требований. В данном случае это будет являться нарушением права на общее образование, которое является обязательным и общедоступным, так как возможность применения таких ограничительных мер не предусмотрена законодательно. Такое нарушение прав обучающегося может повлечь привлечение виновных к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.