Нарушение избирательного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение избирательного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20 "Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" КАС РФ"Ответ Московской городской избирательной комиссии, изложенный в письме от 10 сентября 2022 года N 02-15/2048, в котором указано, что нарушений избирательного законодательства в действиях комиссии не усматривается, также не относится к решениям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принимаемым ею в коллегиальном составе, а также не может рассматриваться, как уклонение от принятия соответствующего решения (бездействие административного ответчика), которые по смыслу положений пункта 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть обжалованы в верховные суды республики, краевые, областные суды, суды города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы влияния нарушений избирательного законодательства на легитимность выборов
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
Статья: Избирательный кодекс Бразилии как пример унифицированного федерального законодательного акта в области избирательных правоотношений
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Относительно соотношения избирательных законов друг с другом по содержанию следует отметить, что кодексом урегулированы, во-первых, материально-правовые аспекты избирательных отношений (избирательные права, хотя и не исчерпывающим образом <45>, органы электоральной юстиции, ответственность за нарушения избирательного законодательства), во-вторых, отдельные вопросы избирательного процесса (наиболее подробно в кодексе регламентируется голосование <46>). Закон N 9.504 считается специальным по отношению к кодексу <47>, он более детально регулирует порядок выборов: особое внимание в нем уделено проведению предвыборных опросов (ст. 33 - 35) и предвыборной агитации (36-57-J), финансированию выборов (статьи 16-C-32), а также голосованию при помощи электронных средств (статьи 59 - 64).
(Старостенко М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Относительно соотношения избирательных законов друг с другом по содержанию следует отметить, что кодексом урегулированы, во-первых, материально-правовые аспекты избирательных отношений (избирательные права, хотя и не исчерпывающим образом <45>, органы электоральной юстиции, ответственность за нарушения избирательного законодательства), во-вторых, отдельные вопросы избирательного процесса (наиболее подробно в кодексе регламентируется голосование <46>). Закон N 9.504 считается специальным по отношению к кодексу <47>, он более детально регулирует порядок выборов: особое внимание в нем уделено проведению предвыборных опросов (ст. 33 - 35) и предвыборной агитации (36-57-J), финансированию выборов (статьи 16-C-32), а также голосованию при помощи электронных средств (статьи 59 - 64).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Глава 13. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Глава 13. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Глава XI. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Глава XI. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
Статья: Устав политической партии как нормативная основа реализации пассивного избирательного права
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)3) нарушение избирательного законодательства, положений устава партии, решений партийных органов;
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)3) нарушение избирательного законодательства, положений устава партии, решений партийных органов;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как отмечалось выше, заявление и документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично и заверить лично (это требование к форме доказательств, т.е. требование к их допустимости), Соответственно, представление и заверение указанных документов иными лицами (в частности, секретарем избирательной комиссии) являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом (подп. "в.1" п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Так, кандидат, являющийся инвалидом и в связи с этим не имеющий возможности самостоятельно написать, заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены (п. 2 и 3 ст. 4, ст. 32, п. 2, 2.2, 3, 3.1, 5.1 ст. 33, подп. "в.1" п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ) <1>. Это также правило о допустимости доказательства.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как отмечалось выше, заявление и документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично и заверить лично (это требование к форме доказательств, т.е. требование к их допустимости), Соответственно, представление и заверение указанных документов иными лицами (в частности, секретарем избирательной комиссии) являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом (подп. "в.1" п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Так, кандидат, являющийся инвалидом и в связи с этим не имеющий возможности самостоятельно написать, заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены (п. 2 и 3 ст. 4, ст. 32, п. 2, 2.2, 3, 3.1, 5.1 ст. 33, подп. "в.1" п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ) <1>. Это также правило о допустимости доказательства.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В ч. 2 ст. 242 КАС РФ указаны особые основания для прекращения производства по делу, обусловленные грубыми нарушениями избирательного законодательства и конституционными ограничениями свободы слова, в соответствии с которыми избирательное объединение приняло решение об исключении кандидата из выдвинутого им списка. Такими нарушениями являются следующие:
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В ч. 2 ст. 242 КАС РФ указаны особые основания для прекращения производства по делу, обусловленные грубыми нарушениями избирательного законодательства и конституционными ограничениями свободы слова, в соответствии с которыми избирательное объединение приняло решение об исключении кандидата из выдвинутого им списка. Такими нарушениями являются следующие:
Статья: Восстановление гарантий избирательных прав граждан и политических партий посредством конституционного правосудия
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2022 г. N 50-П, в котором разъясняется гарантийно-восстановительная функция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в проверке конституционности обжалуемых положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и решений правоприменительных органов: избирательных комиссий и судов. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, принимая решение об утверждении формы и текста избирательного бюллетеня и информационных материалов о кандидатах, не должна отказывать кандидату в учете представленных им и не вызывающих сомнений в достоверности сведений об изменении после регистрации кандидата его должности по основному месту работы или службы <4>. В своем Постановлении от 7 июня 2023 г. N 31-П Конституционный Суд РФ напоминает избирательным комиссиям об их "генеральной (общей) обязанности" обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации в соответствии с "требованиями юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве", "политической и социальной солидарности". Поэтому, если избирательная комиссия обнаруживает ошибку (опечатку) в поданных для регистрации документах, она должна своевременно уведомить об этом заинтересованных субъектов избирательного процесса. Также избирательные комиссии не вправе отказывать в заверении всего списка кандидатов в случае обнаружения ошибки (опечатки) в документах отдельных кандидатов <5>. Конституционный Суд РФ рекомендовал законодателю обратить внимание на те нарушения порядка выдвижения избирательными объединениями кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, которые могут иметь общие по характеру последствия, и реагировать на них в соответствии с принципами равенства и соразмерности. Восстановить свои нарушенные права путем конституционного правосудия могут как самовыдвиженцы, так и граждане, выдвинутые политическими партиями как в одномандатных округах, так и в составе списка кандидатов; политические партии и их региональные отделения <6>. При выявлении недостатков в представленных для регистрации документах избирательная комиссия должна проявлять ответственность и активность, давать разъяснения участникам избирательной кампании для того, чтобы обеспечить конкурентность, прозрачность, свободу выборов и равноправность политических партий и кандидатов. В противном случае бездействие избирательной комиссии является препятствием для участия кандидатов в выборах и может привести к отказу в их регистрации. Законодатель также должен своевременно реагировать на допускаемые нарушения избирательного законодательства путем внесения поправок в действующее законодательство, избегая чрезмерных ограничений, создающих искусственные барьеры для осуществления избирательных прав.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2022 г. N 50-П, в котором разъясняется гарантийно-восстановительная функция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в проверке конституционности обжалуемых положений Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и решений правоприменительных органов: избирательных комиссий и судов. Избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, принимая решение об утверждении формы и текста избирательного бюллетеня и информационных материалов о кандидатах, не должна отказывать кандидату в учете представленных им и не вызывающих сомнений в достоверности сведений об изменении после регистрации кандидата его должности по основному месту работы или службы <4>. В своем Постановлении от 7 июня 2023 г. N 31-П Конституционный Суд РФ напоминает избирательным комиссиям об их "генеральной (общей) обязанности" обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации в соответствии с "требованиями юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве", "политической и социальной солидарности". Поэтому, если избирательная комиссия обнаруживает ошибку (опечатку) в поданных для регистрации документах, она должна своевременно уведомить об этом заинтересованных субъектов избирательного процесса. Также избирательные комиссии не вправе отказывать в заверении всего списка кандидатов в случае обнаружения ошибки (опечатки) в документах отдельных кандидатов <5>. Конституционный Суд РФ рекомендовал законодателю обратить внимание на те нарушения порядка выдвижения избирательными объединениями кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, которые могут иметь общие по характеру последствия, и реагировать на них в соответствии с принципами равенства и соразмерности. Восстановить свои нарушенные права путем конституционного правосудия могут как самовыдвиженцы, так и граждане, выдвинутые политическими партиями как в одномандатных округах, так и в составе списка кандидатов; политические партии и их региональные отделения <6>. При выявлении недостатков в представленных для регистрации документах избирательная комиссия должна проявлять ответственность и активность, давать разъяснения участникам избирательной кампании для того, чтобы обеспечить конкурентность, прозрачность, свободу выборов и равноправность политических партий и кандидатов. В противном случае бездействие избирательной комиссии является препятствием для участия кандидатов в выборах и может привести к отказу в их регистрации. Законодатель также должен своевременно реагировать на допускаемые нарушения избирательного законодательства путем внесения поправок в действующее законодательство, избегая чрезмерных ограничений, создающих искусственные барьеры для осуществления избирательных прав.
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В ходе рассмотрения дела было установлено, что кандидат в депутаты знал о своей погашенной судимости, однако при подаче заявления о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения сведения о судимости, в нарушение норм избирательного законодательства, не указал. Ссылка административного ответчика на Уголовный кодекс РФ судом принята не была, поскольку в данном случае правовые последствия сокрытия сведений о погашенной судимости предусматриваются не уголовным законодательством, а избирательным.
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)В ходе рассмотрения дела было установлено, что кандидат в депутаты знал о своей погашенной судимости, однако при подаче заявления о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения сведения о судимости, в нарушение норм избирательного законодательства, не указал. Ссылка административного ответчика на Уголовный кодекс РФ судом принята не была, поскольку в данном случае правовые последствия сокрытия сведений о погашенной судимости предусматриваются не уголовным законодательством, а избирательным.
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- рассмотрение обращений заинтересованных лиц о нарушении избирательного законодательства, применение соответствующих мер ответственности;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- рассмотрение обращений заинтересованных лиц о нарушении избирательного законодательства, применение соответствующих мер ответственности;
Статья: Феномен спойлерства и значение цели в публичном праве
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 5)Так, политическая партия "ЯБЛОКО" обратилась в ЦИК РФ с жалобой на нарушение избирательного законодательства в ходе выборов депутатов Государственной Думы РФ восьмого созыва и просила признать их результаты недействительными. В числе многих иных доводов жалобы было указано на использование "грязных" избирательных технологий, а именно выдвижение двух кандидатов под именем Борис Вишневский в одномандатном избирательном округе N 216 (г. Санкт-Петербург, Центральный избирательный округ). Постановлением ЦИК РФ в удовлетворении данной жалобы было отказано, при этом среди прочего было отмечено следующее: "...законодательство о выборах не содержит запрета на выдвижение на одних и тех же выборах граждан, имеющих одинаковые фамилию и имя" <17>. По причинам, рассмотренным ниже, с указанным тезисом невозможно не согласиться; вместе с тем это не значит, что отсутствуют правовые средства, которые позволили бы эффективно препятствовать такого рода злоупотреблениям избирательными правами.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 5)Так, политическая партия "ЯБЛОКО" обратилась в ЦИК РФ с жалобой на нарушение избирательного законодательства в ходе выборов депутатов Государственной Думы РФ восьмого созыва и просила признать их результаты недействительными. В числе многих иных доводов жалобы было указано на использование "грязных" избирательных технологий, а именно выдвижение двух кандидатов под именем Борис Вишневский в одномандатном избирательном округе N 216 (г. Санкт-Петербург, Центральный избирательный округ). Постановлением ЦИК РФ в удовлетворении данной жалобы было отказано, при этом среди прочего было отмечено следующее: "...законодательство о выборах не содержит запрета на выдвижение на одних и тех же выборах граждан, имеющих одинаковые фамилию и имя" <17>. По причинам, рассмотренным ниже, с указанным тезисом невозможно не согласиться; вместе с тем это не значит, что отсутствуют правовые средства, которые позволили бы эффективно препятствовать такого рода злоупотреблениям избирательными правами.
Статья: Правовое регулирование общественного наблюдения за дистанционным электронным голосованием на выборах в России
(Федоров В.И.)
("Современное право", 2024, N 5)Общественное наблюдение за ДЭГ призвано обеспечивать легитимность результатов выборов. Ключевыми задачами наблюдения выступают информирование о фиксируемых сбоях в работе портала ДЭГ, проверка корректности расшифровки электронного бюллетеня и частичных расшифровок суммарного бюллетеня. Большинство проблем связаны не с нарушением целостности избирательного бюллетеня, а со сбоями в работе портала и с отличиями в персональных данных избирателей. По мнению Г.Н. Митина, проблемы, связанные с нарушениями избирательного законодательства, пытаются минимизировать все участники выборов, но нарушения всегда встречаются, однако их тяжесть значительно отличается по степени общественного вреда [3, с. 50].
(Федоров В.И.)
("Современное право", 2024, N 5)Общественное наблюдение за ДЭГ призвано обеспечивать легитимность результатов выборов. Ключевыми задачами наблюдения выступают информирование о фиксируемых сбоях в работе портала ДЭГ, проверка корректности расшифровки электронного бюллетеня и частичных расшифровок суммарного бюллетеня. Большинство проблем связаны не с нарушением целостности избирательного бюллетеня, а со сбоями в работе портала и с отличиями в персональных данных избирателей. По мнению Г.Н. Митина, проблемы, связанные с нарушениями избирательного законодательства, пытаются минимизировать все участники выборов, но нарушения всегда встречаются, однако их тяжесть значительно отличается по степени общественного вреда [3, с. 50].
Статья: Особенности конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий на современном этапе развития российского избирательного права
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Очевидно, что только избирательные комиссии могут реагировать на случаи нарушения избирательного законодательства наиболее быстро, оперативно, с наименьшими процессуальными нюансами. В таком случае судебная процедура стала бы излишне отягощать избирательный процесс.
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Очевидно, что только избирательные комиссии могут реагировать на случаи нарушения избирательного законодательства наиболее быстро, оперативно, с наименьшими процессуальными нюансами. В таком случае судебная процедура стала бы излишне отягощать избирательный процесс.
Статья: Совершенствование законодательства об электоральном общественном контроле
(Михеева Т.Н., Шабалин Г.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Итогом продолжительной дискуссии стал отказ от скептического отношения к субъектам общественного контроля в избирательном процессе. Существующая точка зрения, подразумевающая, что контроль за проведением выборов со стороны независимых общественных наблюдателей способствует повышению доверия граждан к избирательному процессу, позволяет предотвратить различные нарушения избирательного законодательства в ходе проведения выборов и определения итогов голосования, нашла отражение в законодательстве. Внесенные в пункт 4 ст. 30 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав" изменения позволяют некоторым субъектам общественного контроля назначать наблюдателей при проведении избирательных кампаний, если законом, регулирующим соответствующие выборы, прямо предусмотрена такая возможность.
(Михеева Т.Н., Шабалин Г.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Итогом продолжительной дискуссии стал отказ от скептического отношения к субъектам общественного контроля в избирательном процессе. Существующая точка зрения, подразумевающая, что контроль за проведением выборов со стороны независимых общественных наблюдателей способствует повышению доверия граждан к избирательному процессу, позволяет предотвратить различные нарушения избирательного законодательства в ходе проведения выборов и определения итогов голосования, нашла отражение в законодательстве. Внесенные в пункт 4 ст. 30 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав" изменения позволяют некоторым субъектам общественного контроля назначать наблюдателей при проведении избирательных кампаний, если законом, регулирующим соответствующие выборы, прямо предусмотрена такая возможность.