Народная законодательная инициатива
Подборка наиболее важных документов по запросу Народная законодательная инициатива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности конституционно-правового развития Республики Чили
(Колесников Е.В., Пажетных Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Государство гарантирует экологическую демократию (ст. 154), концепция которой только формируется. Установлено право народной законодательной инициативы, которое не может относиться к налогам, государственному бюджету или ограничению основных прав.
(Колесников Е.В., Пажетных Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Государство гарантирует экологическую демократию (ст. 154), концепция которой только формируется. Установлено право народной законодательной инициативы, которое не может относиться к налогам, государственному бюджету или ограничению основных прав.
Статья: Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)7. Общероссийское голосование. Современное российское законодательство пока не знает такого термина. В действующей Конституции есть лишь три формы непосредственного осуществления народом Российской Федерации своей власти - выборы и референдум в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации и всенародное голосование в соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации. Поскольку ст. 3 Конституции Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня форм непосредственного выражения власти народа, допускаются и иные формы. Среди таковых, например, в федеральном и региональном законодательстве России встречаются институты народной законодательной инициативы, схода граждан и т.д.
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)7. Общероссийское голосование. Современное российское законодательство пока не знает такого термина. В действующей Конституции есть лишь три формы непосредственного осуществления народом Российской Федерации своей власти - выборы и референдум в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации и всенародное голосование в соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации. Поскольку ст. 3 Конституции Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня форм непосредственного выражения власти народа, допускаются и иные формы. Среди таковых, например, в федеральном и региональном законодательстве России встречаются институты народной законодательной инициативы, схода граждан и т.д.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. На территории Донецкой Народной Республики по инициативе законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. На территории Донецкой Народной Республики по инициативе законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 6-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики"3. На территории Луганской Народной Республики по инициативе законодательного (представительного) органа Луганской Народной Республики, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики"3. На территории Луганской Народной Республики по инициативе законодательного (представительного) органа Луганской Народной Республики, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<83> См., например, уставы Краснодарского, Красноярского краев, Астраханской, Брянской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Томской областей, Еврейской автономной области и др. См. также, например: Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае", Закон Томской области от 12 февраля 2007 г. "О гражданской законодательной инициативе в Томской области", Закон Иркутской области от 18 июня 2010 г. "О народной правотворческой инициативе", Закон Калужской области от 3 июня 1996 г. "О народной правотворческой инициативе".
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<83> См., например, уставы Краснодарского, Красноярского краев, Астраханской, Брянской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Томской областей, Еврейской автономной области и др. См. также, например: Закон Алтайского края от 11 февраля 2002 г. "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае", Закон Томской области от 12 февраля 2007 г. "О гражданской законодательной инициативе в Томской области", Закон Иркутской области от 18 июня 2010 г. "О народной правотворческой инициативе", Закон Калужской области от 3 июня 1996 г. "О народной правотворческой инициативе".
Статья: Конституция Российской Федерации как национальный проект реализации прав народа на участие в законотворческом процессе
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Практически во всех субъектах РФ приняты законы, регламентирующие право народа на гражданскую законодательную инициативу. При определении требований к субъекту права реализации народной законодательной инициативы, как правило, предъявляются требования, тождественные для активного избирательного права. Имеются некоторые особенности в определении таких прав. Например, прописывается необходимость соблюдения факта проживания вне зависимости от места реализации избирательного права: в Томской области право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям Томской области - гражданам РФ, имеющим место жительства в Томской области независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом <12>; а в г. Москве субъектами реализации законодательной инициативы являются жители, имеющие место жительства в г. Москве независимо от сроков проживания, места рождения и обладающие избирательным правом <13>.
(Фомичева О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Практически во всех субъектах РФ приняты законы, регламентирующие право народа на гражданскую законодательную инициативу. При определении требований к субъекту права реализации народной законодательной инициативы, как правило, предъявляются требования, тождественные для активного избирательного права. Имеются некоторые особенности в определении таких прав. Например, прописывается необходимость соблюдения факта проживания вне зависимости от места реализации избирательного права: в Томской области право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям Томской области - гражданам РФ, имеющим место жительства в Томской области независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом <12>; а в г. Москве субъектами реализации законодательной инициативы являются жители, имеющие место жительства в г. Москве независимо от сроков проживания, места рождения и обладающие избирательным правом <13>.
Статья: Толкование конституций в республиках - субъектах Российской Федерации: от судебного к какому?
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.