Наполняемость классов в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Наполняемость классов в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Дефицит государственных объектов образования в отдельных микрорайонах города был одним из условий многочисленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившихся в превышении предельной наполняемости классов в школах и групп в детских садах, что отрицательно сказывалось на качестве усвоения детьми учебного материала, препятствовало эффективности профилактики инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, что отражено в представлении, внесенном в адрес губернатора Санкт-Петербурга.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Дефицит государственных объектов образования в отдельных микрорайонах города был одним из условий многочисленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившихся в превышении предельной наполняемости классов в школах и групп в детских садах, что отрицательно сказывалось на качестве усвоения детьми учебного материала, препятствовало эффективности профилактики инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, что отражено в представлении, внесенном в адрес губернатора Санкт-Петербурга.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подходы к определению малокомплектной школы в субъектах Российской Федерации разнятся. Согласно Закону Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" малокомплектной признается общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и отвечающая таким критериям, как транспортная удаленность (время подвоза обучающихся превышает 30 мин. и отсутствует транспортная доступность иной общеобразовательной организации) и средняя наполняемость класса (не более 9 человек). По закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" малокомплектной образовательной организацией является общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, где отсутствует ежедневное транспортное сообщение для подвоза детей в образовательные организации, средняя наполняемость класса не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся - не более 70 человек в случае реализации программ начального общего и основного общего образования и не более 100 человек в случае реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подходы к определению малокомплектной школы в субъектах Российской Федерации разнятся. Согласно Закону Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" малокомплектной признается общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и отвечающая таким критериям, как транспортная удаленность (время подвоза обучающихся превышает 30 мин. и отсутствует транспортная доступность иной общеобразовательной организации) и средняя наполняемость класса (не более 9 человек). По закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" малокомплектной образовательной организацией является общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, где отсутствует ежедневное транспортное сообщение для подвоза детей в образовательные организации, средняя наполняемость класса не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся - не более 70 человек в случае реализации программ начального общего и основного общего образования и не более 100 человек в случае реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
(ред. от 04.03.2025)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180)23. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах <31>.
(ред. от 04.03.2025)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180)23. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах <31>.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
(ред. от 30.08.2024)
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)3.4.14. Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
(ред. от 30.08.2024)
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)3.4.14. Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
Ситуация: Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, в таких случаях устанавливается ограничение по количеству детей с ОВЗ в классах, группах (в том числе в детском саду). Например, при обучении в школе совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех, а также должна соблюдаться предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (п. 29 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115; п. 20 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, в таких случаях устанавливается ограничение по количеству детей с ОВЗ в классах, группах (в том числе в детском саду). Например, при обучении в школе совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех, а также должна соблюдаться предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (п. 29 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115; п. 20 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
Вопрос: Отличается ли статус гимназии от статуса школы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Гимназии и школы имеют статус общеобразовательных организаций. При этом в образовательной программе гимназии предусматривается дополнительное проведение индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации отдельных лекций, циклов, курсов, кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, установлены особенности к наполняемости классов гимназии, учебной нагрузке преподавателей, оплате труда руководителей, их заместителей, педагогических и библиотечных работников гимназии. За обучающимися гимназий сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс средней общеобразовательной школы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Гимназии и школы имеют статус общеобразовательных организаций. При этом в образовательной программе гимназии предусматривается дополнительное проведение индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации отдельных лекций, циклов, курсов, кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, установлены особенности к наполняемости классов гимназии, учебной нагрузке преподавателей, оплате труда руководителей, их заместителей, педагогических и библиотечных работников гимназии. За обучающимися гимназий сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс средней общеобразовательной школы.
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для педагогических работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На региональном уровне могут устанавливаться аналогичные доплаты. Так, например, педагогическим работникам государственных образовательных организаций г. Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, выполняющим функции классного руководителя, помимо ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 000 руб. в месяц установлено ежемесячное городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя исходя из расчета 12 500 руб. при наполняемости класса в 25 обучающихся. Размер указанного вознаграждения корректируется, если в классе иная наполняемость и (или) если есть обучающиеся из числа детей-инвалидов (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 30.08.2018 N 1027-ПП; п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ДОНМ от 01.12.2021 N 737).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)На региональном уровне могут устанавливаться аналогичные доплаты. Так, например, педагогическим работникам государственных образовательных организаций г. Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, выполняющим функции классного руководителя, помимо ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 000 руб. в месяц установлено ежемесячное городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя исходя из расчета 12 500 руб. при наполняемости класса в 25 обучающихся. Размер указанного вознаграждения корректируется, если в классе иная наполняемость и (или) если есть обучающиеся из числа детей-инвалидов (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 30.08.2018 N 1027-ПП; п. 1.2 Порядка, утв. Приказом ДОНМ от 01.12.2021 N 737).
Вопрос: Какие требования предъявляются к проектированию школ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливают заданием на проектирование. Площади учебных помещений принимают исходя из площади помещения на 1 обучающегося по СП 2.4.3648-20 и расчетного количества мест в учебном помещении (п. 4.5 СП 251.1325800.2016). Согласно абз. 3 п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливают заданием на проектирование. Площади учебных помещений принимают исходя из площади помещения на 1 обучающегося по СП 2.4.3648-20 и расчетного количества мест в учебном помещении (п. 4.5 СП 251.1325800.2016). Согласно абз. 3 п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:
Вопрос: Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к малокомплектным школам?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В малокомплектных школах, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее 3 человек, обучающиеся нескольких классов (до четырех) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек (Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В малокомплектных школах, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее 3 человек, обучающиеся нескольких классов (до четырех) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек (Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21).
Статья: Правовое регулирование взаимодействия образовательной и миграционной политики в России: равенство возможностей и интеграция через образование
(Резаков М.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Критерий "доступ к образованию" - один из восьми проанализированных учеными Высшей школы экономики (Москва), по их анализу механизм интеграции мигрантов не соотносится с высокими показателями развития сферы образования в России. По их мнению, существующие механизмы адаптации студентов в вузе недостаточно эффективны, в начальной системе образования почти полностью отсутствуют. Существующие перекосы в наполняемости классов не способствуют формированию благополучной среды общения детей-мигрантов и коренных жителей. Отмечаются случаи в невозможности получения обязательного получении доступа к образованию в связи с административными трудностями регистрации родителей. Также играет роль и недостаточная подготовка педагогических кадров по работе с данной категорией граждан.
(Резаков М.Р.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)Критерий "доступ к образованию" - один из восьми проанализированных учеными Высшей школы экономики (Москва), по их анализу механизм интеграции мигрантов не соотносится с высокими показателями развития сферы образования в России. По их мнению, существующие механизмы адаптации студентов в вузе недостаточно эффективны, в начальной системе образования почти полностью отсутствуют. Существующие перекосы в наполняемости классов не способствуют формированию благополучной среды общения детей-мигрантов и коренных жителей. Отмечаются случаи в невозможности получения обязательного получении доступа к образованию в связи с административными трудностями регистрации родителей. Также играет роль и недостаточная подготовка педагогических кадров по работе с данной категорией граждан.
Вопрос: Какими нормативными документами определяется предельная наполняемость классов, групп для обучающихся с ОВЗ?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)Предельная наполняемость классов в общеобразовательных организациях регламентирована СП 2.4.3648-20 (пункт 3.4.14).
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)Предельная наполняемость классов в общеобразовательных организациях регламентирована СП 2.4.3648-20 (пункт 3.4.14).